Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Баба" на возу

09.12.2004
Елена Калужских сумела создать театр, удивительно напоминающий жизнь

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Вчера Мастерская новой пьесы "Бабы" отметила свой первый маленький юбилей. Пять лет в их случае - это срок, если судить по тому, как это время было использовано. Четыре выпускницы Челябинской академии культуры и искусств во главе со своим преподавателем стали одним из самых заметных в России театральных коллективов, играющих современную драматургию. "Бабы" выступили на 16 фестивалях. Пять раз были за границей, в том числе выступали на знаменитой площадке "Ройял Корт" в Лондоне.

Елена Калужских сумела создать театр, удивительно напоминающий жизнь

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Вчера Мастерская новой пьесы "Бабы" отметила свой первый маленький юбилей. Пять лет в их случае - это срок, если судить по тому, как это время было использовано. Четыре выпускницы Челябинской академии культуры и искусств во главе со своим преподавателем стали одним из самых заметных в России театральных коллективов, играющих современную драматургию. "Бабы" выступили на 16 фестивалях. Пять раз были за границей, в том числе выступали на знаменитой площадке "Ройял Корт" в Лондоне. Ответствовали за страну вместе с признанными мастерами московской культуры в программе Дней России в Германии. Наконец, минувшим летом привезли из Праги главный приз с фестиваля "Апостроф".

Новый спектакль "Истребитель класса Медея" по пьесе модного драматурга Максима Курочкина, показанный "Бабами" вчера, - на удивление мощная работа, о ней еще, уверен, будет сказано немало. Удивляться здесь приходится тому, что это вообще весьма непросто - каждый новый спектакль делать сильнее предыдущего. "Бабы" молодые, и никто не будет судить их строго, если они разок дадут осечку. Но худрук и режиссер Елена Калужских в этом смысле перфекционист, доводить все до блеска - ее внутренняя потребность.

В Челябинск! В Челябинск!

Елена Калужских родилась в маленьком городе Новотроицке Оренбургской области. Как многие дети, ходила в драмкружок и, конечно же, мечтала стать актрисой. После школы решила поступать в Свердловский театральный институт - и здесь ничего оригинального: не прошла. Зато в Оренбургское культпросветучилище взяли сразу. По окончании его уехала в Челябинск учиться искусству в институт культуры. Собственно, вся последующая жизнь так или иначе связана с этим вузом, который сейчас называется академией.

В судьбе каждого второго знаменитого артиста или режиссера есть человек (обычно он находится где-то рядом с приемной комиссией театрального вуза), который говорит: ничего из тебя не выйдет. В жизни Елены тоже такой человек был, но чаще она вспоминает о Викторе Деле, прекрасном театральном педагоге. На первом курсе Дель сказал: "Какая ты актриса? Ты не актриса, ты - режиссер!" Подумаешь, кругом одни актрисы. К тому же, лишний килограмм для них - уже трагедия. Вот режиссер - совсем другое дело! Примерно так рассуждала Елена.

Как-то сразу, в силу, наверное, обязательности, Лена стала у Деля правой рукой. И многому у него научилась. Например, важности работы с актером. Ведь он и есть проводник твоих идей, а все остальные сценические прибамбасы - лишь дополнение. Все это ей потом очень пригодилось: "Бабы" вынуждены работать с минимумом декораций и с полным отсутствием каких-либо технических эффектов:

Так работал учебный театр "Дебют". В конце 80-х - начале 90-х здесь были аншлаги. Виктор Дель, например, поставил на студентов "Интердевочку", еще до выхода на экраны одноименного фильма. Вирус успеха, видимо, заразил студентов. Имена однокурсников Елены Калужских сегодня на слуху. Алексей Пелымский возглавляет Челябинскую филармонию. Елена Ожиганова до своего отъезда в Москву была самой заметной актрисой Камерного театра. А соседку Елены по комнате в общежитии Ингу Оболдину мы постоянно видим на экране, она играла и у Някрошюса в его знаменитом "Вишневом саде".

"Что тут обсуждать?"

-- После одного из спектаклей ко мне подходит парень пэтэушного вида и говорит странные вещи: "Я вдруг понял, что театр-то может быть еще и интересным". Видно, человек уже имеет свое представление о театре.

