Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Талант совестливый

19.05.2005
Валерий Гергиев может многое, еще большего хочет

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Приезд Валерия Гергиева на Южный Урал понимающие люди уже сейчас считают главным музыкальным событием года. Настоящее искусство дирижирования, великолепно отлаженный оркестр, прекрасная жизнеутверждающая музыка. Челябинск стал одним из трех российских нестоличных городов, куда Гергиев захотел приехать. Если учесть, что двумя другими были мощно рвущийся на газовые деньги в цивилизацию Ханты-Мансийск и Екатеринбург, с оркестром которого маэстро связывают воспоминания юности, то нашему городу немыслимо повезло. Помимо прочего  это была еще и прививка вкуса и рафинированной европейской культуры.

Валерий Гергиев может многое, еще большего хочет

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Приезд Валерия Гергиева на Южный Урал понимающие люди уже сейчас считают главным музыкальным событием года. Настоящее искусство дирижирования, великолепно отлаженный оркестр, прекрасная жизнеутверждающая музыка. Челябинск стал одним из трех российских нестоличных городов, куда Гергиев захотел приехать. Если учесть, что двумя другими были мощно рвущийся на газовые деньги в цивилизацию Ханты-Мансийск и Екатеринбург, с оркестром которого маэстро связывают воспоминания юности, то нашему городу немыслимо повезло. Помимо прочего это была еще и прививка вкуса и рафинированной европейской культуры. Кажется, у маэстро остались теплые воспоминания о нашей публике, которая погожим весенним днем заполнила до отказа театр имени Глинки. А главное, возможно, этот концерт станет началом многообещающего сотрудничества Челябинска и Мариинского театра, по мнению критиков, лучшего театра оперы и балета нашей страны.

"Я был очень доволен"

-- Мне лично интересно было еще раз приехать сюда, - сказал Валерий Абисалович на пресс-конференции за два часа до концерта. - Я один раз уже выступал в Челябинске. Это было в парке вместе со свердловским оркестром в 1976 году. Я тогда был студентом, и мне дали возможность поработать вторым дирижером. Объехали четыре города - Челябинск, Киселевск, Кемерово и Новокузнецк. Я был очень доволен. Вот сейчас пойду обязательно в зал филармонии, очень хорошо его помню, даже место, где стоял инструмент. Мне нужно было выучить Пятую симфонию Прокофьева, и довольно много времени тогда я провел здесь за фортепиано. Отлично помню этот зал: хорошая акустика, красиво, много дерева: Сейчас у меня первое ощущение от Челябинска такое: есть старые индустриальные районы, на которые невозможно смотреть, но вот есть замечательная улица, хорошо, что она пешеходная. Видно, что огромные ресурсы Урала, экономический потенциал разворачиваются к людям. Я думаю, вы реализовали - ну я так, на глазок, говорю - может быть, процентов на пять-восемь те возможности, которые есть. Если огромные деньги не будут уходить в Москву или дальше за рубеж, то думаю, вы будете через пять лет в очень хорошем состоянии.

Жестокая правда искусства

"Челябинский рабочий" уже вкратце писал о том, как драматично началась для Валерия Гергиева и его оркестра региональная часть Московского пасхального фестиваля. Встав в четыре часа утра в Москве, артисты в течение следующих 18 не могли как следует отдохнуть. Ханты-Мансийск не давал посадки самолету из-за вьюги. Борт приземлился в Нижневартовске, музыканты два с половиной часа "разминались" в тамошнем аэропорту. А затем - снова в самолет и почти сразу же концерт. Наутро было еще одно, незапланированное, выступление - специально для молодежи. Валерий Гергиев был, видимо, тронут отношением местной власти к детям: в округе существует мощная программа воспитания и развития юного поколения. Было интересно: а как маэстро мотивирует своих музыкантов на подобные подвиги? Ведь, возможно, не все эти люди способны к такой самоотдаче, как их лидер.

-- Есть граница человеческой выдержки, и в этом плане наш оркестр демонстрирует, что представления об этих границах у них несколько другие, чем у других оркестров. Это действительно очень тяжело физически. Но я не говорю им, что в России нужно как-то особенно "мотивироваться". У нас не те отношения с оркестром, мы 17 лет уже работаем в связке. Может быть, есть люди, которые не рвались сами выступать в Челябинске. Но я им предлагаю такую программу, в какую верю сам. Если они в нее не верят, то могут либо перейти в другой коллектив, либо отпроситься у меня. Если будет от кого-то такая просьба, то я удивлюсь, но ломать пополам никого не буду. Именно поэтому же Мариинскому театру удается сохранить своих звезд. У нас отношения и творческие, и человеческие. Одно дело - не топать ногами, не кричать и не драться, другое - создавать творческие условия с юности. Все наши звезды воспитаны Мариинским театром. Мы не брали готовых супермастеров, покупая их бесценный голос и опыт, а находили голоса, когда о них не знал никто. То же самое относится и к танцовщикам. Вкладывали в них наши силы, умения, опыт, средства и время. Из пятидесяти случаев десять оправдывали себя полностью, десять - весьма успешно, еще десять, может быть, приносят пользу. Остальные двадцать, как это бывает в таких случаях, то ли из-за гордыни, то ли из-за упрямства, то ли из-за недостатка способностей отсеиваются. Это жестокая правда в искусстве, не все будут Шаляпиными или Мариями Каллас:

Самый влиятельный

Могут сказать, что Гергиеву все легко дается. В рейтинге самых влиятельных деятелей культуры России он стоит под номером один. Во-первых, мировая величина, во-вторых, петербуржец Владимир Путин к худруку Мариинки весьма расположен. Но были и другие времена, когда маэстро приходилось зарабатывать репутацию своему театру собственными выступлениями, а одновременно говорить власти нелицеприятные слова:

-- В 1994-1995 годах мы затевали обменные гастроли Большого и Мариинского театров. Тогда это не получилось сразу. Я был у Виктора Степановича Черномырдина, результатом той встречи стало удвоение бюджетов двух театров. Однако обсуждение велось очень эмоционально, даже в несколько неудобных формах. Я должен был даже где-то резко доказывать, что у нас огромные проблемы. Премьер-министр просто не знал ситуации. Ему казалось: какие там могут быть проблемы в Большом или Мариинском театре? Проблемы были тогда в Чечне! А я ему говорил, что проблемы одновременно существуют и в Чечне, и в театрах, и что нам ссылаться все время на Чечню? Виктор Степанович, в конце концов, согласился и, честь ему и хвала, активно действовал тогда. Ну а наш президент в подобной ситуации долго не раздумывал. Мы как-то сразу почувствовали это внимание: он появлялся на спектаклях, интересовался самыми острыми проблемами и, что самое главное, сделал то, что намеревался. А ведь тоже мог сослаться на Чечню, пенсии, забастовки, холода. Всегда можно найти причину что-нибудь не сделать. У нас блестящие мастера находить причину:

Почти обязанность

Немногие знают, что этот год для российской культуры может войти в историю как самый обильный в смысле финансовой поддержки государства. Валерий Гергиев говорит, что за последние пять лет она гигантски выросла. Решился вопрос с реконструкцией Большого театра, у Мариинского через несколько лет появится фантастический, с точки зрения архитектурных традиций, пристрой. Бюджет помогает, но это не единственная и, может быть, даже не идеальная форма поддержки культуры, считает Валерий Гергиев. Более десяти лет назад он начал искать спонсоров для Мариинского театра на Западе:

-- Размеры помощи были поначалу минимальны, потом они выросли. Лет пять-шесть назад подключились и наши компании и банки. Многое зависит от мышления их лидеров в то время, когда все меняется стремительно. Крупнейшие западные корпорации традиционно поддерживают концерты в Карнеги-холле или Зальцбурге уже более полувека. Никого не удивляет, если какая-то компания или банк поддерживает спектакль в "Метрополитен-опера". Мне часто приходится иметь дело с главами крупнейших корпораций, поэтому я многих из этих людей знаю лично, и важные вопросы для поддержки Мариинского театра решаются в процессе общения с ними. Что касается финансирования культуры в России, то это, на мой взгляд, должна быть смешанная модель: государство и бизнес-элита. Для крупного бизнеса это почти обязанность. Потому что, как правило, богатство наших крупнейших компаний в сфере нефти и газа, стали, алюминия или золота - это прежде всего недра России. У нас богатеют быстрее, чем в Америке, а расстаются с деньгами медленнее.

Что важнее победы?

