Новости

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Жать худо

26.05.2005
Константин Фокин мечтает написать картину,  от которой можно было бы сойти с ума

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В академии культуры сейчас идет выставка Константина Фокина. Она не этапная и не программная, называется "Срез по диагонали" - вроде как художник, воспользовавшись приглашением ректора Владимира Рушанина, решил снять пробу со своего творчества. Ну и людям показаться. А народ среагировал: Фокин - это серьезное имя.
Один мой товарищ, увидев самого художника на открытии, поразился: какой мощный мужик! А Фокин-то, кстати, не великан.

Константин Фокин мечтает написать картину, от которой можно было бы сойти с ума

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В академии культуры сейчас идет выставка Константина Фокина. Она не этапная и не программная, называется "Срез по диагонали" - вроде как художник, воспользовавшись приглашением ректора Владимира Рушанина, решил снять пробу со своего творчества. Ну и людям показаться. А народ среагировал: Фокин - это серьезное имя.

Один мой товарищ, увидев самого художника на открытии, поразился: какой мощный мужик! А Фокин-то, кстати, не великан. Тем не менее абсолютно верное определение. Вот такие они, по-настоящему мощные, а не те, кого в сериалах показывают, крутышек фанерных. Здесь мощь солженицынская или набоковская, обеспеченная золотовалютным запасом человеческой породы, полная реального мужского достоинства и при том не цепляющаяся за агрессию.

Порода

Константин Фокин живет в Челябинске 34 года, и, конечно, он наш художник, хотя родился в Красноярске, а детство провел в Перми. Его двоюродный дед - легендарный балетмейстер Михаил Фокин, фигура столичная, на тот момент петербург-ской, культуры. Его прабабушка по одной линии - немка, а пра-прадед по другой был татарин. "Да, и еще при этом рыжий, он приехал в Питер по торговым делам, об этом говорил моему отцу дед", - говорит художник.

Этот самый дед, Николай Михайлович, был знаменитому хореографу старшим братом. Благодаря ему, посещавшему мальчиком Мариинский театр и влюбленному во всех балерин сразу, Михаил Михайлович Фокин выбрал делом жизни балет. Кстати, вопреки желанию своего отца, крупного петербургского купца, владельца одного из первых гастрономов. Можно себе представить, как он не хотел, чтобы его сын стал "попрыгунчиком". Еще один брат деда Александр Михайлович, наследник купеческого хозяйства, умер в 1936 году во Франции. "Он сбежал, как Остап Бендер. Взял все, что оставалось дома ценного, и его так же обобрали на границе", - челябинский художник, сидя у себя в мастерской на северо-западе, комментирует фотографии своих предков в знаменитой книге Михаила Фокина "Против течения".

-- Дед мой рассказывал, как убили Александра II. Они сидели в гимназии в квартале от этого места. Раздался взрыв, все побежали к окну, но ничего не увидели. Через пять минут пришел инспектор и сказал: "Господа, убили императора".

Николай Михайлович, уже будучи штабс-капитаном, командиром эскадрона, был направлен в Пермь охранять пушечный завод, один из крупнейших в России. Он единственный из купеческой семьи был дворянин. Заслужил тем, что поймал банду Лбова, терроризировавшую в течение долгого времени город.

-- У Гайдара даже есть повесть "Лбовщина". Он там, конечно, наврал. Они себя считали анархистами, а на самом деле были просто бандиты. Действовали ловко и нагло. Деду дали задание их обезвредить и определили срок. Он сел, поднял все документы, изучил их, сам съездил на места разбоев и разработал план. Через три недели с бандой было покончено. Дед получил Владимира второй степени. Здесь же, в Перми, мой дед познакомился с моей бабушкой, которая родилась в том же доме, что и Петр Ильич Чайковский. Его отец был главным инженером Воткинского завода до тех пор, пока его не сменил бабушкин отец:

Рассказывает эти потрясающие и далекие во всех смыслах от Челябинска истории Константин Владимирович так, будто бы вспоминает вчерашнюю встречу с соседом по лестничной клетке. Самое интересное, культа из своей семьи он не делает. И более того, свою родственную связь с великим балетмейстером обозначает как бы неохотно: "Я хочу, чтобы меня как художника воспринимали отдельно".

