Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Земфира стала взрослой

17.03.2005
Живи Пушкин сегодня,  он мог бы оказаться ею

Земфира выпустила четвертый альбом - "Вендетта". Повторять успех всегда труднее, чем создавать его впервые. А у нее получается не повторять даже, а прыгать выше головы. "Вендетта" однозначно лучше всех предыдущих. Земфира взрослеет и не становится от этого хуже.

Живи Пушкин сегодня, он мог бы оказаться ею

Земфира выпустила четвертый альбом - "Вендетта". Повторять успех всегда труднее, чем создавать его впервые. А у нее получается не повторять даже, а прыгать выше головы. "Вендетта" однозначно лучше всех предыдущих. Земфира взрослеет и не становится от этого хуже. Она говорит, этот альбом не такой попсовый, как прежние, но при чем здесь попсовость? Какая-то странная, вымороченная категория из совсем другой жизни. Объяснить силу "Вендетты" невозможно, все прилажено настолько гармонично, что раскладывать по полочкам, объяснять этот феномен просто бессмысленно. Но очень хочется.

Наверное, пятый альбом Земфире следует записать с симфоническим оркестром - настолько очевиден в четвертом шаг от мелодий к музыке. Хотя ее нельзя назвать авангардной, скорее, напротив, это результат вдумчивого освоения музыкальной скороговорки конца XX века. Здесь можно услышать отзвуки "музыки французского кино", аранжировки в стиле "Pet Shop Boys", терменвокс и рваный ритм "Portishead", саундтреки к фильмам Дэвида Линча и Квентина Тарантино, наступательный клич "Rammstein". Фокус в том, чтобы при всем при этом остаться собой, что и делает Земфира.

С текстами у нее тоже интересная история. Идет какое-то лирически-ассоциативное повествование, что называется, о внутреннем мире человека, переведи его на бумагу - и выглядит очень странно. Но вдруг - мелькнет вспышкой какая-то фраза. Это как если бы из хаоса букв в результате какого-то странного спортлото шарики вдруг сложились бы в простую и выразительную комбинацию. Такие фразочки у Земфиры есть в каждом альбоме. Вроде пустяк, а весь мир поет.

В "Вендетте" тоже есть эти фразочки-звездочки. Даже, кажется, собери их все вместе и составится какое-то тайное послание. Но это так, предположения. А если просто читать по порядку и, вслушиваясь, пытаться понять их неслучайность?

"Теперь я знаю, о чем поет певица Валерия". "Мои папа и мама превратились давно в телевизоры".

Здесь все достаточно очевидно. Многие жалеют Валерию, хорошая, в общем-то, девушка, она вынуждена отдуваться за всю попсу только потому, что в момент написания Земфириной песни она, я точно помню, была самая раскручиваемая эстрадная певица. Органичнее бы на ее месте оказаться Филиппу Киркорову, но мошенник вовремя скрылся. А родители Земфиры - обычные пенсионеры, большую часть времени проводят, увы, дома перед "ящиком", а значит, разделяют судьбу миллионов людей, попавших в заложники коммерческих телеканалов.

"Упакуйте-отдайте меня стюардессам-красавицам".

Отлично помню свое предотпускное настроение - песня появилась, кажется, во второй половине лета. Очень многие люди, кто с ностальгическим вздохом, а кто с чувством предвкушения напевали эту фразочку.

"Твой аналитик - просто блядь".

Это известно еще на примере Фрейда, который, как было замечено позже, свой метод практиковал только с богатыми клиентками. Ту же характеристику можно отнести ко всякого рода советчикам. Давать советы - самое безответственное дело, какое можно себе помыслить.

"Моя любовь осталась в двадцатом веке".

Очень мощная фраза, лаконично объясняющая и характеризующая две вещи. Во-первых, рубеж веков. Помните, сколько было рефлексий по этому поводу? Что в сухом остатке? Ноль. Ну подвели итоги века прошедшего. Пофантазировали о будущем. А чувство неудовлетворенности осталось, как будто был хороший повод начать новую жизнь, а проснулись утром XXI века, словно бы никуда и не уходили. Земфира - единственная, кто наложил глубоко личные переживания на глобальные процессы. Они оказались равновеликими.

