Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Фуршетные закуски с доставкой, подробное описание здесь.
Курьер для доставки еды - смотрите по ссылке >>
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Поющие руки Клавдии Габрик

13.01.2005
Этот хоровой дирижер знает рецепт вечной молодости и творческого счастья

Уйти, чтобы остаться
10 января Клавдия Евгеньевна Габрик отметила солидный юбилей. Ни ей самой, ни тем, кто ее знает, в это не верится. Она и в 80 лет активна, красива, женственна. Но душа ее в страшном смятении: наступил срок, который она сама себе отмерила для завершения карьеры.
- Как я уйду?! - спрашивает она себя, и глаза полны отчаяния.

Этот хоровой дирижер знает рецепт вечной молодости и творческого счастья

Уйти, чтобы остаться

10 января Клавдия Евгеньевна Габрик отметила солидный юбилей. Ни ей самой, ни тем, кто ее знает, в это не верится. Она и в 80 лет активна, красива, женственна. Но душа ее в страшном смятении: наступил срок, который она сама себе отмерила для завершения карьеры.

-- Как я уйду?! - спрашивает она себя, и глаза полны отчаяния. - На кого оставлю своих детей?!

А "дети" - такие же, как она, пожилые люди, участники хора ветеранов дворца культуры "Металлург". "Клавдия Евгеньевна спасает их от одиночества и старости, не дает им зачахнуть", - сказал о миссии Габрик руководитель знаменитого Камерного хора Валерий Михальченко. У него коллектив профессионалов, у нее - самодеятельных исполнителей, эти хоры никак нельзя сравнивать. Но можно говорить об уникальном даре Габрик. Она помогает людям раскрыться через пение. Кто хоть раз слушал ее хор, знает, чего добилась дирижер Габрик. Прекрасное звучание, ни ноты фальши! Почитатели говорят, что пение хора - словно лекарство для души. Этот высокий уровень самодеятельного творчества был не раз высоко оценен на областных и всероссийских конкурсах. А сама Клавдия Евгеньевна удостаивалась такого количества наград и званий, что впору открывать музей. Недавно на фестивале народного творчества ветеранов ей вручили почетный диплом "Золотой век". "Золотая" Клавдия Евгеньевна:

-- Поразительный контакт руководителя с коллективом! - восхищается Клавдией Евгеньевной профессор Д.Б. Перчик. - Возможности пожилых людей в сфере свободного времени теорией культуры не изучены. Габрик в этом смысле первооткрыватель, причем практик.

Она удивительно энергична! Пообщавшись с нею, словно заряжаешься свежими силами. Помню, 20 лет назад был ее 60-летний юбилей и по этому случаю концерт ее хора в родном для нее Дворце культуры ЧМЗ, а потом банкет, веселье, застольное пение. Заводилой была неугомонная Клавдия. В пляс пустились все гости. С этим настроением мы с подругой возвращались поздним январским вечером в центр города на трамвае. Эмоции бурлили, мы пели. Стали подпевать другие пассажиры. Кто-то добродушно поинтересовался: "Откуда вы такие развеселые?" - "С юбилея Габрик". - "А-а, от Клавдии Евгеньевны! Ну, это же душа-человек". Вскоре пели уже все.

Пять лет назад праздновалось ее 75-летие. За пару дней до этого была церемония "Человек года", где она получила звание лауреата. На банкете Клавдия Евгеньевна пошла в пляс, зацепилась каблуком за ковер, упала и сломала руку. Но юбилейного концерта не отменила. Те, кто знал о ситуации, были восхищены: "Как! Она дирижирует сломанной рукой?!" Глава Челябинска Вячеслав Тарасов, очень горячо поддерживающий творчество ветеранов, сделал распоряжение выделить Габрик путевку в санаторий. Сама она никогда ничего для себя не попросила бы, разве только для хора. От путевки, поблагодарив, отказалась. Не привыкла отдыхать. На ее попечении тяжело больной муж, и у самой "болячек" хватает. Надо бы к врачам пойти, но ей некогда. Изо дня в день встает рано утром и едет на маршрутке, да еще с пересадкой, на работу.

