Новости

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Коллекционирование людей

29.11.2000
Вторая выставка произведений из личных коллекций челябинцев. Выставочный зал СХ

Первая выставка из личных коллекций имела место здесь же два года назад. Тогда мероприятие во многом носило характер эксперимента, и он оказался не просто удачным, а сумел удивить. В первую очередь - качеством выставленных работ. В большинстве своем их авторами были челябинские художники, причем получилась не традиционная "отчетная" выставка, скажем, сделанного за год, но экспозиция вневременных достижений.

Вторая выставка произведений из личных коллекций челябинцев. Выставочный зал СХ

Первая выставка из личных коллекций имела место здесь же два года назад. Тогда мероприятие во многом носило характер эксперимента, и он оказался не просто удачным, а сумел удивить. В первую очередь - качеством выставленных работ. В большинстве своем их авторами были челябинские художники, причем получилась не традиционная "отчетная" выставка, скажем, сделанного за год, но экспозиция вневременных достижений. Характерно, что некоторые из тех работ обычный зритель просто не имел возможности видеть, поскольку их путь из мастерской художника к собирателю зачастую миновал выставочные залы.

В общем и целом нынешняя выставка подтвердила ожидания, а кроме того, число коллекционеров, выставивших свои работы, увеличилось нынче на 15 человек. Организаторы очень горды таким фактом и говорят, что занимаются в том числе и коллекционированием хороших людей.

Статистика в таком деле хоть и не играет первостатейной роли, между тем интересна с точки зрения формирования в Челябинске класса коллекционеров. Очевидно, что эти благородные люди, приобретая нечто себе, обогащают город. Парадокс? Ни-сколько. За отсутствием сколь бы то ни было серьезного арт-рынка или советской системы госзаказа многие интересные художники встали перед очень серьезным выбором. Или, наступая на горло собственной песне, писать пейзажи "под цвет обоев", или не делать вообще ничего, потому что краски и холсты стоят немалых для них денег. И частные собиратели могли бы выполнять в Челябинске миссию поддержки искусства, как ни громко это звучит.

Вторым, вслед за выставками, шагом на пути формирования прослойки коллекционеров могло бы стать создание клуба коллекционеров. Идейный вдохновитель обеих выставок - известный у нас собиратель Валерий Пустовой готов пойти еще дальше. Этот энергичный человек, в своем роде энтузиаст, считает, что коллекционеры должны нарушить цитоплазму келейности и стать даже некоей общественной силой. И идти со своим богатством к людям - в учреждения, вузы и т.д. Впрочем, пока верх одерживает другое мнение, что не стоит подталкивать извне естественный процесс. Тем более, что сама форма бытования коллекционеров в культуре города должна со временем меняться. Скажем, существует динамика ожиданий. Когда открытия сменяются повторами, значит, из хорошей идеи жизнь начинает уходить. Разумно следующую выставку посвятить не количеству, а качеству коллекций.

Несмотря на искусствоведческий отбор, сегодня очевидно, что и первая, и нынешняя выставки получились в этом смысле неоднородными. Составитель экспозиции искусствовед Галина Гайдученко испытывала некоторое давление со стороны иных собирателей, желавших выставить определенную работу, не всегда безусловную с точки зрения художественной ценности, но зато лично значимую для самого человека.

И здесь возникает вопрос критериев. Большинство челябинских собирателей делают свои приобретения, исходя из принципа "То, что нравится мне". Это романтическое отношение к искусству трогает, но к настоящему коллекционированию имеет опосредованное отношение. Известный московский галерист Марат Гельман говорит, что профессиональные коллекционеры по сути своей странные, если не сказать большего, люди. И у них-то критерии весьма четкие: сколько тот или иной художник будет стоить в будущем. Таким образом, художественная ценность произведений поверяется деньгами. А само коллекционирование становится азартным бизнесом.

Челябинск далек от настоящих арт-рынков, и наши коллекционеры - это, судя по выставке, в основе своей небогатые деятели культуры, искусствоведы, преподаватели. Что интересно, много врачей. Как правило, наши личные коллекции обладают специфической функциональностью. Оживляют (в полном смысле слова) интерьер, создают оригинальную (в противовес стандартно-евроремонтной) атмосферу. Успокаивают, воспитывают младших родственников. Большинство коллекционеров как раз мысль семейную выделяют особо. Именно произведения искусства всегда становились предметом наследования, своего рода символом продолжения жизни фамилии:

Вместе с тем на выставке можно увидеть и во всех отношениях компетентно подобранные коллекции, назовем хотя бы предметы из собраний Татьяны Джемс-Леви или упоминавшегося нами Валерия Пустового. Названные коллекционеры могли бы, кажется, сделать индивидуальные камерные выставки, и это было бы весьма любопытно.

Что же касается непосредственно зрительского интереса, то стоит упомянуть о тех работах, которые делают этой выставке честь. Это произведения покойного Н. Аникина (из собраний Т. Джемс-Леви, Н. Козловой, Т. Барабановой), екатеринбуржца В. Воловича (В. Пустовой), Е. Щетинкиной (М. Малышев, Г. Скробот, В. Пустовой), В. Тайницкого (Г. Скробот), собрание экслибрисов библиофила В. Кислюка, графика Б. Берзиньша из коллекции художника В. Бубнова, а также работы В. Мишина, В. Качалова, З. Латфулина, П. Ходаева, Н. Черкасова и других достойных художников.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет