Новости

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Глядя в "Небо"

15.04.2005
Валерий Огородников снял неожиданный фильм о тружениках тыла

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Позавчера в кинотеатре "Урал-КиноМАКС" прошла челябинская премьера фильма "Красное небо, черный снег", поставленного петербургским режиссером Валерием Огородниковым по сценарию нашего земляка Виктора Петрова. Четырехлетняя съемочная эпопея завершилась двухчасовой картиной "о тружениках тыла" как раз в канун 60-летия Победы. Уже немало, чтобы "Красному небу" стать событием. Еще до сеанса, выступая перед публикой, губернатор Петр Сумин авансом пообещал режиссеру помощь в работе над следующим фильмом.

Как и "Барак", предыдущая картина Огородникова и Петрова, нынешняя тоже снималась в Сатке.

Валерий Огородников снял неожиданный фильм о тружениках тыла

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Позавчера в кинотеатре "Урал-КиноМАКС" прошла челябинская премьера фильма "Красное небо, черный снег", поставленного петербургским режиссером Валерием Огородниковым по сценарию нашего земляка Виктора Петрова. Четырехлетняя съемочная эпопея завершилась двухчасовой картиной "о тружениках тыла" как раз в канун 60-летия Победы. Уже немало, чтобы "Красному небу" стать событием. Еще до сеанса, выступая перед публикой, губернатор Петр Сумин авансом пообещал режиссеру помощь в работе над следующим фильмом.

Как и "Барак", предыдущая картина Огородникова и Петрова, нынешняя тоже снималась в Сатке. Валерий Огородников, помнится, восхищался естественными декорациями, нетронутыми, вероятно, со времен войны. Получился такой симбиоз: съемочная группа экономила на материалах и гонорарах декораторам, а южноуральцы получили еще один фильм про себя. Петр Сумин вполне справедливо отметил важность этого факта. Ведь чаще всего кино снимается про москвичей и в Москве, а в остальной России существуют не менее интересные сюжеты и судьбы, и они, незапечатленные, уходят в никуда:

Основой для "Красного неба" послужила новелла ныне покойного сибирского писателя Василия Коньякова "Не прячьте скрипки в футляры". В процессе работы первоначальный текст был серьезно переработан Виктором Петровым, который добавил собственное знание жизни и факты, почерпнутые им из местных архивов НКВД. В итоге, как признаются создатели фильма, материала стало слишком много. Но упускать возможность сделать правдивую картину не хотелось.

В центре "Красного неба", пожалуй, самый драматичный эпизод войны. 1943 год, немцы прут, Курская дуга еще впереди и не ясно, чем все закончится. Компания вчерашних школьников работает на танковом заводе. В городок привозят эвакуированных, в их числе молодая женщина Лидия (ее играет Елена Панова) с маленьким ребенком. Она - красавица и явно "другая" : ведет себя с достоинством, говорит со всеми на "вы". В нее влюбляются вчерашние школьники, контуженый военком (Алексей Девотченко) и еще местный злодей (Петр Семак). Это - внешняя и как бы факультативная канва, поскольку не менее важным представляются жизненный фон и основные типажи того времени. Здесь тяжелый и опасный труд на оборонном заводе, во главе которого директор Зальцман (Игорь Скляр), его явно писали с легендарного Исаака Зальц-мана, директора ЧТЗ времен войны. Здесь же помещичий быт начальника лагеря для пленных немцев (Александр Панкратов-Черный). Хлебные карточки, украденные "карманницей" Симой (мощный кинодебют молодой театральной актрисы Елены Калининой). Быт тылового госпиталя, главврача которого играет замечательная Нина Усатова. Набеги энкавэдэшников на рынок: нет у тебя паспорта - вечером ты в вагоне, а наутро - в штрафбате, и неизвестно, сколько часов тебе осталось:

Жизнь в тылу психологически во много раз тяжелее, чем на фронте. Там все понятно: перед тобой - враг, позади - дом. Смерть и жизнь. Черное и белое. Но в маленьком заводском городке на Урале царят полутона. Оператор-постановщик Дмитрий Долинин очень деликатно распорядился цветом, сознательно приглушив его. А звукорежиссер Алиакпер Гасан-Заде разыграл особую звуковую партитуру, где голоса и звуки в кадре и за кадром сосуществуют параллельно. В итоге общей работы возникает мощная импрессионистическая мозаика, которая, впрочем, подчас способна смутить зрителя. Иногда кажется, что, расскажи режиссер простую историю, и эффект был бы сильнее, и пафос более внятен.

Валерий Огородников не ищет легких путей в искусстве и, судя по всему, работой остался доволен. "Красное небо" вполне конвертируемая с точки зрения современных достижений кинематографа картина. Парадокс зрительских ожиданий состоит в том, что мы готовим себя к традиционному реализму, поскольку автор сценария главной темой видит способность к самопожертвованию. Но режиссер работает в другой системе, и сам ход художнической мысли логично приводит его к драме абсурда. Способность пересмотреть ценность собственной жизни в сторону деноминации - это, безусловно, уникальный феномен поведения людей в Великую Отечественную. Виктор Петров говорит, что танк в открытом бою жил, по статистике, в среднем 40 минут. Но мальчишки в финале уходят на фронт с улыбкой. Полифоническая картина тыловых будней, это разорванное и кричащее месиво, есть замкнутое пространство тотального парадокса, ведущего человека к тихому помешательству. Именно от него и можно бежать хоть на фронт, хоть к черту на сковородку с улыбкой и облегчением. И эта мысль гораздо важнее слов о нравственности или долге, более того, возможно, уникальна для нашего кино о Великой Отечественной. Интересно, что Александр Панкратов-Черный до сих пор не может запомнить название Сатка, называя этот городок Сталка, видимо подсознательно ощущая связь со "Сталкером" и его абсурдистским пространством:

Такая вот получилась неожиданная картина. Вряд ли она, вопреки заклинаниям Валерия Огородникова, окажется кассовой. Такие вещи, как говорится, на любителя. Вот и зрители, оставшиеся на "обсуждение", реагировали показательно. Первый из выступавших задал вопрос в лоб: "С какой целью был поставлен такой позорный фильм о тружениках Урала?" Другие были более благосклонны, но недоумевали, почему, например, снимая в Сатке, режиссер не показал Зюраткуль? Это недоразумение есть смысл исправить, тем более, что места окрест нашего горного озера, говорят, обладают мистическими свойствами:

Комментарии
Комментариев пока нет