Новости

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Иоганн Бах против "Черного бумера"

17.03.2005
Вячеслав Жилин учит музыке по системе Карла Орфа и утверждает, что бездарных детей не бывает

Учитель музыки из южноуральской Варны давно известен за ее пределами. Можно даже сказать, что признание его достижений в музыкальной педагогике началось с Запада. Когда-то он одним из первых россиян стал пропагандистом ныне популярной системы немецкого композитора Карла Орфа. По инициативе Жилина в 1988-м создано российское общество Карла Орфа при Челябинском областном музыкальном обществе, а потом отделения по всей стране и Орф-центр в Санкт-Петербурге. Вячеслав Александрович проводит курсы, семинары, мастер-классы во многих городах России.

Вячеслав Жилин учит музыке по системе Карла Орфа и утверждает, что бездарных детей не бывает

Учитель музыки из южноуральской Варны давно известен за ее пределами. Можно даже сказать, что признание его достижений в музыкальной педагогике началось с Запада. Когда-то он одним из первых россиян стал пропагандистом ныне популярной системы немецкого композитора Карла Орфа. По инициативе Жилина в 1988-м создано российское общество Карла Орфа при Челябинском областном музыкальном обществе, а потом отделения по всей стране и Орф-центр в Санкт-Петербурге. Вячеслав Александрович проводит курсы, семинары, мастер-классы во многих городах России. Он организатор международных летних курсов в селе Варна с преподавателями из Западной Европы и участниками из России и стран СНГ. За заслуги в области музыкального воспитания Вячеслав Жилин стал девятнадцатым в мире обладателем международной медали Pro Merito. Почетный член Всероссийского музыкального общества, отличник культуры, лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области.

Автор десяти книг. Свободно владеет немецким и английским языками.

"Минера из меня не вышло"

-- Музыкальную грамоту я осваивал в детском возрасте, учась игре на баяне, - рассказывает Вяче-слав Александрович. - Это было в совхозе "Лазурный" Красноармейского района, где жила наша семья. И азы педагогического мастерства постигал тогда же. Отец, учитель начальных классов, однажды уехал в командировку и сказал мне, девятилетнему пацану, чтобы я за него провел уроки. Я сидел за учительским столом и читал ребятам из учебника. А музыкальная педагогика началась для меня по окончании культпросветучилища. Я работал в Чудиновской школе Октябрьского района, у меня там был маленький ансамбль. Потом армия, полгода в учебке, в саперном отряде, где мы проходили минирование. Но солдат я был никудышный ("балалаечник", если использовать терминологию министра обороны Сергея Иванова). Тем не менее дали звание сержанта и отправили в Группу советских войск в Германии в должности командира отделения. Какой из меня командир! Начал "сигнализировать", что я - музыкант. Наконец, пригласили в гарнизонный оркестр. После армии поступил в Челябинский институт культуры на специальность "Руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов". Тогда деканом факультета культурно-просветительной работы был Давид Борисович Перчик. Он посоветовал: "Съезди в Варну, присмотрись, мы тебе командировку оплатим". Поехал. Потом попросился туда по распределению. "Командировка" затянулась на 30 лет.

В принципе мне было все равно, где работать. Лишь бы были оркестр, инструменты и дети-ученики. А еще люблю комфорт, высокое качество жизни. Когда приехал в Варну, попросил отдельную комнату. Отработал три года, и мне предложили квартиру. Я остался. В школе организовал ансамбль старинной музыки. Обо мне писали в журнале "Музыкальная жизнь". Помню, в 1982 году большая статья была - "Тернистые пути музыкального воспитателя".

-- А тернистость в чем заключалась?

-- Много чего было. Некоторые моменты доводили до отчаяния. В принципе конфронтация между чиновниками и творческими людьми типична и по сей день. К сожалению, они с водой выплескивают и ребенка. Я был молод, амбициозен, козырял своим высшим образованием, эрудицией, знанием иностранных языков. Наверное, не надо было. Но я таким манером сам себе ставил планку и стремился ее повышать. Это раздражало чиновников от культуры. Тех, кто не любит чужого мнения, не терпит независимости подчиненных. Но зачем личную неприязнь перекладывать на работу? Такая позиция вредит российской жизни вообще и, по-моему, называется разбазариванием творческих сил, что сродни разбазариванию природных ресурсов. Когда-то я основал при музыкальной школе оркестр "Рутения" (латинское название России). Секретарь райкома партии по идеологии Виктор Григорьевич Маклаков, ныне покойный, сказал тогда: "Наконец-то серьезная музыка пришла и в Варну". Мы давали концерты по всей округе, в оркестре играли педагоги из Чесменской и Карталинской школ. У меня и ноты, у меня и дети, и педагогика. Я же благодаря сфере культуры все это создал. Зачем же меня оттуда выталкивать?! Ну, ушел я. Разумеется, "Рутения" прекратила свое существование.

Из культуры я подался в просвещение, в лицей, который мы в 1992 году организовали вдвоем с заведующей РОНО В.М. Юсуповой и по моему предложению назвали лицеем Карла Орфа. Уроки там до сих пор продолжаются, хотя впоследствии мне пришлось оттуда уйти. Я вынужден был забрать все свои музыкальные инструменты, их было около сотни. Когда ездил в ГДР туристом, привез блокфлейту. Народ дивился: все везли из-за бугра ковры или посуду, а я (вот странный!) жевательные резинки для детей и музыкальные инструменты. Некоторые инструменты мне дарили. Теперь лицеисты лишены возможности пользоваться ими.

Веселая педагогика

-- Как началась история с Карлом Орфом?

-- У меня возникли сложности педагогического характера. Засел в библиотеке, перевернул всю литературу, какая была. Чего только не пробовал, чтобы заинтересовать учеников: йогу, японский театр кабуки. Но материала не хватало. Тогда-то и написал письмо с просьбой о помощи. Адрес был фантастический: Австрия, Зальцбург, институт Карла Орфа, господину Орфу. И надо же, он мне ответил, а через некоторое время пригласил к себе, но меня не пустили: время было коммунистическое. Спустя пять лет, в 1982 году, его не стало. Так я с ним и не увиделся. А когда написал, он мне сразу вы-слал свой Шульверк. Это ноты. Но когда начинаешь их смотреть, появляются идеи, творческий импульс. Есть разные версии Шульверка: голландская, английская, американская, австралийская.

-- А варненская?

-- Есть уже. Правда, издали ее сначала в Германии в издательстве "Шотт", потом у нас. А идеи, которые возникли благодаря Шульверку, чисто варненские. Первый раз в институт Орфа я смог поехать в 1990 году. Общался с его вдовой Лизелоттой. Она не музыкант, но клас-сный организатор. Поддерживает движение "орфовцев" во всех странах. Очень душевная и отзывчивая. Она меня, "Славу Жилина из России", причислила к друзьям дома Орфа. Сам Карл Орф говорил так: "Нет человека, работающего по Орфу, каждый должен найти себя в чем-то". Вот и я использую свою индивидуальность, свой темперамент, свои наработки, свою среду, возможности своих учеников. Люблю петь песни на разных языках, мне это нравится. И думаю, как это сделать с ребятишками, чтобы они получили пользу. Есть идеи, как весело и интересно осваивать народные инструменты. Очень важна импровизация, ребенку неинтересно работать по указке, ему хочется сделать что-то свое. Поэтому лучше подумать, как ему предоставить самостоятельность, чтобы она помогала, а не вредила. Люблю заниматься социальными упражнениями. Когда проводил анкету, восьмиклассники написали, что больше всего им понравилось, как я их учу слушать другого человека, а потом мы слушаем музыку, и так внимательно, чтобы не отвлекаться от исполнителя, не реагировать на посторонние шумы, кто бы ни зашел, хоть президент Путин. Смысл концепции Карла Орфа в том, что на уроках мы мыслим не только музыкой. Можем в урок включить изобразительное искусство, движение, слово. Следующий принцип - креативность. Педагог не доминирует, он уступает лидерство ребенку с его мыслями, чувствами и идеями.

Мир виден из Варны

-- Почему вы до сих пор живете в провинции?

-- Мои связи с миром обширнее, чем у кого-либо, живущего в столице. В наше время неважно, где жить. С помощью компьютера и Интернета я связан с 30 странами, имею доступ к любой информации. Конечно, реже, чем хотелось бы, посещаю концерты профессионалов. Но это компенсируется хорошими записями. Фонотека у меня была шикарная! Музыка разных народов. Куда бы я ни ездил, отовсюду привозил записи. Правда, нет их у меня теперь. Полтора года назад сгорел наш дом. Проводку замкнуло на втором этаже, который я много лет строил, чтобы заниматься музыкой с детьми. А ветер был такой, что в одночасье выгорел весь этаж. Там была огромная библиотека, уникальные книги, которые мне дарили и присылали отовсюду. Сгорели все мои дипломы, награды, музыкальные инструменты, записи оркестра в течение двух десятилетий. Пропали протоколы уроков начиная с 1992 года, в них были подробнейшим образом описаны все мои эмоции и эмоции детей. Ценный материал, он ждал своего часа, чтобы быть изданным. И все это моментально сгорело. Пошла помощь от частных лиц и организаций из зарубежья и России. Ну и от земляков-варненцев. Через пару месяцев мы вселились в отремонтированный дом. Хотя до сих пор восстанавливаем то, что было утрачено. Многое уже не вернуть.

-- Международные курсы - ваша частная инициатива?

