Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Южный Урал: база роста

26.02.2005
Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году и задачах на 2005 год

Страна и все мы прожили сложный, а с учетом событий в Беслане - и трагический год. Но в экономическом плане он был достаточно благополучным. По темпам роста объемов ВВП Россия остается лидирующей державой.
Подобным образом можно характеризовать и развитие экономики Челябинской области. Прожитый год мы вправе оценивать в целом позитивно.

Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году и задачах на 2005 год

Страна и все мы прожили сложный, а с учетом событий в Беслане - и трагический год. Но в экономическом плане он был достаточно благополучным. По темпам роста объемов ВВП Россия остается лидирующей державой.

Подобным образом можно характеризовать и развитие экономики Челябинской области. Прожитый год мы вправе оценивать в целом позитивно. Он продемонстрировал довольно впечатляющее возрождение экономического, научного, социального и культурного потенциала Южного Урала.

В этом прежде всего заслуга трудовых коллективов, организаторов производства, научно-технического и инженерного состава, финансовых институтов, большого и малого бизнеса, работников образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальных служб и правоохранительных органов.

Положительно сказались на результатах работы консолидация и сотрудничество всех ветвей и уровней власти, общественно-политических сил. Благодаря этому в области царит здоровая социально-политическая атмосфера. Под ее флагом состоялось и яркое празднование 70-летнего юбилея Челябинской области.

В 2004 году объем промышленной продукции превысил 370 млрд. рублей, увеличившись на 4,6 процента. Валовой региональный продукт вырос на 7 процентов. По объему производимой продукции область вошла в первую шестерку субъектов РФ.

Прибыль предприятий выросла в 1,7 раза и превысила 60 млрд. рублей. Это один из самых высоких показателей среди регионов Большого Урала.

Безусловной гарантией финансово-экономической, социальной стабильности Магнитогорска и в целом Челябинской области стала покупка государственного пакета акций ММК менеджментом этого предприятия.

Прирост промышленного производства достигнут в большинстве отраслей. Металлургия продолжает оставаться локомотивом нашей экономики. В машиностроении объемы увеличились на 7,7 процента. Здесь впервые за последние годы удалось переломить негативные тенденции. Налажена стабильная работа на таких крупнейших предприятиях, как автомобильный завод "Урал", "ЧТЗ-Уралтрак", Челябинский механический завод, "Теплоприбор", промышленная группа "Метран", "Уральская кузница". Второй год динамично развивается Челябинская угольная компания. Добыча угля превысила здесь показатели 2003 года. Производительность труда выросла на 19 процентов, растет заработная плата, ликвидированы долги.

Рост объемов производства в неметаллургических отраслях для нас важен не столько количественно, сколько качественно. Это залог сбалансированности экономического пространства Южного Урала в будущем.

На наш взгляд, определяющими факторами положительной динамики производства промышленной продукции стали следующие обстоятельства.

Первое. Предприятия промышленности в полной мере использовали конъюнктуру на мировом и отечественном рынке.

Второе. Борьба за конкурентоспособность стала не лозунгом, а ежедневной практикой. Сегодня она реализуется посредством диверсификации производства, изменения номенклатуры изделий, повышения качества продукции, снижения себестоимости, оптимизации управления и развития холдинговых структур. Мы это можем наблюдать на примере Магнитогорского метизно-металлургического холдинга, стальной группы "Мечел", "Группы ЧТПЗ" и других. На отдельные проблемные предприятия, особенно в промышленности строительных материалов, пришли стратегические инвесторы, в том числе иностранные.

Третье. Идет модернизация производства. В прошлом году освоено 50,2 млрд. рублей инвестиций, что на 18 процентов больше, чем в предыдущем году. Наметилась тенденция их роста в машиностроении, металлопереработке, в сфере услуг и малого бизнеса. В целом инвестиционная емкость реального сектора превысила в прошлом году общероссийские показатели в 1,6 раза. Прогнозные данные говорят о том, что за три года (с 2003-го по 2005-й) инвестиционные программы предприятий позволят увеличить объем промышленной продукции на 60 млрд. рублей. За счет их мы получим и новые "умные" рабочие места, и достойную зарплату, импортозамещающую, конкурентоспособную продукцию. А все это обеспечит конкурентоспособность области. Почти три четверти инвестиций в экономику области относятся к категории внутренних. На сегодняшний день это не минус, а плюс. Это нормальная пропорция, которая свидетельствует о саморазвивающемся потенциале.

Четвертое. Промышленная политика правительства области по-прежнему опирается на такие испытанные нами методы, как территориальный заказ и внутриобластная кооперация. В 2004 году впервые был реализован территориальный заказ на продукцию машиностроения, что положительно сказалось на промышленном росте в отрасли. На деловом уровне проходило межрегиональное и международное сотрудничество. Объем внешнеторгового оборота области увеличился на 64,5 процента и составил 5,7 млрд. долларов. Причем экспорт продукции более чем в 2,5 раза превышает импорт.

Минувший год выявил в промышленности и ряд серьезных проблем. Из-за дефицита сырья и резкого роста цен на него, особенно на кокс, снижен объем производства в цветной металлургии. Цены на руду, окатыши, коксующиеся угли просто вздыбились. Большие издержки по этой причине несут предприятия черной металлургии. По-прежнему негативное влияние на ситуацию в легкой промышленности оказывает поток "серого" импорта, в основном китайского производства. Проблемой проблем остается изношенность основных фондов, недостаточный технологический уровень предприятий, нехватка оборотных средств, особенно в оборонно-промышленном комплексе.

В целом по оборонному комплексу рост объемов составил 8,2 процента. Но прирост отмечен только на одной трети устойчиво работающих предприятий. А на таких, как "Станкомаш", "Полет", Челябинский автоматно-механический завод, заводы "Пластмасс" и "Булат", Катав-Ивановский приборостроительный завод, остается много застарелых проблем. Плохо обстоят дела на Юрюзанском механическом заводе, Миньярском метизно-механическом, Троицком жировом комбинате. В феврале-марте нам предстоит разработать индивидуальные программы реабилитации "больных" предприятий, их финансово-экономического оздоровления.

Безотлагательно надо решить проблему задолженности по заработной плате. В минувшем году совместными усилиями ее удалось сократить вдвое. Но долги остаются внушительными - почти 360 млн. рублей. Бюджетных долгов нет. В первом полугодии надо ликвидировать задолженность. Это - прямое поручение Президента России.

Крайне актуальна проблема недостаточного уровня зарплаты. В 2004 году средняя заработная плата составила 5940 рублей. В промышленности она - 7289 рублей. Но есть примеры, когда на промышленных предприятиях, в малом бизнесе, в АПК зарплата составляет 1000-3000 рублей. В ближайшее время именно труд станет самым дефицитным ресурсом, поэтому недопустимо его обесценивание. Это уже тормозит развитие реального сектора экономики.

В текущем году предстоит достичь увеличения валового регионального продукта не менее чем на 6-8 процентов. Объем промышленного производства должен превзойти рубеж в 400 млрд. рублей.

В сфере промышленной политики перед правительством области стоят следующие задачи:

-- усилить стимулирование развития обрабатывающих отраслей, в том числе путем реализации комплексных планов по поддержке легкой промышленности, машиностроительного и оборонного комплексов, малого бизнеса

-- принять меры по повышению эффективности инфраструктуры инновационных проектов, в том числе путем создания технопарка с участием предприятий реального сектора экономики и ЮУрГУ

-- содействовать развитию новых схем территориального заказа, внутриобластной, межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей

-- содействовать реконструкции и техническому перевооружению Челябинской угольной компании, ряда проблемных предприятий

- продолжить работу по адаптации промышленных предприятий к вступлению России в ВТО.

