Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Близкая Победа

27.04.2005
Историческое событие на новой выставке в краеведческом музее получает человеческий объем

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В областном краеведческом музее открылась фотовыставка "Одна на всех Победа". Традиционное название, понятный повод, знакомые сюжеты. Тем не менее авторы экспозиции сумели найти небанальный способ рассказать о Победе, использовав фотографии и стихи времен Великой Отечественной.

Это второй проект музея после того, как его директором стал Владимир Богдановский. Первый был также фотографическим - по мотивам альбома "Челябинская область в фотографиях".

Историческое событие на новой выставке в краеведческом музее получает человеческий объем

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В областном краеведческом музее открылась фотовыставка "Одна на всех Победа". Традиционное название, понятный повод, знакомые сюжеты. Тем не менее авторы экспозиции сумели найти небанальный способ рассказать о Победе, использовав фотографии и стихи времен Великой Отечественной.

Это второй проект музея после того, как его директором стал Владимир Богдановский. Первый был также фотографическим - по мотивам альбома "Челябинская область в фотографиях". Использовав знакомую технологию - перенесение старых снимков в большой формат при помощи цифровых технологий, - музейщики добились мощного эффекта. Фотографии "заиграли", каждую из них хочется подолгу рассматривать, вглядываясь в лица и динамику мизансцен, будто это картины старых мастеров.

Экспозиция построена как поступательный рассказ о ходе Великой Отечественной, от начала до Победы. Причем акцент сделан на те события и места, где участие южноуральцев было наиболее значительно. Земляки же стали и главными героями выставки. Впрочем, трудно даже представить, где наши не воевали, будучи подчас наиболее надежными и стойкими бойцами! К тому же в отдельную главу выделен пласт фотодокументов, посвященных героизму в тылу.

Работы челябинских фотографов на выставке перемежаются с фотографиями классиков советской фотографии. Здесь есть, к примеру, хорошо известные нам работы Аркадия Ходова и Николая Чижа, их снимки печатал "Челябинский рабочий" во время войны. А рядом - свидетельства, например, Евгения Халдея, фронтового корреспондента "Правды" и "Фотохроники ТАСС". Но есть и безымянные фотографии, извлеченные из местных архивов и музеев во время работы над альбомом "Челябинская область в фотографиях". Авторы экспозиции очень тщательно выбирали работы для выставки: через их руки прошли тысячи фотосвидетельств о Великой Отечественной, но на выставку попало чуть более 170.

Убедительность и самодостаточность этих снимков создает известную проблему: как их комментировать, какие новые слова найти, чтобы давно известные сюжеты выглядели свежо, стали бы убедительными и для ветеранов, и для их правнуков?

В качестве комментариев к фотографиям Владимир Богдановский выбрал стихи челябинских поэтов-фронтовиков: Марка Гроссмана, Михаила Львова (он также был военкором "Челябинского рабочего"), Якова Вохменцева, Анатолия Головина, Александра Лозневого и других. Причем предпочтение отдавалось стихотворениям, написанным именно во время войны. В них меньше пафоса и идеологии, зато есть простота, искренность и живая эмоция:

:Не то сказал: Не так ушел:

А гром и злобен, и огромен,

А над войною воздух желт

И тучи черные багровы.

И в пулеметных лентах Русь

Врагам не отдана на травлю.

:Прости меня. Даст Бог,

вернусь -

Все доскажу и все поправлю.

Эти строки были написаны Марком Гроссманом в 1941 году. А рядом с текстом - фотография Аркадия Ходова: танкисты на отдыхе. Наверное, кто-то из них мог бы писать "стахановке М.И. Кириличенко", юной красавице, которую анонимный фотограф запечатлел за расточкой корпуса снаряда на одном из оборонных заводов нашей области.

Героизм, отвага, самопожертвование - это следствия, а суть - неестественность такого состояния, как война. Придавая человеческий объем историческому событию, фотографы и поэты, а вслед за ними и авторы экспозиции, вызволяют то время из пут дежурной риторики, делают его понятным и близким нам:

Вчера в краеведческом музее открылась еще одна экспозиция. Она продолжает тему Великой Отечественной и являет собой собрание экспонатов из фондов не только краеведческого музея, но и школьных музеев боевой славы, а также предметов, найденных поисковыми отрядами (в первую очередь госвоенцентром "Булат") в местах боев. Такой выставки в нашем городе еще не было. Впервые война показана не под идеологическим уклоном, а дана в ее объективной картине. К примеру, даны цифры потерь как немецких, так и наших войск. Выставлены провокационные листовки фашистов на русском языке и наши газеты. Публику наверняка заинтересуют манекены, изображающие советского и немецкого солдата в полном обмундировании, здесь же - наше и вражеское оружие времен войны. Необычно и то, что выставка предполагает возможность потрогать (под присмотром экскурсовода, разумеется) некоторые экспонаты и сфотографироваться на фоне, скажем, советского миномета.

Две эти разные экспозиции выливаются в одно объемное высказывание. Одна его часть - предметный, а значит, беспристрастный образ молоха войны, а вторая - живые, эмоционально насыщенные отпечатки ее последствий.

Комментарии
Комментариев пока нет