Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Их познакомила гитара

18.02.2005
Композитор Эдисон Денисов доверил исполнение своих гитарных сочинений детскому врачу Сергею Крашенинникову

Олеся ГОРЮК
Челябинск-Москва

Я держу в руках любопытный компакт-диск. На нем записаны сочинения крупнейшего русского композитора ХХ века Эдисона Денисова. Партию флейты исполняет его сын Дмитрий Денисов. На органе играет Владимир Хомяков. А на гитаре, которая во всех произведениях является ведущей, - челябинский врач и музыкант Сергей Крашенинников.

Композитор Эдисон Денисов доверил исполнение своих гитарных сочинений детскому врачу Сергею Крашенинникову

Олеся ГОРЮК

Челябинск-Москва

Я держу в руках любопытный компакт-диск. На нем записаны сочинения крупнейшего русского композитора ХХ века Эдисона Денисова. Партию флейты исполняет его сын Дмитрий Денисов. На органе играет Владимир Хомяков. А на гитаре, которая во всех произведениях является ведущей, - челябинский врач и музыкант Сергей Крашенинников. Предисловие к музыкальному альбому написал сам Эдисон Васильевич Денисов. В Челябинске выпустить диск широким тиражом не удалось - дело уперлось в финансы. Музыкальный альбом выйдет в свет в Голландии. Право на его издание будет продано с аукциона, в котором примут участие несколько звукозаписывающих компаний:

Перед Сергеем Крашенинниковым никогда не стоял вопрос выбора профессии. Его папа был главным педиатром Троицка, мама преподавала физику в медучилище. Больница была для Сережи знакомым местом: в силу занятости родителей он частенько проводил там время. После школы поступил в Челябинский мединститут, получил специальность педиатра. Более 15 лет занимается анестезиологией и реанимацией в детской клинической больнице N 8. При чем здесь гитара?

Она все время чудесным образом оказывалась спутницей Сергея. В школе он был гитаристом в вокально-инструментальном ансамбле. В 70-е годы ни одна дискотека не проходила под магнитофон и почти каждая школа имела свой ВИА. К ребятам из ансамбля одноклассники относились с большим уважением.

В начале 80-х, учась в мединституте, Крашенинников познакомился с легендарным музыкантом, основателем гитарной школы в Челябинске Владимиром Устиновым.

-- Это были интересные занятия, - вспоминает Сергей. - Я приходил к Устинову, когда чувствовал, что в музыке дошел до точки и не могу сдвинуться. Устинов говорил: "Проходи, садись". Брал гитару, играл минуты две, а потом начинался его монолог, не имеющий, как мне тогда казалось, никакого отношения к гитаре. Мы могли часами гулять по улице и разговаривать. Это было нечасто, может быть, раз в три месяца. Но после такого урока у меня случался прорыв. И только тогда я понимал, что разговор был, оказывается, о музыке, о гитаре.

В мединституте Сергею крупно повезло с однокурсниками: там сформировалась целая команда врачей, которая ставила музыкальные спектакли и назвалась "Седьмой бригадой". Сегодня имена авторов-исполнителей, вышедших из "Бригады", знают не только в нашей области, но и далеко за ее пределами - это Юрий Харченко, Лариса Брохман (трио "Мультики"), Олег Степанов, Виталий Казанцев, Андрей Рогожкин. Что касается Сергея Крашенинникова, его интересы лежали в несколько иной плоскости - он увлекался инструментальными произведениями. Записи Сергея звучали на радио "Маяк", его альбом с произведениями Баха разошелся по всей стране.

При всем при том Крашенинников имеет высшую врачебную категорию. Как может один и тот же человек днем вытаскивать детишек с того света, а ночью разучивать баховские сонаты?

-- Это вещи абсолютно несовместимые, - считает Сергей. - Хотя стресс перед сольным концертом и после тяжелого дежурства примерно одинаков. Музыка - отнюдь не способ расслабиться. После тяжелого дежурства я никогда не возьмусь за гитару.

Инструмент будущего

Поводом для его визита к Эдисону Денисову стала ГРАН-гитара.

-- Я подумал, - вспоминает Сергей, - что Денисову, создававшему новую авангардную музыку, наверное, было бы интересно посмотреть и новый инструмент - ГРАН-гитару, у которой акустические возможности гораздо шире, чем у обычной классической гитары. Денисов охотно согласился послушать новую гитару, сказал: "Приезжайте". И я приехал. Сыграл несколько кусочков из его произведений сначала на простой, а потом на ГРАН-гитаре. Он сказал: "Невероятно. Я считаю, что это инструмент будущего". Я сказал, что хотел бы записать пластинку с его сочинениями. Эдисон Васильевич тут же позвонил своему сыну Дмитрию, который жил с ним в одном подъезде. "Дима, я хочу, чтобы вы с Сергеем вместе записали пластинку", - сказал он. Над этой пластинкой Сергей Крашенинников и Дмитрий Денисов работали уже после того, как произошла трагедия.

ГРАН-гитара (гитара русская акустическая новая) от обычной 12-струнной отличается тем, что шесть нейлоновых струн расположены в ней на миллиметр выше, чем спаренные с ними металлические, что значительно расширяет исполнительские возможности гитариста.

Летом 1994 года Эдисон Васильевич возвращался со своей дачи в Подмосковье. На большой скорости в его старенькую "шестерку" врезался "Форд". Денисов получил множественные переломы, тяжелую травму легких, сотрясение мозга. После такого обычно не выживают. Денисов мог умереть сразу, но оказавшиеся поблизости два врача из поселка Кубинка, не имея никакого оборудования, сумели на ходу создать уникальную систему жизнеобеспечения. Чтобы пострадавший мог дышать, они вставили ему в дыхательные пути: аквариумный компрессор.

