Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дневник реформы

23.12.2004
Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал журналистам региональных газет о предстоящих изменениях в школах, вузах и ПТУ

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Москва-Челябинск

Зачем это нужно? Не для того, чтобы что-то сломать или перестроить. Задача - создать новые альтернативные возможности для развития.
Образование сегодня во всем мире - это большой и успешный бизнес, в сотни миллиардов долларов. Конкуренция - жесткая. Внося изменения, государство пытается дать достойный ответ.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал журналистам региональных газет о предстоящих изменениях в школах, вузах и ПТУ

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Москва-Челябинск

Зачем это нужно? Не для того, чтобы что-то сломать или перестроить. Задача - создать новые альтернативные возможности для развития.

Образование сегодня во всем мире - это большой и успешный бизнес, в сотни миллиардов долларов. Конкуренция - жесткая. Внося изменения, государство пытается дать достойный ответ.

Реформа нужна и по причине демографического спада. Сегодня уже уменьшилось количество учащихся в школах. В 2006 году последствия спада докатятся и до вузов. К этому нужно подготовиться.

В нашей области за два последних года школьников стало меньше на 52 тысячи. Количество классов сократилось на 2000, учителей - на 100.

Что плохо? Мы изолированы от мирового образовательного рынка. У нас нет взаимного признания дипломов.

Общество не контролирует образование. Родители, скорее, заискивают перед школой, чем ощущают себя полноправными партнерами.

Образование отделилось от экономики. Замкнулось само на себя.

Падает его качество. При такой массовости, как сегодня, трудно что-либо поправить. Поступающих в вузы больше, чем выпускников школ. Имеет место процесс "псевдообразования".

Приоритеты

n Развитие непрерывного образования

n Улучшение качества

n Обеспечение инвестиционной привлекательности

n Повышение доступности образования.

Университеты - это... наличие реальной науки. Учить могут только те, кто сам понимает, как создать что-то новое.

Участие преподавателей и студентов в решении практических задач экономики.

Ориентир на рынок труда и его потребности.

Новые подходы к обучению. О них должны знать все преподаватели. И сознательно выбирать самые лучшие.

Сегодня в России более 3000 университетов вместе с филиалами. С начала 90-х годов количество преподавателей увеличилось всего лишь на 8 процентов. Это значит, что все образование обеспечивают те же силы, что и раньше.

Актуальна проблема формирования сети национальных университетов, усиления и укрепления их мощи. Должны сложиться костяк, структура. В Японии из 700 национальными являются всего лишь 70. Но эти 10 процентов обеспечивают 80 процентов защит докторских диссертаций.

Вуз - "социальный лифт". Молодежь идет в вуз в значительной мере из-за социального статуса, желания стать успешным. Но вуз одновременно и "камера хранения". Люди не понимают, чем им заниматься, поэтому откладывают решение вопроса до окончания учебы.

Нужна двухуровневая система подготовки. Многие выпускники не работают по специальности. Им достаточно бакалавриата. В принципе в наших вузах всегда существовала двухуровневая система. Первые три года студенты изучали общеобразовательные дисциплины, на старших курсах шла специализация. Бакалавриат не означает, что специалист недоучен. Многие профессии, связанные с обслуживанием, не требуют других знаний.

Что будет с остальными? Речь не идет о закрытии неэффективных вузов. Но может случиться так, что ряд вузов, скажем педагогических, будут существовать на уровне бакалавриата. И в этом нет ничего стыдного. В спорте есть высшая и первая лига. Вырастить игрока для высшей лиги - это не позор. Наоборот. Сеть вузов, которые обеспечивают соответствующее качество, надо сохранять.

В Якутии есть школа, которая выпустила несколько десятков блестящих математиков и физиков. Эти ребята поступили в самые престижные вузы. И учителя не переживают из-за того, что их ученики не остались в Якутии.

Мы должны избавиться от неэффективных структур, которые торгуют дипломами. В ведущих вузах зарплата будет выше, финансировать их будут лучше.

Училищам и техникумам... ликвидировать разрыв с экономикой. Готовить специалистов по ее заказу. Привлекать работодателей. Сегодня огромный спрос на рабочих. При этом 15-20 процентов выпускников училищ не могут найти работу. Значит, их учат не тому. Выпускают специалистов 2-3-го разряда, а производству нужен 5-6-й разряд.

Училища у нас существуют для того, чтобы дети не болтались на улице. Но социальная и профессиональная функции не должны быть разведены. Если учащийся ПУ не хочет получать полное среднее образование, у него должна быть такая возможность. Не нужно переименовывать все ПУ в колледжи.

Передача училищ на региональный уровень - шаг правильный. Там, где это сделали, нужды экономики теснее связали с системой подготовки кадров. Началось развитие.

...школам нужна система предшкольной подготовки. Первоклассники имеют абсолютно разный уровень. Одни читают, пишут, владеют компьютером и лопочут по-английски, другие - не знают даже букв. Это приводит к стрессу и тех, и других. Одним скучно, другим страшно. Трех занятий в неделю по 25 минут достаточно для того, чтобы ребенок был полностью подготовлен к школе. Москва в этом деле - лидер. Есть интересный опыт в Челябинске.

