Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Узбекское чудо

13.04.2005
Как "с нуля" за считанные годы создали современный автопром

Сразу по прилете в Ташкент в аэропорту мы поймали первую попавшуюся машину. Ею оказался серебристый "Матиз" с водителем-узбеком. За 40 минут езды мы в полной мере оценили комфортность этого авто. Несмотря на компактность машины, в салоне было ощущение уюта. Видя, как мягко и легко ведет себя автомобиль на дороге, юрко ныряя в потоке машин, я решил сделать комплимент хозяину "Матиза": "Хорошая у вас иномарка!" "Какая же это иномарка, - обиделся водитель, - это наш национальный автомобиль!"
Гордость узбека понять можно: всего лишь 10 лет назад в Узбекистане вообще не делали автомобили.

Как "с нуля" за считанные годы создали современный автопром

Сразу по прилете в Ташкент в аэропорту мы поймали первую попавшуюся машину. Ею оказался серебристый "Матиз" с водителем-узбеком. За 40 минут езды мы в полной мере оценили комфортность этого авто. Несмотря на компактность машины, в салоне было ощущение уюта. Видя, как мягко и легко ведет себя автомобиль на дороге, юрко ныряя в потоке машин, я решил сделать комплимент хозяину "Матиза" : "Хорошая у вас иномарка!" "Какая же это иномарка, - обиделся водитель, - это наш национальный автомобиль!"

Гордость узбека понять можно: всего лишь 10 лет назад в Узбекистане вообще не делали автомобили. Теперь продукция "УзДэуАвто" с успехом экспортируется в другие страны. А такие узбекские авто, как "Нексия" и "Матиз", идут на ура и в России.

Феномен создания с нуля автопрома в Узбекистане считается главным "чудом" последних лет. В этой истории есть немало поучительных и просто любопытных моментов.

Авто по-узбекски

-- Я помню, какими были первые отклики на идею выпуска в Узбекистане автомобилей, - вспоминает заместитель генерального директора "УзДэу" Ольга Рахимжанова. - Корреспондент одной из российских газет задавалась вопросом: "Разве могут узбеки сделать хороший автомобиль?" И отвечала: "Ну, конечно, нет". Она писала о том, что если даже и будет создан такой автомобиль, то у него "может отвалиться все что угодно, включая двигатель".

В 1992-м президент Узбекистана Каримов был с визитом в Южной Корее. В числе объектов, которые он посетил, был и завод "Дэу Моторс". Предприятие ему так понравилось, что он сказал: "Нам бы такой:" Уже на следующий год в городе Асака, расположенном в Ферганской долине, в 400 километрах от Ташкента, было зарегистрировано совместное узбекско-корейское предприятие "УзДэуАвто". Планы корейцев немало удивили узбекских специалистов, знакомых с традициями еще советских долгостроев. Мыслимое ли дело: в документах с точностью до одного дня была указана дата выпуска первого автомобиля СП - 25 марта 1996 года. Забегая вперед, скажем, что официальное открытие линии по производству автомобиля "Дамас" произошло, как и планировалось, именно 25 марта. Огромный современный завод был построен всего за полтора года: Ранее на этом месте было предприятие, выпускавшее по допотопной технологии прицепы для тракторов. Половина производственных площадей пустовала. Это сейчас на заводе "УзДэу" в цехах "трудятся" роботы, многие производственные процессы управляются с помощью компьютеров. А тогда на весь завод было всего три печатные машинки:

Корейское качество

Неудивительно, что корейские специалисты приняли решение строить завод фактически с нуля. Перекладывались заново стены, усиливались несущие конструкции, укреплялся фундамент.

-- Cтроительство шло под строгим контролем корейских строителей. Некоторые наши рабочие на первых порах, честно говоря, пытались мухлевать, сделать что-то не по технологии, залить бетон не так. Но когда касалось качества, проверяющие были беспощадны. Подойдет кореец, к примеру, к опоре, посмотрит, постучит. Покачает головой и ставит крестик, дескать, так не годится, разбирайте, переделывайте. Так было не раз. Наши, конечно, пытались роптать. На что корейцы отвечали: "Не понимаем. Вы же для себя все это строите. Мы-то уедем, а вам же тут работать:"

В конечном итоге все было сделано на совесть. Недавно на завод приезжал японский специалист, проверял оборудование, прочность несущих конструкций - все-таки девять лет прошло с момента постройки завода. И состояние завода оценил как очень хорошее. "А дороги, ведущие к предприятию, знаете, как строились? - улыбается Ольга Борисовна. - Если корейцам не нравилось качество, они заставляли снимать слой уложенного асфальта!"