Денисова перевезли в Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ). 40 дней он пробыл в коме. Позже Денисов запишет в дневнике: "Тот мир, в котором я жил, лежа без сознания почти два месяца в реанимации, был столь же реален и столь же ирреален, как тот мир, в который я вернулся. Я долго был в том мире, о котором не хочу рассказывать и о котором не могу писать".

Президент Франции Жак Ширак, которого связывала с композитором давняя дружба, лично распорядился, чтобы за Денисовым прислали военный самолет. Французские медики, прибывшие в МОНИКИ, были в ужасе: в одной из лучших российских клиник не было даже самого необходимого. Пришлось вернуться на борт самолета и взять оттуда носилки, снабженные всеми нужными аппаратами. Когда Эдисон Васильевич уже летел в Париж, ему дали поговорить по сотовому телефону с сыном, только что вернувшимся с гастролей из Японии:

Около двух лет Денисов лечился в Парижском военном госпитале, постепенно возвращаясь к нормальной жизни. Он учился ходить сначала в бассейне, потом по земле. Дважды в день ему нужно было проходить по километру, и он огромным усилием воли совершал эти прогулки, неизменно брал свою собаку.

Французские врачи не спешили выписывать его, опасаясь за здоровье. Писать музыку Эдисон Васильевич уже не мог. Это было для него потерей смысла жизни, и он ушел из нее, приняв таблетку.

27 ноября 1996 года собор Александра Невского в Париже, где отпевали русского композитора, был переполнен. Проститься с Денисовым приехали со всего мира.

Он похоронен на кладбище Saint Mande. Надгробный памятник, выполненный Борисом Белгером, представляет собой шар диаметром около полутора метров. Под шаром надпись: "Здесь покоится человек-глыба".

"Напишите про него книгу"

Беседуя с сыном Эдисона Васильевича флейтистом Дмитрием Денисовым, я попросила поделиться воспоминаниями об отце. Дмитрий начал с забавного случая:

-- Когда отцу исполнилось 50 лет, он в свой день рождения ушел гулять с собакой. Поводок взял, а собаку забыл. Потом пришел к нам взволнованный, говорит: "Потерялась собака".

Каждый день он садился за работу в шесть утра, настежь открывал окно. Не важно, какая была погода. Сидел всегда в футболке и писал только перьевой ручкой.

-- Почему перьевой?

-- Он не покупал шариковых. Вообще ничего себе не покупал, хотя был человеком обеспеченным. Ни на чем, кроме шестой модели "Жигулей", не ездил, ходил в футболке и стареньких джинсах. Всю субботу отец посвящал приему. Огромное количество людей приходило к нему за знаниями, и он всем старался помочь.

-- Напишите про него книгу, - внезапно предложил Дмитрий Денисов в ответ на мое замечание, что живых и ярких воспоминаний об Эдисоне Васильевиче найти практически невозможно. - Я могу вам много чего рассказать.

Дмитрий Денисов живет в Москве, работает в двух коллективах - Московском ансамбле современной музыки и оркестре имени Москвы (странное название досталось коллективу от спонсора - Банка Москвы). В свободное время красит машины. В конце нашего разговора я поинтересовалась, понес ли наказание владелец "Форда", виновник той злополучной аварии.

-- Отец строго-настрого запретил воздействовать на него силовыми методами, - ответил Дмитрий. - Этот человек однажды позвонил мне и извинился за случившееся.

Эдисон ДЕНИСОВ (1929-1996) открыл новую страницу в истории современной русской музыки и вывел ее на мировую арену. Денисов родился в Томске в семье радиофизика. Василий Денисов, страстно увлеченный своей специальностью, в тайне от жены записал в свидетельстве о рождении сына имя Эдисон - в честь американского изобретателя Томаса Эдисона. По окончании школы Денисов поступил на физико-математический факультет Томского государственного университета, который блестяще окончил. Однако его неодолимо тянуло к музыке. Денисов послал свои сочинения в Москву Дмитрию Шостаковичу. "Мне кажется, что Вы обладаете большим композиторским дарованием, - ответил Шостакович. - И будет большой грех, если Вы зароете Ваш талант в землю". Это письмо решило судьбу Денисова. В 1951 году он поступил на композиторское отделение Московской государственной консерватории. Он жадно впитывал опыт, накопленный западноевропейским авангардом, осваивал новые техники композиции. С середины 60-х Денисова начали преследовать, как и многих композиторов его поколения. Под различными предлогами его произведения не включались в программы концертов, их не издавали, не записывали, Эдисон Васильевич был "невыездным". Его исключили из преподавательского состава Московской консерватории (но вскоре восстановили по требованию студентов), до 1989 года запрещали преподавать композицию. Ситуация стала меняться с середины 80-х. В Париже прошла мировая премьера его оперы "Пена дней". Музыка Денисова звучала в крупнейших концертных залах мира в исполнении знаменитых музыкантов. В начале 90-х годов по России прокатилась вторая волна эмиграции. Денисов был единственным русским композитором мирового масштаба, кто не уехал из России. В одном из последних писем, посланном из Парижского военного госпиталя, есть такие слова: "Если бы не больница, сегодня же собрал все свои вещи и уехал в Москву. Здесь симпатично, но все чужое. Здесь, наверное, лучше жить с деловой точки зрения, а работать и жить лучше дома. Мне везде плохо, кроме России".

Комментарии
Комментариев пока нет