Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Быть обрусевшим сейчас стыдно

21.04.2005
Областная национальная политика пробуксовывает без законов, денег и дел

В частных разговорах и в СМИ довольно часто звучат сомнительные сентенции: "Лица кавказской национальности - злодеи, разваливающие государство", "Евреи, растаскивающие державное добро". Есть и  другая крайность: "Русские, которые всех угнетают". Не смолкают и призывы "отменить национальности", ликвидировать автономии. А из противоположного лагеря доносятся голоса о суверенитете, территориальном обособлении как чуть ли не о единственном способе развития народов. Слышны и другие возгласы: какая национальная политика, когда большинство населения - бедняки, которым совсем не до нее! И - вердикт: в нищей стране национальной политики быть не может.

Областная национальная политика пробуксовывает без законов, денег и дел

В частных разговорах и в СМИ довольно часто звучат сомнительные сентенции: "Лица кавказской национальности - злодеи, разваливающие государство", "Евреи, растаскивающие державное добро". Есть и другая крайность: "Русские, которые всех угнетают". Не смолкают и призывы "отменить национальности", ликвидировать автономии. А из противоположного лагеря доносятся голоса о суверенитете, территориальном обособлении как чуть ли не о единственном способе развития народов. Слышны и другие возгласы: какая национальная политика, когда большинство населения - бедняки, которым совсем не до нее! И - вердикт: в нищей стране национальной политики быть не может.

Почему это важно

Исторический опыт свидетельствует: попытки загнать национальный вопрос вглубь, отложить его решение до лучших времен оказываются, в конечном счете, контрпродуктивными и опасными. Это не означает, что надо искусственно будоражить национальные чувства людей. Нет! Но и пренебрегать ими недопустимо.

Какова в этом контексте ситуация в Челябинской области? Внешне - все благополучно. Наш регион считается одним из субъектов Федерации, где сложились стабильные, гармоничные межнациональные и межконфессиональные отношения, отсутствуют предпосылки для межэтнических конфликтов. В городе и области зарегистрировано около 40 национально-культурных организаций, действует Дом дружбы народов, регулярно собирается Ассамблея народов Челябинской области. Областным правительством утверждены "Основные направления реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2004-2010 годы". Однако проблем больше, чем успехов. Можно проводить большое количество мероприятий, но если не решена проблема изучения родного языка, трудно говорить о развитии национальной культуры.

Будущее - за билингвизмом

В многонациональном государстве речь может идти только о школе билингвистической, выпускники которой знают государственный (то есть русский) и родной языки. Модель такой школы проста: в начальных классах все обучение ведется на родном, а государственный язык изучается как одна из дисциплин. С 5-го по 11-й класс наоборот: все предметы преподаются на русском, а на родном языке изучаются литература, история конкретного этноса, нации. И еще одно условие: изучение обоих языков начинается на этапе дошкольного образования. Разумеется, для русских билингвизм не нужен, коли их родной язык "совпадает" с государственным.

Мировой опыт этой концепции убедителен: иноязычное население в развитых странах владеет и родным, и государственным языками. Только подлинное равенство языков, провозглашенное нашей Конституцией, может обеспечить реальную дружбу народов, сохранить уникальную поликультурную цивилизацию России. Но пока вопрос изучения родного языка решается волей и энтузиазмом отдельных учителей, директоров школ и детсадов. Очень часто изучение родного языка детьми зависит от желания родителей, которые, как правило, под самыми разными предлогами не соглашаются отдавать своих отпрысков в национальные классы или кружки. Потому что большинство из них - представители ассимилированного, обрусевшего поколения советского и постсоветского периода. Они не виноваты в этом, но и не осознают собственной ущербности от незнания родного языка, отчуждения от своей культуры. Эти люди скорее назовут имя популярного рок-музыканта, чем "своего" национального писателя или композитора. Чтобы не повторять ошибок прошлых лет, с ними нужно много работать, терпеливо объяснять важность духовного развития их детей на основе знаний родного языка, национальной культуры, истории, обычаев и традиций.

Правовой дефицит

Вторая важная проблема - отсутствие правовой основы для национальной политики в стране и области. Вот и челябинские "Основные направления:", о которых я упомянула выше, носят рекомендательный характер, не имеют силы закона. Для эффективной же национальной политики необходимы хотя бы два региональных закона - о родном языке и о развитии национальной культуры. Пока это остается лишь мечтой многих руководителей национально-культурных объединений. Надо также признать, что отсутствие общероссийской государственной программы национальной политики (хотя ее концепция была принята еще в 1996 году), соответствующих федеральных законов затрудняет или даже не позволяет принимать нормативные акты на местах.

До сих пор не решается проблема представительства многих наций Челябинской области в выборных органах власти, не говоря уже об исполнительных. Хотя выход есть: принять, наконец, региональный закон по закреплению национального квотного представительства. Для этого нужно всего лишь создать дополнительный одномандатный избирательный округ на территориях, где компактно проживают те или иные нации (Аргаяшский, Кунашакский, Нагайбакский районы, крупные города). Уточню, что речь не о депутатах определенной национальности, которые избираются обычным путем, а о "специальных", "квотных" депутатах, которые будут защищать именно национальные интересы граждан, формировать региональную национальную политику. Конституция РФ позволяет это делать там, где есть необходимость. Чтобы провести такую норму в области, не нужно ждать федеральных законов.

А деньги где?

Но никакие законы и программы не будут работать без гарантированного финансового обеспечения. В свое время Ассамблея народов Челябинской области предлагала включить в областной бюджет отдельную статью на развитие наций. Но, увы, деньги находятся на все, кроме духовной сферы: Правда, есть прогресс: некоторые мероприятия финансируются властями, из бюджета выделяются деньги для Дома дружбы народов. Однако системы нет, действует чиновничий принцип: "Хочу - даю деньги, не хочу - не даю".

СМИ молчат

Информация о том, что делается в области и в Челябинске для национально-культурного развития, также бывает слабой или недостаточной. СМИ очень скупо освещают жизнь в национальном ракурсе. Редкое исключение - "Челябинский рабочий", выпускающий вкладки на башкирском и татарском языках. А где же информация для всех на государственном языке? Давно пора создать на областном телевидении программу о межнациональных отношениях, вести постоянные рубрики в газетах. Многие ли знают о работе консультативного совета по национальной политике при губернаторе или общественного совета по межнациональным отношениям при ЗСО? Если бы их деятельность была публичной, широко освещалась, она стала бы более эффективной. Например, областных депутатов общественность могла спросить, почему они не принимают законы, нужные для национального развития?

Вывод: для России и области приемлема научно обоснованная, дальновидная национальная политика с достойным правовым, финансовым и информационным обеспечением. Нужна систематическая работа органов власти всех уровней, способствующая самобытному развитию, собиранию народов и культур. Не надо уговаривать россиян жить дружно - надо создавать условия, морально-политический климат для совместной достойной жизни всех наций в составе единого государства.

Луиза АЛМАЕВА,

политолог, член Международной тюркской академии

Комментарии
Комментариев пока нет