-- На сцене все забываю. Ничего не болит и на душе легко. Я до сих пор нужна людям, я востребована, - успокаивает она себя, а слезы текут: ой, как тяжело будет уходить! Но она, гордая и знающая себе цену женщина, уверена: лучше покинуть сцену с высоко поднятой головой, не дожидаясь немощи. Подопечные Габрик переживают еще больше. И не верят в расставание.

Ее богатство

Материальных благ Клавдия никогда не копила, да и не с чего ей было богатеть. Зато родители одарили ее красотой. Она всегда эффектно смотрится, со вкусом одевается, любит побаловать себя новыми украшениями или духами. Истинная женщина!

-- Хорошо выглядеть - тоже часть искусства, - говорит она. - Не представляю, что я могла бы прийти на репетицию непричесанная, неухоженная. Это же неуважение к себе, к людям, к своему делу.

Своего возраста Клавдия Евгеньевна не стесняется. Она знает, что выглядит моложе, и шутит: "Мои года - мое богатство". Но не это для нее главное.

-- Клавдия Евгеньевна, а откуда у вас музыкальный и артистический талант? - спрашиваю ее.

-- Наверное, Бог поцеловал немножечко. Мой папа танцевал здорово и на гармони роскошно играл. Он был комиссаром партизанского отряда в гражданскую войну. А мама в юности играла в драмкружке.

После окончания школы Клава по путевке комсомола работала в детской воспитательно-трудовой колонии Сарапула руководителем художественной самодеятельности, позже - на такой же должности в Челябинске. Организовала хоровой и танцевальный коллективы, музыкальный клуб. По совместительству более 30 лет работала в школах, ПТУ и ДК ЧМЗ. С 1976 - руководитель народного хора, с 1980 - организатор и руководитель хора ветеранов войны и труда, с 1983 - хора "Дочери Отчизны", руководила несколькими цеховыми хорами ЧМЗ.

-- Когда выступал сводный хор, на сцену выходили 300 человек! И перед ними "малявка"-дирижер, то есть я, - вспоминает Клавдия Евгеньевна. - А хор ветеранов войны и труда, которым я руководила, с успехом выступал не только в Челябинске, но и в Ленинграде, Минске, Уфе, других городах России.

-- Хоть и живу в центре города, но обожаю Металлургический район, он родной для меня, - продолжает Клавдия Евгеньевна. - Горжусь, что наш район всегда был лучшим по части самодеятельности.

В 1965 году Габрик окончила заочное отделение дирижерско-хорового факультета Челябинского музыкального училища. Ее педагогом был Михаил Юрьевич Капланский - хормейстер и руководитель капеллы "Металлург". Клавдия и работала у него, и училась.

-- Он был невероятно талантливый хормейстер, я неосознанно подражала ему. Его жена как-то заметила: "Миша, у Клавы жесткая рука, как и у тебя". Но как мы с ним ругались! Это были творческие разногласия. Однажды он мне "двойку" закатил по дирижированию. Я убежала в истерике, закрылась в каком-то классе. Он стучит: "Клава, открой". А я лбом в стенку уперлась и реву. Когда успокоилась, он сказал: "Комиссия тебе хотела "четверку" поставить, но я не разрешил". Такая у него была высокая требовательность. Смешно вспоминать, но, приходя к Михаилу Юрьевичу на урок, первое, что я делала, - протягивала руки. У меня, любительницы украшений, все пальцы были усеяны кольцами. Он их молча стягивал, нанизывал на свои пальцы, и только после этого я могла начать дирижировать. После занятий кольца мне возвращались. Жалко, что вскоре Капланский уехал из Челябинска. Как-то спустя много лет у меня раздался телефонный звонок: "Это Габрик? Вам не нужен хормейстер?" "Кто это такой смелый ко мне просится?" - дерзко отпарировала я. "Моя фамилия Капланский". Мой дорогой педагог разыграл меня. Оказывается, он не переставал интересоваться судьбой своих учеников, знал и о моих успехах.

Другим своим учителем Клавдия Евгеньевна считает Давида Борисовича Перчика, которого называет самым большим специалистом по вопросам культурно-просветительской деятельности.