Составной частью реального сектора экономики является агропромышленный комплекс. За годы радикальных реформ уровень государственной поддержки сельского хозяйства снизился в целом по стране в 20 раз. Мы с вами не допустили этого. Доля импорта в продовольственной корзине области не превышает 6-7 процентов, хотя еще в середине 90-х годов она составляла 30 процентов.

Наше село тяжело, медленно, но развивается. В прошлом году в сельскохозяйственное производство инвестировано более 2 млрд. рублей. На условиях лизинга выделено 387 млн. рублей и закуплено более 2000 единиц техники.

Крайне неблагоприятные погодные условия, жесточайшая засуха нанесли тяжелый удар по всей экономике АПК. Убытки сельскохозяйственных предприятий составили более 3,5 млрд. рублей. Потери могли быть более значительными, не будь у нас ресурсного задела, в том числе и технического. Крестьяне вырастили и собрали 811,3 тысячи тонн зерна. Урожайность составила 9,9 центнера с гектара, тогда как в аналогичных климатических условиях 1991 и 1998 годов она опускалась до 4,2 центнера с гектара. Выращено достаточное количество овощей и картофеля.

Летняя засуха больно сказывается и на животноводстве: неурожай кормов - на уровне критических 70-х годов. Но в целом за счет напряженного труда крестьян, поддержки областного бюджета в сумме 237 млн. рублей, закупок комбикормов и реализации других мер удается не допустить резкого снижения поголовья крупного рогатого скота. По итогам года произведено 169 тысяч тонн мяса скота и птицы, 605 тысяч тонн молока (надои на фуражную корову составили 2623 кг), более миллиарда яиц. Эти показатели превышают результаты 2003 года.

С учетом последствий неурожая прошлого года в агропромышленном комплексе предстоит решить ряд серьезных задач. В том числе:

-- завершить зимовку скота с сохранением поголовья и продуктивности на уровне 2004 года, а за летний период увеличить маточное поголовье и валовое производство продукции животноводства

-- принять меры к широкому внедрению ресурсо- и влагосберегающих технологий, в том числе безотвальной вспашки

-- добиться урожайности зерновых не менее 15 центнеров с гектара, расширить площадь посевов кормовых культур.

Продолжится широкомасштабное техническое перевооружение птицефабрик, на которое из разных источников планируется до 2010 года направить 3,8 млрд. рублей. Это позволит уже в текущем году довести производство мяса птицы до 50 тысяч тонн. 350 млн. рублей выделяется на приобретение сель-скохозяйственной техники. Новые технологии активно будут внедряться в животноводстве, которое по областному лизингу получит современную доильную аппаратуру и кормосмесительное производство.

В целях рачительного использования бюджетных средств изменится схема государственной поддержки. Приоритеты будут отдаваться эффективным сельхозпроизводителям и тем коллективам, которые присоединили слабые хозяйства.

Положительная динамика наблюдалась в минувшем году в строительной индустрии, на предприятиях связи, транспорта, коммунального хозяйства и в малом бизнесе. Численность занятых в малом бизнесе составила 545 тысяч человек, а объем произведенной продукции и услуг оценивается в 110 млрд. рублей. Это на 19 процентов выше показателя 2003 года. В области работает уже третья Программа государственной поддержки малого предпринимательства, принята программа поддержки женского и семейного бизнеса. Область признана победителем федерального конкурса "Лучший регион России" в номинации "За создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого бизнеса".

В ответ на поддержку малого бизнеса мы вправе ожидать от него безусловного соблюдения законодательства, повышения социальной ответственности перед наемными работниками и потребителями его услуг и продукции.

Существенные достижения есть в капитальном строительстве. Объем работ по договорам строительного подряда вырос на 10,4 процента. За счет средств из разных источников сдано 393 объекта, половина из них - социального назначения.