Есть избитая фраза, что культура сближает народы. Канун 60-летия Победы был несколько омрачен возникшей политической дискуссией о том, кто перед кем и на какую сумму виноват, кто кому был оккупант, а кто друг. Валерий Гергиев, посвятивший Московский пасхальный фестиваль еще и Победе, подчеркивает один очень важный аспект этой даты. 60 лет назад закончилась война. И в этой связи интересен его новый проект - Международный молодежный оркестр, в составе которого играют будущие звезды из 27 стран.

-- Там представители всех стран, которые воевали. Я всегда подчеркиваю: не только факт победы важен, но и факт окончания войны, когда по всему миру прекращаются страшные военные действия. Это, может быть, еще большее достижение, чем победа Советской Армии над фаши-стскими захватчиками. Мы мало об этом знали, однако ведь хоть и не в таких масштабах, как у нас, но ужасные вещи происходили и в Европе, и в Азии. Даже такие страны, как Новая Зеландия, были вовлечены в войну. Поэтому мы постарались привлечь очень хороших молодых музыкантов всех этих стран. Я не играю в политику, и они тоже. В этом оркестре есть и немцы, и японцы, и литовцы, и эстонцы, и латыши. Я думаю, мы продолжим этот проект и после фестиваля.

Игра в четыре руки

Многие его коллеги, даже менее талантливые и трудоспособные, легко приняли новую систему: на Западе их ценят более внятно, чем в России. Самый надежный и спокойный путь - зарабатывать, а может, даже и жить там. Это нормальная позиция, поскольку талант может реализовываться, что полезно для культуры в целом. Но Гергиев еще и совестливый талант. Можно кормить народ поп-гамбургерами, а ведь есть и другая, более здоровая и изысканная "еда". Мысль, завладевшая маэстро некоторое время назад, - "развернуть" богатейшую столичную культуру в сторону России. Причем есть одно важное отличие Гергиева от многих (да что там - почти всех!) наших гостей с их помпезными "проектами" : у худрука Мариинки нет цели на нас заработать. Его талант и компетентность конвертируемы во всем мире сейчас и останутся таковыми еще много лет. Буквально несколько недель назад его оркестр вернулся с гастролей по 20 американским городам. По словам Гергиева, семь месяцев в году оркестр Мариинского театра проводит за границей. График выступлений расписан на три года вперед. Поэтому так настойчиво во время челябинской пресс-конференции маэстро говорил о своем желании встретиться с людьми из власти, принимающими решения. Именно из таких разговоров с губернаторами в Ханты-Мансийске и Красноярске родились планы сотрудничества.

-- С губернатором Красноярского края Александром Хлопониным мы с ходу договорились, что и он, и я приложим усилия, чтобы красноярский театр встал на ноги. Я не забуду свои обещания! Так и случилось в Ханты-Мансийске. Мы договаривались с Александром Филиппенко, он специально для этого приезжал в Санкт-Петербург, о гастролях, и я приехал. А ведь это небольшой город. Мариинский театр довольно часто выступает в Нью-Йорке и в Лондоне. Там две-три тысячи проданных билетов - замечу, очень дорогих, - это норма. Сегодня на российском рынке существует человек десять, из которых можно сделать, условно говоря, поп-звезд. Но не каждый из них сможет продать больше десятка билетов западной публике. Есть четко очерченные границы культурного пространства, где наши поп-звезды могут котироваться. Это не высокомерие, но с нашими классическими музыкантами все наоборот! Их лучше знают в Зальцбурге или в Нью-Йорке, чем в Челябинске. У меня есть давнишнее желание сделать возможным приезд в любой крупный российский город, даже, может быть, не самый крупный, действительно лучших певцов нашего времени, которыми Мариинский театр сегодня располагает. Мы готовы помогать вашему театру, убежден, это хороший театр, имя Глинки ко многому обязывает. У нас есть силы, технический потенциал и творческий багаж - более ста постановок, костюмов чуть ли не сотни тысяч. Но мы не будем сами навязываться никому. У Мариинского театра около пятисот выступлений в год по всему миру. Если этих выступлений будет на два больше и эти два будут в Челябинске, я не удивлюсь. Но для этого надо работать в четыре руки. Скажем, мои две и еще чьи-то две:

Комментарии
Комментариев пока нет