-- Я абсолютно счастливый человек! - признается Габрик. - Иногда думаю: жаль, что мне столько досталось, а кого-то судьба обделила. Всю жизнь меня окружают только хорошие люди. Они ценят мое доброе к ним отношение. А если кто-то нагрубит или согрешит, посплетничав, потом звонит и извиняется. Не люблю двуличия: тех, кто лжет, я сразу отторгаю. Но истинные друзья меня никогда не предавали. У меня хорошая родня: сестра с внуками живет на Украине, племянник - в Подмосковье. Своей семьей считаю и коллектив Дворца культуры, и свой хор. Руководители металлургического комбината помогают решать наши проблемы. В последнее время много заботы о хоре ветеранов проявляет Анатолий Александрович Крыленко, руководитель ЗАО "Доверие". Недавно пришли на репетицию совсем незнакомые люди, принесли мне лекарства, какие-то продукты: "Возьмите, уважьте, Клавдия Евгеньевна, мы со всей душой, очень любим слушать ваш хор!" Наверное, так устроено в жизни: ты отдаешь, и к тебе возвращается сторицей.

"Они называли меня мамой"

Бог не дал ей собственных детей. Видно, решил Господь, что Клавдия с ее добрым сердцем и неуемным характером нужнее десяткам оступившихся в жизни малолеток. Клава могла бы стать артисткой оперетты, но не захотела. Сбежала оттуда. Так колония для несовершеннолетних преступников в Першино на 25 лет стала местом ее работы и судьбой.

:Свою новую наставницу колонисты встретили с недоверием. Пришлось ей пройти своеобразный экзамен. "Ты бацать умеешь?" - "Танцевать? Конечно, умею". - "Ну, сбацай". И она танцевала. "А наши песнюхи знаешь?" Пела "Таганку". В общем, завязался узелок взаимоотношений.

-- Я тогда много дымила, к стыду своему, - вспоминает Клавдия Евгеньевна. - Однажды кто-то у меня украл папиросы. Когда ребята узнали, натащили кучу папирос. И больше никто ничего не крал. А в другой раз отправила одного воспитанника забрать баян из моей комнаты в бараке, который находился по ту сторону ограждения. Дала ему ключи, хотя знала, что он бывший вор. Время идет, а его нет. Заволновалась, пошла на пропускной пункт. Смотрю, он сидит там, уронил голову на баян и плачет. "Ты чего?" А он бормочет: "Первый раз с ключами в чужую квартиру зашел" : Как-то я должна была сопроводить трех ребят на избирательный участок. Они отпросились у меня в магазин, и хотя это не разрешалось, я их на свой страх и риск отпустила. Жду около своего барака, переживаю. Слава Богу, пришли. И говорят: "Пойдемте в вашу комнату". Один из них достает из-под телогрейки трехлитровую банку компота. Я эту банку отнесла в класс, хоть понемногу, но всем досталось. Еще они мне сережки подарили, сами их сделали, зная, что я люблю украшения.

Одни, отбыв срок, уходили, приходили другие. Пацаны обращались к ней на "ты", но уважали. Называли ее кто Клавой, кто Евгеньевной. А кое-кто и мамой стал звать. Их собственные мамы рыдали, приезжая навещать своих непутевых ребят. А те пели для них песни, играли спектакли, читали стихи собственного сочинения. Это Клавины старания, она будила в их душах человечность. Парни не стеснялись открыться ей, казнили себя за содеянные преступления, доверяли самое сокровенное. Как радовалась она, когда много лет спустя получала от некоторых из них, уже повзрослевших, хорошие вести: Она создала в колонии хор, духовой оркестр, драмкружок и кукольный театр, даже ездила за опытом к знаменитому кукольнику Сергею Образцову в Ленинград, и там ей подарили репертуарную книгу. Завела переписку с мэтрами советской музыки Кабалевским и Шостаковичем, и они поддерживали ее советами и напутствиями, высылая свои новые пластинки. А еще Клавдия водила ребят в филармонию и драматический театр, куда их пускали по ее горячей просьбе безвозмездно. Наверное, даже в обычных школах не создавалось столько условий для творчества, сколько их было у воспитанников колонии в Першино. К ним приезжали с выступлениями знаменитые артисты Сергей Гурзо, Николай Мордвинов, Евгений Сошальский... Как-то человек, сопровождавший популярного исполнителя Кола Бельды, сказал ему злобно: "Они нас обворовывают, а вы к ним петь едете". Певец остановил машину и выгнал этого человека.

-- Сколько бы я ни привозила артистов и ансамблей, мне никто не отказывал, все выступали бесплатно, по чистому душевному порыву. Понимали, что это нужно не мне, а мальчишкам. Частым гостем у нас был актер Челябинского театра драмы, народный артист России Петр Кулешов. Да и другие творческие люди города с желанием принимали участие в перевоспитании малолетних преступников.

Пробуждающая голос и душу

"Хочешь петь - приходи и пой", - такой у Клавдии Евгеньевны критерий отбора. На первом прослушивании многие "гудят", а не поют. Но если человек способен воспроизвести хотя бы два звука, она его научит петь. Считает, что петь может каждый, надо только разбудить слух и голос. Сейчас в ее хоре 56 человек. Это в основном ветераны ЧМЗ. Супруги Рыбаковы стараются не пропустить ни одной репетиции, хотя мужу уже 90 лет.

-- Запел - и ты здоров, обо всех невзгодах забываешь, - говорит староста хора Анна Павловна Медякова. - У меня правое легкое оперировано, и врачи говорят, что пение - это гимнастика для легких. Клавдия Евгеньевна научила меня правильно дышать. Она отличный педагог, правда, очень строгий и требовательный. Я даже вначале обижалась, уйти хотела, а потом привыкла. Поняла: именно эта строгость позволяет хору быть на высоте. Нас приглашают на все городские праздники, на конкурсы, и мы всегда побеждаем, только один раз заняли второе место.

Галина Александровна Заврина 22 года поет в хоре. Ездит на репетиции с другого конца города.

-- В другой хор я бы так не рвалась, - говорит она. - Мне этот дорог. Он как большая дружная семья. А какие хорошие песни мы поем! Клавдия Евгеньевна очень бережно подходит к выбору репертуара. Обратите внимание: у нее поющие руки! Иногда и слов не надо, мы ее понимаем по движению пальцев. Сейчас хор готовится к юбилею Победы. В репертуаре есть композиции, которые больше никто не исполняет. "Афганскую песню" подарили нам авторы из Ташкента. Когда ветераны ее поют, у них слезы текут из глаз. Песню "Старое кино" ("Фронтовой любви простая повесть") композитора Лученка тоже никто не поет, только однажды ее исполнил Иосиф Кобзон.

А Валентина Дмитриевна Морозова утверждает:

-- Клавдия Евгеньевна "вытаскивает" из нас не только певческие таланты, но и лучшие человеческие качества:

Концертмейстер Мира Эдуардовна Динер за 28 лет существования хора "пережила" трех руководителей. И считает:

-- На должный уровень его вывела Клавдия Евгеньевна. Раньше этот хор выступал при жэках, пели под аккомпанемент гармониста. Когда она пришла, гармонь сменили на рояль. Стали выступать в оперном театре, драмтеатре, на солидных мероприятиях областного масштаба, ездили в гастрольные поездки в Ленинград, Ворошилов-град, хор зажил интересной жизнью. И все это держится на ее определенных качествах, энергии. В 2000 году мы пели в Смольном соборе Санкт-Петербурга. Клавдия Евгеньевна тогда ногу подвернула, все в свободное время гуляли по Питеру, а она из гостиницы выбралась только на концерт. Но на сцену вышла на каблуках!

Лидия САДЧИКОВА

Клавдия Евгеньевна Габрик - хоровой дирижер, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всесоюзного музыкального общества, лауреат челябинского городского конкурса "Человек года" в номинации "Общественная деятельность", председатель секции ветеранских хоров Челябинского отделения Всесоюзного музыкального общества.

Комментарии
Комментариев пока нет