Доля капитальных вложений в структуре расходной части консолидированного бюджета составляет сегодня 17 процентов, а это свидетельствует о том, что область уверенно наращивает темпы развития. Введены школы в Нязепетровске и в деревне Мамаево Сосновского района, детские дома в Чесме и Чебаркуле, жилые дома для ветеранов в Сатке, Троицке, Красноармей-ском районе, дом для пожилых людей в Верхнеураль-ском районе. Построены межрайонный онкологический и туберкулезный диспансеры в Магнитогорске, поликлиника в Троицке, детская больница в Коркино, центральная районная больница в Еткуле, молочная кухня в Кунашаке. После коренной реконструкции открыта областная филармония, преобразились железнодорожные вокзалы в Челябинске и Кыштыме, территория областной больницы. Завершено строительство музея-заповедника "Аркаим".

В текущем году будет закончено строительство областного краеведческого музея - единственного музейного учреждения такого уровня, которое будет построено в России за последние 20 лет. Построим школы в Пласте, в селе Долгодеревенском, в Ашинском районе, центральную больницу и поликлинику в селе Уйском, акушерский комплекс в Южноуральске, терапевтическое отделение в Чесме.

Областной центр украсили уникальные для России, знаковые для области Центр дзюдо и ледовый дворец "Уральская молния". Завершилась реконструкция центрального стадиона в Магнитогорске, преображаются центральный стадион и спорткомплекс "Метар-Спорт" в Челябинске, стадионы в Пласте, Симе, Верхнеуральском районе. Заканчивается строительство легкоатлетического стадиона в Челябинске. В областном центре построено также семь уникальных школьных стадионов. Сооружен физкультурно-оздоровительный комплекс в Кунашаке, введена первая очередь ФСК в Усть-Катаве. Возводятся плавательные бассейны в Копейске, Златоусте, Еманжелинске, Бакале, спортивные комплексы в поселке Увельский, в Чесме.

В этом году приступаем к строительству еще 9 физкультурно-спортивных комплексов. Начата коренная реконструкция дворца спорта "Юность" и Дворца спорта имени Ромазана. В Челябинске планируется реконструкция и строительство 21 школьного стадиона. Все это должно способствовать массовому привлечению детей, юношей и девушек, взрослого населения к спорту и укреплению здоровья.

На строительстве и содержании дорог в 2004 году освоено более 3 млрд. рублей. На улучшение дорожного покрытия в городах направлено 675 млн. рублей. Сдано в эксплуатацию 34,7 км новых дорог и 906 погонных метров мостов и путепроводов. Отремонтировано 153 км автодорог. 1 млрд. рублей направлен на содержание дорог. Эти меры позволили обеспечить в целом нормальное движение транспорта по дорогам области, хотя проблемы здесь остаются серьезные.

В текущем году средства на дорожное строительство возрастут. Только на реконструкцию трассы Челябинск-Магнитогорск дополнительно выделено 400 млн. рублей. Продолжится строительство объездной дороги вокруг Магнитогорска и Челябинска, автомобильной дороги Челябинск-Харлуши, Кизильское-Бреды-Марининское. Завершается формирование программы строительства сельских дорог. Из всех источников финансирования предполагается направить 600 млн. рублей на строительство метрополитена.

Крайне болезненной остается жилищная проблема как по стране в целом, так и в нашей области. За годы реформ объемы вводимого жилья сократились вдвое. Средний износ коммунальной инфраструктуры достиг 60 процентов. В очередях на улучшение жилищных условий - около 130 тысяч семей. Свыше миллиона квадратных метров ветхо-аварийного жилья либо домов, расположенных в санитарно-защитных зонах. В прошлом году на переселение граждан было направлено 207 млн. рублей, что позволило построить 522 квартиры (почти в два раза больше предыдущего периода). На условиях ипотеки улучшили жилищные условия 1400 семей. В целом жилой фонд прирос на 803 тыс. кв.м, или на 8,7 процента. Это позволило улучшить жилищные условия почти 16 тысячам семей.