На любой вкус

-- Насколько современную продукцию производит "УзДэуАвто"?

-- "Матиз" вполне отвечает европейским требованиям,- рассказывает Ольга Борисовна, - его недостаток лишь в том, что это компактная машина. Хотя в городских условиях, при интенсивном движении и недостатке мест для парковок, она придется очень кстати. Итальянцы попросили нас поставлять им машины: без двигателя. Они ставят свой электродвигатель, получается экологически чистый "автомобиль будущего". Мы сами не ожидали, что "Матиз" получит столь высокую оценку на crash-тесте, который проходил в прошлом году в России, на Дмитровском полигоне. Из 16 возможных баллов он набрал 12. Это очень высокий показатель безопасности, на уровне "Рено". Машину разбивали на скорости 64 километра в час. "Условный" водитель - манекен - отделался легкими повреждениями. "Нексию" в свое время критиковали как не очень надежную в этом смысле машину. Честно говоря, одно время мы хотели было снимать ее с производства как устаревшую. Однако при нынешней конъюнктуре это было бы неразумно. Поэтому мы решили пойти на "компромисс" : модернизировать "Нексию", обновить дизайн. И одновременно думать о том, какая более современная машина сможет ее заменить. Стараемся не отставать от требований дня. Учитываем и психологию потенциальных покупателей: не каждый ведь сядет за руль маленького "Матиза". Поэтому в самое ближайшее время мы приступим к серийному выпуску автомобиля "Лацетти" - машины более мощной, приближающейся по своим параметрам к автомобилям представительского класса. И цена ее будет подороже - от 15 до 22 тысяч долларов:

По некоторым параметрам заводу в Асаке удалось превзойти такой гигант автомобилестроения, как "АвтоВАЗ". "В Тольятти, - вспоминает Ольга Рахимжанова, - меня поразило то, что проектирование "Лады" идет по старинке, с использованием деревянной модели. У нас это делается с помощью электроники. Есть специальная система компьютерного проектирования. Конечно, наши объемы намного скромнее. А кроме того, у "АвтоВАЗа" великолепные лаборатории, сильные инженерные службы:"

Аксакалы на коленях

Сам завод в Асаке, конечно, производит впечатление: просторные светлые цеха, чистота, порядок, высокий уровень автоматизации. На некоторых операциях люди работают в белых перчатках.

Перед Новым годом в качестве бонуса каждому работнику - победителю "соцсоревнования" - руководство позволило привезти одного члена семьи на завод: показать, где и в каких условиях он трудится. Приехали посмотреть на чудо-завод люди из отдаленных уголков Ферганской долины, живущие в кишлаках. В том числе убеленные сединой аксакалы. Увиденное настолько впечатлило некоторых из них, что они даже прослезились, упали на колени и вознесли молитву Аллаху:

Каждая рабочая смена начинается с: утренней зарядки. Одинаковый комплекс упражнений под корейскую музыку выполняют во всех службах завода. Зачем? Как рассказали нам менеджеры "УзДэу", чтобы помочь коллективу настроиться на труд в едином ритме. Ведь основное производство - это сборочный конвейер. Все в одно время начинают и заканчивают работу. В народе бытует мнение, что на "УзДэу" люди работают как заведенные. В руководстве предприятия так не считают. Во-первых, конвейер идет не так уж и быстро, чтобы обеспечить нормальное качество продукции. У каждого из работников есть специальная кнопка, нажав на которую, он может остановить конвейер (если что-то делается неправильно). Помимо обеденного перерыва длиной в час существуют два перерыва по 10 минут. Первый раз конвейер встает ровно в 10 утра. В это время можно попить чаю, просто расслабиться. Обедают рабочие здесь же, на предприятии, причем питание бесплатное. Поесть стараются побыстрее, чтобы оставшееся время провести в специально организованных уголках отдыха - поиграть в теннис, размяться в тренажерном зале или просто послушать музыку:

Иногда случается и внеурочная работа. Тогда рабочим обязательно предлагается полдник. В субботу и в воскресенье конвейер не работает: выходные - это святое.

Конкурс в рабочие

Все из более чем 4000 работников завода прошли стажировку в Южной Корее сроком от 3 до 11 месяцев, причем многие не по одному разу. Они не только повысили свой профессиональный уровень, но и прониклись духом компании. Попасть на работу на "УзДэу" в Узбекистане считается счастьем. Зарплата работников здесь превышает 100 долларов. По российским меркам, вроде бы и немного. А для Узбекистана, где официальный доход в 25-30 долларов в месяц считается неплохим, зарплата на "УзДэу" просто запредельная. Поэтому текучка кадров на предприятии небольшая, а желающих попасть на работу много.

-- В связи с увеличением объемов выпуска машин в прошлом году нам надо было принять на завод 600 человек, - вспоминает Ольга Рахимжанова, - заявления подали более девяти тысяч. Больше чем 15 человек на место(!) Рабочих отбирали по конкурсу. Большое внимание обращали на физические данные. Претенденты на работу отжимались, делали упражнения на пресс - сдавали своеобразный комплекс ГТО.

Узбеки не пьют

Насчет национального автомобиля водитель серебристого "Матиза", конечно, несколько преувеличил. В том смысле, что создание конкурентоспособного современного автомобиля невозможно без международной кооперации. Так, двигатели для "УзДэу" поставляются из Кореи и Румынии, металл - из Череповца, с "Северстали", подшипники - из Вологды:

Хотя "узбекская доля" в производстве автомобилей представлена вполне достойно. Более 50 предприятий Узбекистана занимаются поставкой комплектующих для завода "УзДэу-Авто". В Фергане производят диски и стекла, в Коканде - электротехническое оборудование и т.д. Для обслуживания нужд завода только в Андижанской области построено семь совместных предприятий. Вообще строительство завода в Асаке стало своеобразным локомотивом для экономики Андижанской области, да и всего Узбекистана. Создано 20000 новых рабочих мест. На подъездах к заводу проложены прекрасные новые дороги. А реализация такого проекта самым положительным образом сказалась на имидже государства. Конечно, не все было радужно в истории завода. В результате кризиса в Юго-Восточной Азии "Дэу Моторс" оказалась банкротом. Особенно тяжелым в финансовом отношении был 2002 год. Сейчас кризис позади. Новым поставщиком комплектующих стала компания "Дженерал Моторс". Возможно, она станет и главным инвестором СП. Руководство "УзДэуАвто" уверено: в любом случае предприятие не пропадет. И планирует создание собственного инженерного центра:

-- Благодаря чему стало возможным "узбекское чудо"? - спросил я Ольгу Рахимжанову.

-- В 1993 году никто из иностранных инвесторов не спешил вкладывать средства в экономику Узбекистана, но корейцам правительство обещало режим наибольшего благоприятствования. И они рискнули:

Второй фактор - это месторасположение завода. Ферганская долина - это одно из наиболее густонаселенных мест на планете. Проблем с рабочими руками здесь не было и в обозримом будущем не будет. В-третьих, я бы назвала трудолюбие наших рабочих, да и не пьют узбеки много (к этому добавим невысокую стоимость рабочей силы. - Авт.)

Александр СКРИПОВ

Ташкент-Челябинск

С нового года в Челябинске открылось представительство "УзДэуАвто". Первые месяцы работы в столице Южного Урала подтвердили интерес челябинцев к продукции узбекского автопрома. В представительстве отказались назвать точную цифру проданных автомобилей, сославшись на коммерческую тайну. Но сообщили, что чаще берут "Нексию", поскольку она является более универсальным автомобилем - у нее достаточно вместительный багажник, что незаменимо при поездках за город и на садовые участки. Хотя потенциальные покупатели интересуются также и "Матизом". Недавно поступил в продажу и "Матиз" с автоматической коробкой передач.

Стоимость "Нексии" - от 239900 до 299900 рублей, "Матиза" - от 192000 до 276000 рублей (в зависимости от комплектации).

Самой продаваемой иномаркой в России за три месяца 2005 года стала узбекская "Нексия". За это время "УзДэу" реализовала в нашей стране 15199 автомобилей, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Комментарии
Комментариев пока нет