Необходимо снизить недельную нагрузку. С точки зрения учителей, все в порядке. Родители же говорят, что она чудовищная. Ни один специалист сам свой предмет урезать не сможет. Сегодня он не заинтересован в снижении нагрузки, потому что получает "рубли за часы". Выход - сохранять рост зарплаты учителей при снижении недельной нагрузки.

Мы должны изменить отношение к физкультуре.

Прошлый год прошел в Челябинске под знаком "Здоровье школьников - первоочередная задача". Зимой была проведена первая зимняя Спартакиада школьников России. Мы получили право на проведение летней Олимпиады, которая пройдет с 10 по 30 июля в девяти городах нашей области.

Инвестиционная привлекательность. Для нее нужны разнообразные организационно-правовые формы. Речь не идет о приватизации, хотя она в отдельных случаях полезна и целесообразна. Но в некоммерческие организации инвесторы и спонсоры вкладывают деньги с большим желанием, нежели в государственные. Одной этой формы тоже недостаточно. Спонсор должен контролировать процесс вместе с общественными органами управления, знать, на что и куда идут его деньги.

Финансирование. Оно несовершенно. Надо двигаться в сторону нормативного подушевого финансирования. Начинать лучше с вузов, там это проще. Оно должно сопровождаться программой развития образовательных учреждений с переходом на двухуровневую систему обучения, участием работодателей.

В сельских школах должна быть другая система. Но в школах пробовать тоже надо. Здесь будут не только победившие, но и проигравшие. Переход на ГИФО в рамках имеющихся возможностей. На следующий год попробуем более широкий эксперимент по ГИФО, как и по образовательным кредитам.

На Южном Урале подушевые нормативы для школ определены в следующих размерах: для сельских школ - около 5000 рублей, для городских - 5900. Причем каждая территория получила свой коэффициент. Но о введении этих нормативов говорить пока рано.

Дополнительное образование. Курсы, которые создают фирмы, работают гораздо успешнее, чем государственные. Нужно не предоставлять льготы отдельным категориям граждан, а помогать им в подготовке до уровня конкурентоспособности. Люди не должны себя чувствовать ущербными. Льготы - узаконивание неравенства.

Наука и образование. Барьеры между ними нужно снять. Ввести понятие "базовых кафедр". Дать возможность использовать имущество научных организаций для ведения образовательной работы и наоборот.

Создать национальную систему контроля за качеством, начиная с подготовки школьников и студентов. Один из элементов этой системы - ЕГЭ. Сдавать его будут на добровольной основе, но в вузы принимать по итогам ЕГЭ. Альтернативная форма - олимпиады, возможен и традиционный письменный экзамен.

стандарты сегодня очень жесткие: человеку говорят, что переплыть реку он может только брассом. Стандарты должны описывать условия обучения. И ставить задачи. Не более.

Зарплата педагогов. Проедать деньги, вырученные от продажи нефти, безнравственно. Мы их взяли в долг у будущих поколений. И можем вкладывать в инвестиционные проекты, которые по прибыли заменят нам нефтяную трубу. Таких проектов в образовании нет. Поэтому роста зарплаты в разы всем и одновременно не случится. Она и так увеличивается в год примерно на 20 процентов - быстрее, чем растет бюджет.

Необходимо в школах узаконить дополнительные услуги за плату. Сегодня там крутятся большие частные деньги. И если мы точно покажем, что является платным, тогда возможны целевые деньги. Они будут внесены за тех ребят, кто оплачивать не способен. Из этого источника и нужно повышать зарплату преподавателям. Директор школы становится менеджером. У него огромная власть. Он должен ею поделиться с общественным советом. Нужна система переобучения директоров.

Южному Уралу ближе опыт Тюмени. Она сократила число вспомогательного персонала в школах. Как выяснилось, половина фонда заработной платы идет учителям. Остальные 50 процентов - вспомогательному персоналу. Это и директора, заведующие кафедрами, социальные педагоги, психологи и т.д. Сокращение позволило в Тюмени поднять заработную плату учителей на 30 процентов. С 1 января в нашей области предстоит выработать новые условия оплаты труда педагогов. Она будет финансироваться из областного бюджета.

Чего ждать еще? изменение системы повышения квалификации преподавателей. Улучшение качества методического материала. Мы идем к компьютеризации школ. Подписано соглашение с мировым банком о выделении 100 миллионов долларов на создание новых методических материалов, переподготовку учителей и создание центров в семи пилотных регионах. (Один из них - в Челябинске. - С.Ж.)

На Южном Урале до появления центра по интернет-образованию в Магнитогорске ежегодно проходили курсы переподготовки 300 педагогов. С 1 января в область поступит более 250 миллионов рублей на открытие межшкольных методических центров. Они позволят за три года обучить 30 тысяч учителей.

Обращение к читателям

А как вы считаете, принесут ли пользу эти изменения? Кто хотел бы принять участие в разговоре за "круглым столом", звоните нам по телефону 63-86-02 или пишите по электронной почте: jsa@chrab.chel.su.

Комментарии
Комментариев пока нет