В текущем году уставный капитал областного ипотечного агентства увеличен в 10 раз - со 108 млн. рублей до 1 млрд. 8 млн. рублей. Более 5000 семей смогут воспользоваться ипотекой. Значительно усилено финансирование подпрограмм "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Обеспечение жильем молодых семей", "Свой дом в сельской местности". Определены четыре площадки для эксперимента по инженерной подготовке земельных участков и продаже их на конкурсных условиях под массовую застройку. В проведении этого эксперимента обещана поддержка федерального Министерства регионального развития.

Нам вместе предстоит подумать и осуществить меры по доступности приобретения жилья. Мы уже готовим предложения в правительство страны. Часть из них касается субсидирования процентных ставок и первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита. Не теряя времени, мы должны приступить к разработке областных законов, других нормативных актов в развитии федерального пакета жилищных законов и нового Жилищного кодекса РФ.

Комплекс мер будет осуществлен по финансовому оздоровлению ЖКХ и развитию жилищно-коммунальных, транспортных услуг и средств связи. В прошлом году на капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры выделено 775 млн. рублей. На социальную поддержку населения по оплате услуг ЖКХ - 1 млрд. 765 млн. рублей. С целью снижения тарифного давления на малообеспеченные категории населения приняты меры по большей доступности субсидий. Они позволят увеличить число их получателей почти вдвое. На выплату субсидий и жилищные льготы отдельным категориям граждан выделяется более 2 млрд. рублей.

Правительство области продолжит реализацию программы газификации, по темпам которой мы в России - в числе лидеров. За 8 последних лет результатами массовой газификации смогли воспользоваться 585 тысяч южноуральцев. Только в прошлом году построено 511 км газопроводов, газифицировано 35 тысяч квартир и домов. Впервые газ пришел в Верхнеуральск и Нязепетровск. В текущем году будет газифицировано не менее 15 населенных пунктов и завершено строительство газопровода в село Октябрьское - последний негазифицированный в области Октябрьский район. Газ придет в более чем 50 тысяч квартир и домов, в 26 котельных.

Прошедший год для бюджета области был напряженным и одновременно успешным. Поступления в консолидированный бюджет выросли на треть и составили 43 млрд. 934 млн. рублей. Все дополнительные средства направлены на решение проблем южноуральцев. Финансовая помощь муниципалитетам возросла вдвое и составила 11 млрд. 870 млн. рублей. Это позволило укрепить финансовую устойчивость местных бюджетов.

Положительную роль сыграли мероприятия по расширению доходной базы, управлению государственным имуществом, завершившийся переход на казначейскую систему получателей средств областного бюджета, совершенствование практики конкурсных закупок продукции для государственных нужд.

Усилена социальная защита инвалидов и на треть выросли затраты на реализацию Федерального закона "О ветеранах". В текущем году вместе со всей страной южноуральцы отметят 60-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На мероприятия по подготовке и достойному проведению юбилея выделяется более 450 млн. рублей. Предусмотрена материальная поддержка участников войны, тружеников тыла, детей погибших.

Установлена надбавка к заработной плате (с оказанием материальной помощи) молодым педагогам. Всем работникам бюджетной сферы в декабре выплачено по 1,5 тысячи рублей. С января обеспечено повышение заработной платы на 20 процентов. С сентября зарплата будет повышена еще на 11 процентов. Среди немногих регионов мы с вами сохранили 25-процентную надбавку к зарплате и льготы по ЖКХ сельским учителям. Коммунальные льготы на селе по-прежнему будут получать врачи и работники культурных, оздоровительных учреждений. На эти цели будет направлено более 300 млн. рублей.

В целом среднемесячный доход южноуральцев вырос в прошлом году на 18 процентов и составил 4700 рублей на человека. Это положительно сказалось на структуре потребления и демо-графической ситуации. В минувшем году родилось 38154 ребенка - на 749 больше, чем в предыдущем.