По Елене Калужских, театр должен быть умным и обязательно интересным зрителю. В противном случае начинается профанация идеи. Ведь театр - это самый живой и непосредственный вид искусства. Такая простая истина стала для нее личной правдой, которую еще нужно уметь отстоять.

В сравнении с сокурсниками Елене Калужских своего звездного часа пришлось ждать чуть дольше. По окончании института она осталась в аспирантуре, преподавала, что-то ставила со студентами. Вроде неплохо, но как-то незаметно для театральной общественности. Однажды сделали с выпускницами "Кухню ведьм" по пьесе Михаила Угарова и показали ее на "Театральных опытах". Зрителям спектакль понравился, и девушки с трепетом ждали обсуждения в кругу специалистов. Однако один важный дядя из Москвы, возглавлявший жюри, когда дело дошло до "Кухни ведьм", поморщился: институт культуры, что тут обсуждать:

После этого Елена просто заболела. На счастье, ее вместе со студентками пригласила в Москву Инга Оболдина. Собиралась какая-то тусовка молодых драматургов и режиссеров. Москва встретила дождем, переходящим в снег, - ну полный набор для качественной депрессии. И вот девушки играют свой спектакль, в антракте Елена боится в глаза людям смотреть, а они ей говорят: "Здорово!" "Тогда я думала, надо мной просто издеваются", - вспоминает Калужских.

Это было в мае 2000 года, а через месяц начинался фестиваль молодой драматургии в Любимовке. И их туда пригласили, дав задание поставить пьесу Екатерины Нарши "Тень дерева". Тут уж отклики были определеннее: "Да вы можете Россию на любом фестивале современной драматургии представлять". Сам директор "Золотой маски" Эдуард Бояков комплименты говорил.

Уехав из Челябинска провинциальными девушками, в Любимовку они приехали полноценными "Бабами".

-- В присланной программке нас обозначили загадочно, но приятно: Мастерская новой пьесы, - вспоминает Елена. - Но чего-то не хватало. Нам хотелось придумать еще и какое-то название. Вот и сочиняли в поезде. Вспомнили, что ставили "Чудную бабу" Нины Садур, играли как-то отрывок из чеховского рассказа "Бабы". Может, "Бабочки"? Как-то совсем по-детски или, напротив, двусмысленно. А почему бы и не "Бабы" - это же прикольно!

Мужики и "Бабы"

Это имя - одна из гениальных находок Елены Калужских. Очень вероятно, что успех, последовавший за этим, был наполовину запрограммирован брендом. "Бабы" - это что-то сильное, жизненное, русское, красивое, ироничное, трогательное, зычное, мягкое. И театральное - Елена признается, что считает сцену вообще местом женским. В этом есть смысл: именно женщине природа велит демонстрировать себя. Вот муж Елены в этом смысле стопроцентный мужчина. Ничего, кроме жены, его с театром не связывает.

Они познакомились где-то у друзей на вечеринке, и впечатление Леван как раз произвел своей немногословностью. "Дай бог, три предложения за первую встречу произнес. Все больше загадочно молчал", - смеется Елена. По национальности Леван Шаламберидзе, разумеется, грузин. И надо сказать, что восточные мужчины - это какая-то "бабская" судьба. Алла Точилкина из первого состава труппы сейчас уехала к супругу в столицу Киргизии Бишкек. Юля Резниченко встретила на московском Арбате бизнесмена из Турции, и через несколько месяцев тот увез молодую жену к себе на родину. У Яны Кривоспицкой муж, как говорится, наполовину азербайджанец. Когда девушки узнали, что поклонника новой актрисы Снежаны Баевой зовут Оскар, то уже просто переглянулись. Какое-то объяснение этим загадочным фактам должно быть, но пока не дается:

