Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не будь преградой сам себе

03.12.2004
в ЧелГУ  накоплен уникальный опыт обучения людей с ограниченными возможностями

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Инвалиды - чаще всего люди особой воли, большого мужества, богатого внутреннего содержания. Кто-то из них ограничен в передвижении, другие не могут видеть краски мира, слышать многообразие его звуков. Но среди них немало талантливых людей, которые, к сожалению, не всегда могут получить высшее образование. К счастью, у инвалидов, проживающих в нашей области, такая возможность есть. Вот уже более десяти лет Челябинский государственный университет обучает инвалидов и накопил в решении этой проблемы бесценный опыт.

в ЧелГУ накоплен уникальный опыт обучения людей с ограниченными возможностями

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Инвалиды - чаще всего люди особой воли, большого мужества, богатого внутреннего содержания. Кто-то из них ограничен в передвижении, другие не могут видеть краски мира, слышать многообразие его звуков. Но среди них немало талантливых людей, которые, к сожалению, не всегда могут получить высшее образование. К счастью, у инвалидов, проживающих в нашей области, такая возможность есть. Вот уже более десяти лет Челябинский государственный университет обучает инвалидов и накопил в решении этой проблемы бесценный опыт. О нем мы и беседуем с директором института проблем доступности высшего образования, доктором педагогических наук Еленой МАРТЫНОВОЙ.

-- Елена Александровна, много ли у нас в России вузов, которые, подобно ЧелГУ, занимаются обучением инвалидов? Вы, вероятно, изучали этот опыт...

-- Они сегодня есть практически в каждом округе России. Поэтому, по меньшей мере, можно говорить о семи вузах, которые, как и мы, делают доступным образование для людей с ограниченными возможностями.

Среди них Московский технический университет имени Н.Э. Баумана, например. Он уже несколько десятков лет обучает глухих и достиг блестящих успехов.

Новосибирский государственный технический университет тоже обучает глухих. Ценность его опыта - в непрерывности образования, которое начинается с детского сада.

В Московском гуманитарном институте учатся студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

А Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена занимается образованием слепых.

-- Чем же уникален опыт ЧелГУ?

-- Уникальность состоит в том, что мы не делим студентов по группам заболевания, а создаем европейскую модель. Это когда любой ребенок может обучаться в любой школе и в любом вузе вместе с детьми, не имеющими отклонений в здоровье. И по той специальности, которую он выбрал сам.

студент выбирает сам и форму обучения. Кому-то состояние здоровья позволяет учиться на очном отделении, кому-то - на заочном.

-- С какими проблемами столкнулись, когда взялись обучать эту категорию студентов?

-- Молодые люди с нарушением здоровья должны пройти конкурс, как и все. А это непросто. Дойти до финиша - дело тоже сложное. Нужна хорошая подготовка, а она, к сожалению, нередко отсутствует.

Ребята учатся и на дому, и в обычных школах, и в специальных интернатах. Уровень знаний порой очень разный. Им нужна система содействия и помощи. Для этого мы и создали региональный центр образования инвалидов.

-- И какую же помощь он оказывает?

-- В течение года мы начинаем собирать сведения о выпускниках школ. У нас есть база данных молодых инвалидов, которую мы создаем совместно с министерством социальных отношений области. Поэтому имеем полную картину того, кто к нам придет. И практически с каждым работаем индивидуально. Приглашаем на день открытых дверей. Набираем обычно 25 человек и начинаем заниматься с ними.

-- По типу подготовительных курсов?

-- Не совсем. Некоторые ребята пребывали в замкнутом пространстве. Им нужно привыкнуть к новым стенам, научиться общению. Поэтому сначала мы знакомим их с университетом, его библиотекой, с миром профессий. С помощью психолога и педагога помогаем выбрать одну из них. Параллельно ребята занимаются со специалистом по культуре речи (без умения говорить ждать успехов в учебе трудно), осваивают работу на компьютерах, приемы телекоммуникации.

Мы пытаемся помочь осознать им и свой социальный статус. Они ведь должны знать о своих правах и обязанностях.

Потом начинается подготовка по тем предметам, которые им будут нужны при вступительных экзаменах.

-- Кто же ее оплачивает? Сами инвалиды?

-- Нет, ее оплачивает университет. Министерство образования и науки РФ нас не финансирует. Мы получаем целевую помощь от губернатора области, министерства социальных отношений, министерства образования и науки области, чем-то помогает и общество инвалидов.

Последний пример - местные власти выделили нам средства для создания учебно-досугового центра для инвалидов.

-- А как вы решаете проблему трудоустройства выпускников? Ведь сегодня она является одной из самых острых...

-- 60 процентов наших выпускников находят себе работу по специальности. Некоторые остаются в университете, становятся аспирантами, сотрудниками, преподавателями. Среди наших выпускников есть помощник депутата, мастер энергоцеха, юрисконсульт, налоговый инспектор, пристав и т.д. Надежда Акашкина, например, работает в Бостоне (США). Вышла там замуж.

Статистика говорит о том, что всего 15 процентов инвалидов имеют либо постоянную, либо временную работу. Все меньше остается специализированных предприятий. Инвалиды должны работать теперь по тем же специальностям, что и все.

Проблему трудоустройства мы решаем совместно с федеральной службой занятости по нашей области. открыли интернет-агентство на своем сайте. Но решить проблему до конца пока, к сожалению, не можем. Тут нужны усилия не только университета.

-- Но, может быть, общество не заинтересовано в данный момент в решении этой проблемы? Перспективна ли она, с вашей точки зрения?

-- Конечно. Мы взялись за нее, потому что это одна из важных социально-экономических проблем региона. И она нарастает, как, впрочем, и во всем мире тоже. Несмотря на то, что качество жизни растет, одновременно растет и инвалидность. И нам от этой проблемы не уйти, тем более при нашей экологии и уровне жизни...

-- Радуют ли вас плоды вашей работы?

-- Конечно. В 1992/1993 учебном году мы впервые зачислили 20 студентов на три факультета (экономический, юридический и филологический). В 2004/2005 учебном году их уже более двухсот. Учатся они на всех 14 факультетах. Эти молодые люди приехали из 26 городов и 14 сельских районов.

Пользу от нашей работы получили не только инвалиды, но и все остальные студенты. Ведь они научились жить вместе. Студенты-инвалиды вместе со всеми участвуют в художественной самодеятельности, танцуют, занимаются спортом.

Мы вплотную подошли к дистанционному обучению. В прошлом году нам присвоили статус учебно-методического центра по обучению инвалидов Уральского федерального округа. Поэтому нам есть куда двигаться.

Университет помог изменить судьбу

Евгений Лебедев, аспирант ЧелГУ, инвалид в связи с детским церебральным параличом:

-- Год назад я окончил исторический факультет. Если на первом-втором курсах я еще испытывал некоторый дискомфорт, то с третьего курса не стало никаких проблем. Когда я как-то пытался доказать, что я такой же, как все, ребята мне говорили: "Ты неправильно мыслишь. Совсем неплохо быть не таким, как все". И у меня произошла переоценка ценностей.

До ЧелГУ я жил и учился в Миассе, в гимназии N 19. Сгладить некоторые моменты мне помогло плавание, которым я занимался в течение десяти лет под руководством Елены Тихоновой. Она предложила мне сначала: "Давай поплаваем для себя, чтобы укрепить здоровье". А потом неожиданно пошел быстрый прогресс. Результаты улучшались каждую неделю. После этого встал вопрос, а не попробовать ли мне себя на каких-нибудь соревнованиях. И я успешно выступил на соревновании в Новосибирске в 1993 году.

Когда переехал в Челябинск, со спортивной карьерой пришлось расстаться. Но в университете я играю за факультет в футбол, волейбол, настольный теннис. Разработал ногу так, что никто не замечает, что с ней что-то не в порядке. Научился одной рукой чистить картошку и делать многое другое.

Не надо ничего бояться и жалеть самого себя. Этим ты отторгаешь себя от общества. Люди инстинктивно уходят от контакта с человеческой бедой. К тому же болезнь позволяет порой гораздо больше, чем сам ты позволяешь себе. И ты искусственно тормозишь свой рост.

Если бы я сказал, что не могу стать членом сборной команды по волейболу, потому что у меня одна действующая рука, меня бы оставили в покое. Значит, я бы не делал того, что сегодня умею.

Александр Шумов, студент математического факультета:

-- После школы я поступил в ЮУрГУ на архитектурный факультет. Но пробыл там студентом всего пять дней. И забрал документы. Туда меня определили родители, которые видели меня почему-то архитектором. Но я понял, что это не мое. И пошел на подготовительные курсы в ЧелГУ, о чем не жалею. Профессию, как жену, человек должен выбирать сам.

Каким я вижу свое будущее? Хотел бы продолжить образование на курсах по экономике, найти работу по специальности и самореализоваться в своей профессии. Предложения уже были, но я отказался, потому что учеба для меня на сегодня - самое важное.

Юлия Высоких, аспирант ЧелГУ, инвалид по зрению:

-- С выбором профессии я определилась уже в восьмом классе. Школу окончила с золотой медалью. А после нее без колебаний поступила на юриспруденцию.

Переход из школы в вуз для меня был сложным вдвойне. Ведь школу я окончила в Уфе. И переехала в Челябинск, где не было ни семьи, ни подруг, ни просто знакомых. Я начинала с нуля, одна в чужом городе. Жила в общежитии.

В учебе была такая проблема: я стеснялась выступать перед аудиторией. Но переборола себя.

На третьем курсе решила ускорить свое обучение и программу двух курсов прошла экстерном. Диплом получила с отличием. Сейчас учусь в аспирантуре по философии. В марте начну обучаться на нотариуса. Хочу сдать квалификационные экзамены в адвокатуру.

Вообще, я в большей степени себя ощущаю практиком, но наука мне тоже интересна.

Комментарии
Комментариев пока нет