Во-вторых же, эта фраза говорит много о самом авторе. Ее личные ритм, скорость и интенсивность переживаний настолько велики, что любой близкий ей, но все же - обычный человек, очень быстро отстанет, останется в прошлом. Например, в прошлом веке.

"Случайно падали звезды в мои пустые карманы".

Земфира, конечно, Божий человек. Потому собственная гениальность воспринимается ею как череда странных событий, кои вне ее власти. Девушка, держи карман шире, и все у тебя будет.

"Пишу пластинку, пока все нравится".

Кто-то уже отметил, что даже самые повседневные события Земфира делает частью своего персонального эпоса. И еще важно здесь чувство собственного удовлетворения.

"Я нашла себе звезду. Хороший парень, тебе понравится".

У Земфиры с этого альбома появился молодой человек. Она теперь обращается к невидимому, но дорогому ей собеседнику не как к женскому персонажу, а как к мужчине. Ранее многие считали, что она лесбиянка или, на худой конец, спекулирует модной темой. Никакая она не лесбиянка, просто говорила сама с собой, а теперь, видимо, с кем-то из своих музыкантов или аранжировщиков, кем искренне восхищается, поскольку парень помогает ей адекватно передавать мысли и чувства в песни.

"И обещали дожди с юга. И где они?"

Девушка должна быть немного капризной. Земфира, разумеется, не такая клуша, чтобы обижаться, что ее не пригласили в ресторан или не купили бриллиант на 8 Марта. У нее - другие запросы. И правильно.

"Меня не стоит бояться. В меня не стоит влюбляться".

По большому счету, нормальному человеку не должно льстить, если он внушает кому-то страх. Это радости пубертатного, если вовсе не детского периода. За такой позицией, как правило, прячется, поджав хвост, собственная неуверенность. А вот по поводу второго предложения у Земфиры четкая позиция: "влюбляться" не надо, нужно любить.

"Я хочу повесица, фонарь, веревка, лестница. Буду висеть, молчать и любить".

Главный человеческий опыт, а может быть, даже подвиг Земфиры - это жить повседневной жизнью обычного человека, ежесекундно ощущая собственную безусловную исключительность. Чувство непростое и ноша нелегкая. Земфира как будто все время находится в состоянии неустойчивого равновесия и говорит в интервью, что старается вообще "о себе не думать". Такая вот малопонятная нам гигиена. Но тема суицида сквозит из альбома в альбом. Иногда за Земфиру становилось страшно. Думается, Земфиру нам нужно беречь и впредь, знать бы как. Но если предыдущие альбомы, особенно первые два, были надрывными, юношески-максималистскими, то теперь страсти и мысли остались те же, но девушка стала взрослой и научилась пускать их в нужное русло. Меня радует эта буквочка "ц". Люди, работающие со словом, не дадут слукавить. Жуткий инфинитив "повеситься" становится неопределенным и даже немного забавным существительным "повесица". Змея потеряла жало. Итог всего - не каменный холод Тауэрского моста из "Неба Лондона", а скорее, невесомое чувство покоя: находиться вне тяготения, молчать и любить. Для Земфиры пение - единственно возможный путь к гармонии. Творчество - это вообще, как известно, следствие неврастении. В этой системе координат молчание и тотальная любовь есть характеристики психического здоровья, абсолютного умиротворения, благодати или нирваны, кому что ближе.

"Я не знаю вас больше".

Фраза из совершенно потрясающего этюда "Красота", завершающего "основную программу" альбома (дальше идут два трека бонусом). Есть смысл вспомнить весь текст.

Какая красота!

Дождь идет, я одна.

На тротуарах пузыри.

Я считаю их.

Я не знаю вас

Больше.

Можно по-разному понимать последнее предложение. Например, так: "Я знать вас больше не желаю". Или так: "Я не знаю вас настолько хорошо, как хотелось бы". А вот еще один вариант: "Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать?"

Если бы Пушкин творил сегодня, он, наверное, пел бы голосом Земфиры:

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет