Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Шанс для "форрест гампов"

24.03.2005
Как подготовить детей с нарушениями в развитии ко взрослой жизни

Анатолий ЛЕТЯГИН
Южноуральск

В краеведческом музее Южноуральска недавно бесследно исчезла маленькая рыбка из герметически закрытой колбы с формалином. В этот день на экскурсию приходили учащиеся одного из коррекционных классов городской общеобразовательной школы N 1.
Дети из обычной школы тоже не устояли бы, увидев такую "игрушку". Но в коррекционных классах таких "любопытных" наберется все же побольше. И этому есть объяснение - речь о детях с нарушенным интеллектом.

Как подготовить детей с нарушениями в развитии ко взрослой жизни

Анатолий ЛЕТЯГИН

Южноуральск

В краеведческом музее Южноуральска недавно бесследно исчезла маленькая рыбка из герметически закрытой колбы с формалином. В этот день на экскурсию приходили учащиеся одного из коррекционных классов городской общеобразовательной школы N 1.

Дети из обычной школы тоже не устояли бы, увидев такую "игрушку". Но в коррекционных классах таких "любопытных" наберется все же побольше. И этому есть объяснение - речь о детях с нарушенным интеллектом.

"Наши" дети

В каких семьях рождаются дети, которых приходится учить во вспомогательных школах, так называемых коррекционных?

-- Причины самые разные, - объясняет завуч школы Любовь Глухова. - К примеру, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей. Но не только это. "Наши" дети рождаются и во вполне благополучных семьях - из-за инфекционных заболеваний матери, перенесенных во время беременности. Может проявиться плохая наследственность, повлиять экологический фактор. Нет семьи, которая была бы полностью застрахована от несчастья, и беда в том, что больных детей становится все больше.

Семья Билаевых (все имена и фамилии детей вымышлены. - А.Л.) - хрестоматийная иллюстрация к нашему разговору. Родители сумели произвести на свет восьмерых детей. Отец умер в тюрьме. Мать с нарушенным интеллектом лишили родительских прав. А отпрыски живут в детском доме - симпатичные девочки, но в нормальной школе учиться не могут. Почти такая же судьба у детей Григорьевых. У Сережи Заречного, напротив, родители благополучные, но в обычной школе он не усваивал программу и отличался неуправляемым поведением. Перечислять "проблемных" ребят можно долго. Их здесь 68.

Строгое добро

Я вызвался посидеть на занятиях. В шестом классе Любовь Глухова вела урок русского языка. Десять подростков охотно отвечали на вопросы, тянули руки, работали. Конечно, учебная программа у них специфическая, но ведь и они сами - необычные. Обратил внимание на повелительно-дружелюбную интонацию педагога при обращении к учащимся.

-- Наша методика - это строгая требовательность на доброжелательной основе, - разъяснила мне позже Любовь Валерьевна.

Способны ли эти ребята стать самостоятельными гражданами? Оказывается, 95,2 процента выпускников школы работают на предприятиях города. Лишь незначительное количество молодых людей не сумело полностью адаптироваться к действительности. Но и этому опытный педагог находит объяснение:

-- Родителей пугает слово "коррекционный". Не хотят верить, что именно их ребенку требуется вспомогательное обучение. Он в обычной школе мучается, не справляется с учебной программой, озлобляется, начинает хулиганить. Такие дети уже не хотят учиться, плохо усваивают и нашу программу. А вырастая, сложно встраиваются в общество. Поэтому диагностировать ребятишек надо еще в детских садах.

-- Любовь Валерьевна, ваши учащиеся оканчивают девять коррекционных классов. Что дальше?

-- Продолжить обучение они могут в специальных училищах, которые есть в нашей области, в том числе и в Южноуральске. Кстати, одна из старших сестер Билаевых окончила такое училище, вышла замуж, у нее дети, хорошая семья. Из трудной семьи к нам приходил Вадим Р. Но и у него сейчас все благополучно в жизни - дружная семья, дети, собственный дом, машина. Работает автослесарем. Мы с ним общаемся. Между прочим, из таких детей, как наши, получаются превосходные работники, очень ответственные. В США, к примеру, из них готовят садовников, официантов - лучших не бывает.

Заниженный статус

Коррекционные классы в Южноуральске располагаются в бывшем детском саду, поэтому мало соответствуют своему предназначению. Все тут тесно и неудобно - классы, кабинеты, кухня. А спортивного зала нет вообще. Между тем кому-кому, а этим детям он нужен. В обязательной программе обучения - спортивные занятия. Это так называемый охранительный режим, в котором работает школа коррекции. Вернее, филиал, спецклассы общеобразовательной школы. Из-за отсутствия собственного спортзала детей на занятия водят в городскую спортивную школу. Далековато и неудобно, но деваться некуда.

Хотелось взглянуть на мастерскую, где детей учат первым навыкам рабочих профессий. Это, может быть, даже важнее, чем физкультура. Но для этого надо идти в головную школу N 1, потому что собственных мастерских нет. Идти, между прочим, еще дальше, чем в спортшколу. После всего услышанного более внимательно разглядываю и обстановку в классах. Вижу, что все тут хоть и чистенькое, аккуратно пристроенное, но старое, поношенное: мебель, коврики, дорожки - все. Увы, финансируется головная школа, она и распределяет средства. Классам коррекции достаются крохи.

-- Конечно, бедно живем, - говорят преподаватели. - Все, что тут видите, в том числе мебель, принесли из своих квартир и подремонтировали. Обои купили на собственные деньги.

-- Если здраво подойти к проблеме, то ваше заведение вполне подходит под статус спецшколы?

-- В советское время школой считалось подобное заведение, когда в нем насчитывалось до 40-50 учащихся, - объясняет Любовь Глухова. - Но затем, когда разрушили старую систему, стали искать способы экономии денег. Теперь, чтобы назваться школой, надо набрать до 130 учащихся. Пострадавшими от такой реформы оказались дети. Хотелось бы верить, что это временное явление.

Директор головной школы N 1 Юрий БОНДАРЕНКО:

-- Статус коррекционных классов надо поднять до уровня школы. Детей с отклонениями в развитии становится все больше: такова реальность, кстати, характерная для всего мира. Мы готовы этот статус изменить. С детьми работают грамотные специалисты, чуткие и отзывчивые к чужой беде. Город, между прочим, нам хорошо помогает. За счет своего бюджета ввел в коррекционных классах ставки социального педагога, педагогов-дефектологов, медицинской сестры. Оказывается другая помощь. Но классы уже переполнены, пора думать о расширении.

Комментарии
Комментариев пока нет