-- Да. Я вынужден ездить на семинары, чтобы заработать для семьи. Это мой хлеб, и у меня, кстати, очень много приглашений: график расписан на пять лет вперед. К тому же у меня накопилось полно информации и научного материала. Мне коллеги говорят: "Ты же можешь диссертацию защитить, и не одну". Я было собрался, но столкнулся с такими формальностями, что бросил эту затею. Зато издаю книги самиздатом. Так вот, чтобы мои небольшие открытия не лежали мертвым грузом, пришла идея собирать в Варне единомышленников, знакомить их с педагогической практикой разных стран в области музыки и танца на основе системы Карла Орфа. Когда состоялся первый слет, в областном музыкальном обществе очень удивились: "У нас целый штат, а тут один человек привез всю Россию". Если вдуматься, я сам как реалист понимаю, что эта акция, учитывая нашу бюрократизированную жизнь, выглядит очень экстравагантной. А в принципе все очень просто. Собираю команду. Каждый отвечает за что-то свое: один едет в аэропорт за гостями, другой занимается размещением, третий питанием, четвертый водит на экскурсии, ведь у нас бывают слушатели и преподаватели из-за рубежа, Урал - экзотика для них. 15 лет уже собираемся. Атмосфера потрясающая! Стимул для деятельной жизни.

Бах против Бумера

-- Как реагирует на вашу бурную жизнь ваше семейство?

-- Жена Тамара работает в социальном центре. Она имеет косвенное отношение к музыке, но к моим делам небезразлична. Тоже любит возиться с ребятишками. Тамаре нравится, когда люди между собой общаются и хорошо друг к другу относятся. Мы же проповедуем педагогику радости! Когда мы поженились, жена знала, что я ориентирован на свою работу и не отменю репетицию из-за семейных планов. Единственное, в чем она меня смогла "перевоспитать", чтобы я по воскресеньям не работал. Дочь по моим стопам не пошла, она юрист. А сын учится в консерватории в Питере. Это был его выбор. Учиться в Москве не захотел, не пожелал ехать ни в Кельн, ни в Зальц-бург, ни в Вену, хотя отлично знает немецкий язык.

-- Место и среда влияют на талантливость детей?

-- Думаю, что талант - вне времени и пространства. Тут и закономерностей никаких нет. Задача педагога - этому таланту не мешать. Плохо, когда мы всех "усредняем". Мне кажется, что мой сын так здорово умеет импровизировать потому, что я ему предоставлял пищу для развития. Я записывал его импровизации и с гордостью демонстрировал на семинарах. Жаль, эти записи тоже сгорели, как и масса нотного материала. Теперь меня спасает компьютер. Чтобы написать партитуру, раньше уходило часов 20. Сейчас я это делаю за пять минут. Чудо! Я столько книг издал благодаря компьютеру, столько для детей нот напечатал. Например, школьники меня попросили "Черный бумер" - пожалуйста, вот вам ноты и слова. Поем!

-- Вы - и "Черный бумер"?!

-- Понимаете, какая штука. Сейчас я веду уроки музыки в железнодорожной общеобразовательной школе. Это школа рабочей окраины, часть детей из детдома, много из неблагополучных семей. У меня с ними не получалось ничего. Они сбегали с уроков. Про народную, а тем более классическую музыку и слышать не хотели. В лучшем случае соглашались на Андрея Макаревича. Я провел анкету "Ваши вкусы", они мне все написали: "Черный бумер". Пошел, купил кассету с этой песней, послушал - всего три аккорда, но ничего циничного в принципе нет. Прихожу, начинаю с ними разучивать эту мелодию. Они затихли: "О, похоже на "Бумера". И такими активными стали! На следующем уроке я им Баха ставлю. Они: "А "Черный бумер" будет?" - "Будет! Но сначала послушаем Баха". Все, они мои! Не раз замечал: если настроение кто-то испортит, начинаю общаться с детьми - и на второй минуте все забываю. Я счастлив! Даже сказал однажды директору, когда счастливый вышел после урока: "Зря вы мне деньги платите, я бы и бесплатно работал".

Лидия САДЧИКОВА

P.S. Когда готовился этот материал, в редакцию пришло письмо от жителей с. Чудиново Октябрьского района. Они прочли мою заметку "Учит, играя" - о семинаре, который В. Жилин провел в конце февраля в Челябинске для преподавателей музыки. Вот строки из письма: "Многие сельчане помнят его еще молодым пареньком. Он был у нас на практике в 70-х годах, преподавал пение в нашей школе. Запомнился очень веселым, общительным и требовательным учителем. Поверьте, это Педагог с большой буквы, не о каждом учителе помнят ученики столько лет! Нам хотелось бы выразить признательность этому человеку и больше узнать о нем".

Комментарии
Комментариев пока нет