Синдром хронической усталости

После Любимовки жизнь "Баб" напоминает траекторию взлета современного боевого самолета. Английский драматург Ребекка Причард дала "Бабам" свою пьесу "Дворовая девчонка", ставшую реквиемом по молодым душам, загубленным наркотиками. С перерывом в несколько дней Елена Калужских со своими актрисами представили публике два совершенно разных спектакля: "Про них" и "Солдатские письма". В первом девушки играли гламурных красавиц, во втором - молодых солдатиков. Динамика перевоплощения была столь стремительна, и сделано это было так мастерски, что никто уже не смотрел на "Баб" как на вчерашних студенток. Когда же "Солдатские письма" с восторгом приняли в лондонском театре "Ройял Корт", а солидные английские газеты дали сплошь положительные рецензии, то это был настоящий международный успех. В какой-то момент многие даже стали беспокоиться за душевное равновесие девушек. Ведь и не такие люди пропадали, загремев в медные трубы.

Они, надо отдать им должное, вернулись домой нормальными людьми. В Москву не уехали, сделали вскоре после этого спектакль "Ты мне долго будешь сниться" о вагонной жизни, причем снова удивили - обошлись без слов.

"Бабам" сносу нет. Кого-то это уже беспокоит. Зависть - страшная штука, но в театральном мире, увы, часть "подарочного набора". Битое стекло в грим не подсыпают, но настороженность чувствуется. Почему бы при дефиците на молодых режиссеров не пригласить Калужских на постановку в какой-нибудь из наших "стационарных" театров? Будто должны "Бабы" пройти какой-то суровый обряд самоутверждения, пострадать за дело.

Впрочем, что-то меняется. Ректор академии Владимир Рушанин сделал Елене Калужских царский подарок: выделил квартиру. После 13 лет жизни "у хозяев" даже "полуторка" - это счастье. Недавно присвоили здесь же в академии почетное звание: коллеги ее по привычке Леной зовут, а она уже профессор!

Поддержать такой уникальный феномен, как "Бабы", - это, прежде всего, дать им саму возможность работать. Нужны помещение, какие-то ставки, продюсер. Фанатизм в таком деле, как театр, - вещь необходимая, но не вечная. Вот уже Елена Калужских говорит об усталости. От стариков это слышать, наверное, привычно. А вот от молодых - горько.

Странные девушки

Главная проблема - удержать актрис. Можно, конечно, каждый год готовить новых - профессор Калужских говорит, что при наличии желания у человека она из любого способна сделать актера, но ведь "Фабрика звезд" должна работать на утолщение здешнего культурного слоя. Люди вырастают, им нужно где-то реализовывать себя. Почему всегда в Москве? Ведь можно делать спектакли здесь, привлекать молодых зрителей в театр, создавать славу городу, он достоин, чтобы о нем знали в России и за границей. Феномен театра "Бабы" - это еще и редкое сродство душ. Алла Точилкина звонит из Бишкека и рассказывает Елене Калужских свой циклический кошмар. Снится ей, будто Лена строго говорит: "Одевайся, и на сцену". А Алла со слезами на глазах отвечает: "Не могу". Яна Кривоспицкая, спокойная и грациозная, в минуту слабости своего худрука сжимает кулаки и, кажется, готова драться с любым, кто посягнет на их возможность работать. Ира Данилова пришла недавно, заменив Юлю Резниченко. Свое место в труппе она заработала еще и верностью: пять лет помогала как могла - стояла "на билетах", выполняла какие-то поручения. Наташа Сколова, находясь еще в декретном отпуске, вышла на сцену в новом спектакле. Ей, кстати, как минимум дважды предлагали работу в "настоящих" театрах - безрезультатно. Даже Люся Тихонова, с которой Елене Калужских пришлось расстаться по "несходству характеров", так переживает отлучение, что похудела.

К чему такие страсти? Прямо театр без границ. А вот здесь, наверное, и отгадка. Как-то очень уж взаправду "Бабы" воспринимают свою работу. Помнится, в "Солдатских письмах" меня зацепил этот живой женский трепет на уровне какой-то не театральной, а физиологической провокации. "Бабы" столь искренне отторгали идею войны, что становилось просто неловко за род мужской. При том что идея-то очевидная. Может, им и не надо давать никакого помещения, зарплат, поддержки. Держать в черном теле, пусть себе трепещут и страдают. Зато как убедительно получается:

Комментарии
Комментариев пока нет