В текущем году всем нам придется работать в условиях меняющейся системы межбюджетных отношений. Суть изменений - в резком разграничении полномочий каждого уровня власти. С 2006 года бюджетный объем будет включать в себя уже не 39 бюджетов муниципальных образований, а 307. Новое требование - включать в бюджет только те расходы, которые имеют под собой нормативную базу, - нами выполнено. Бюджет Челябинской области на 2005 год - единственный в России бюджет, который принят на основе полного пакета нормативных и законодательных актов, учитывающих новые межбюджетные отношения.

Нами серьезно просчитаны меры по реализации федерального закона N 122. Он коснулся 650 с лишним тысяч южноуральцев, из которых более 400 тысяч включены в областные категории льготников. Первые два месяца действия закона стали серьезным испытанием. Однако они подтвердили правильность выбранной нами позиции: нет и не было необходимости тотального и стремительного отказа от льгот, когда приемлем и не запрещен законом поэтапный переход с сохранением ряда льгот в натуральной форме и предоставлением человеку выбора. Главный итог этих двух месяцев в нашей области - положение людей не ухудшилось. Удалось во многом избежать и социальной напряженности.

Неотложной заботой остаются экологическая и радиационная безопасность, здравоохранение, образование, наука, культура и правоохранительная деятельность. Вопрос повышения доступности и качества медицинской помощи решался в рамках "Территориальной программы государственных гарантий оказания помощи гражданам, проживающим в Челябинской области". На ее реализацию было направлено 7,5 млрд. рублей, в том числе 406 млн. рублей - на приобретение медицинского оборудования и 417 млн. рублей - на льготное и бесплатное обеспечение лекарствами. Это почти в два раза больше, чем в 2003 году. Тем не менее многие южноуральцы высказывают обоснованные претензии к стремительному росту платных услуг и недостаточному качеству медицинского обслуживания. В текущем году мы проведем ревизию платных медицинских услуг и определимся по мерам.

Планируется также ряд других мер. В том числе:

-- разработка областных целевых программ по новым клеточным технологиям оказания медицинской помощи, по оснащению медицинских учреждений рентгеновскими компьютерными томографами

-- развитие профилактического направления в медицине и общеврачебной (семейной) практики

-- разработка стандартов оказания медицинской помощи в территориальном разрезе и другие.

Вложения в образовательную сферу за последние четыре года возросли вдвое. Компьютеризация позволила внедрить новые образовательные технологии. Укрепляется связь науки с системой высшего образования. Восстанавливается система дошкольного образования. 73 процента детей посещают детские сады (в России - 56 процентов). Но детских садов не хватает, и нам надо разработать и реализовать программу, предусмотрев механизмы возврата помещений, в которых ранее размещались ДДУ, программу реконструкции детских садов.

Особое внимание правительство области уделяло и будет уделять сотрудничеству со средствами массовой информации, с профсоюзами, ветеранскими, молодежными и другими организациями, с национально-культурными центрами и конфессиями.

Требует повышения эффективности борьба с преступностью. В минувшем году опять допущен ее рост, и это уже невозможно объяснить исключительно социально-экономическими и финансовыми трудностями. Задачи правоохранительных органов состоят в повышении профессионализма, ответственности, требовательности, в налаживании сотрудничества с общественностью, трудовыми коллективами, ветеранскими, молодежными и студенческими организациями. Только совместными усилиями мы можем бороться с терроризмом, экономическими преступлениями, коррупцией, наркоторговлей, с посягательствами на жизнь и имущество граждан.

В области, как и в стране в целом, продолжается административная реформа. Ее суть - не банальное сокращение управленческого аппарата, а укрепление вертикали власти при четком разграничении полномочий, усиление роли и значения органов местного самоуправления. Меньше чем через месяц состоятся выборы в органы местного самоуправления. Нам предстоит много сделать, чтобы они прошли на высоком организационном уровне и в правовом поле.

Комментарии
Комментариев пока нет