"Эвристическое значение"

У Фокина интересная автобио-графия. Он так пишет: "18 июня 1940 рожден в интеллигентной семье в Красноярске. 1941 - переезд семьи в Пермь. 1946 - первые впечатления политической жизни, народной деревенской жизни". (Это в шесть-то лет!) Далее пропускаем. "1954-1955 - психологическое потрясение от политических событий в Венгрии и доклада Хрущева. 1958 - драма осознания неповторимости своей личности". Как у Набокова: "Я родился в 1899 году и до сих пор с восхищением вспоминаю это событие". Далее: "Скандальная курсовая композиция "Вам ли, любящим баб да блюда:". Знакомство с Геннадием Мосиным и Мишей Брусиловским, выдающимися художниками России, имевшее эвристическое значение в становлении художественной личности" :

Через несколько лет после окончания Свердловского худучилища Фокин поступает в "Мухинку" - Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной в Ленинграде. Его работы участвуют в выставках, в том числе за границей. Он встречается с мексиканским классиком Сикейросом в 1967 году. Делает цикл сграффито в плавательном бассейне Златоуста и росписи во Владимире-Волынском. Потом Челябинск, отсюда его первая жена - художник Людмила Костина. Первая станковая картина "Смерть Землемера". Прием в члены Союза художников. Снова цитата из автобиографии: "1977 - сформировался как живописец. Картина "Художник и картина". 1979 - картина "Казнь Степана Разина" :

Лишь в 1995 году случилась первая персональная выставка в нашей картинной галерее, вызвавшая фурор: в день вернисажа музей закрыли на два часа позже. Такого успеха в обозримом прошлом, пожалуй, не было ни у кого из местных художников. Наверное, многие шли на выставку "диссидента", а уходили все же с выставки большого художника. " : Надо признать его первенство в художественной жизни Челябинска - в смелости, творчестве, масштабе дерзости и таланта, в самой артистической сущности - в том лучшем, что есть в природе и что принадлежит искусству", - написала тогда искусствовед Галина Трифонова.

"Гений - я"

Диссидентство, конечно, в нем было. Но - как продолжение собственного характера и глупости аппаратчиков, умевших создавать своим противникам романтические репутации. Как-то художники в очередной раз обиделись на выставком, а в его лице на идеологическую власть, и Фокин громко сказал: власть КПСС - как татаро-монгольское иго, сколько бы ни длилось, когда-нибудь да закончится. "Правда, - добавляет он, - я был пессимист, давал той власти лет 150". Мне в этой реплике интереснее не диссидентство, а другое - его, Фокина, собственное, эпическое ощущение времени. Кого из нас может порадовать перспектива чего-то хорошего через полтора века? А Фокин запросто сопоставляет себя с историей. Ему, кстати, скоро 65, а он бодр, как морской лев, и конкретные планы строит на ближайшие как минимум 30 лет.

-- Человеку столько, на сколько он себя ощущает. У меня в последние год-два начался необычайный творческий подъем. Идеи из меня так и прут! Я несколько по-другому стал относиться к каким-то вещам и гораздо легче стал работать. Я связываю это с тем, что во мне не угасли чувства, - лукаво улыбается Фокин. - Я так же, хм, влюбляюсь, как и раньше. И еще сын мой, ему 12 лет, не дает мне раньше времени стареть. А человек начинает стареть, когда он начинает переживать за свой возраст. Я заметил, что с отвращением слушаю своих ровесников. Как встретятся, так начинают о болезнях говорить. Я не могу! Меня это не интересует! Меня тоже, может быть, что-то беспокоит, но первична все же духовная сторона.

Ровно из той же эпической серии вопрос о собственной гениальности. В мифической книжке под названием "В мире мудрых мыслей", которую он всегда якобы цитирует, есть такая фразочка, она стоит эпиграфом к выставочному каталогу: "Уважаемые коллеги, сколько бы вы ни повторяли раз себе: "Я - гений, я - гений:", гений Я - Константин Фокин!"

-- Каждый художник мечтает быть отмеченным от Бога, - говорит Константин Владимирович. - Вот я думал в 37 лет: если я не умер, то точно не гений. Потом ждал 41 год - тяжелое время, Мусоргский в 41 умер. Потом 53 - это Чайковский. А потом узнал, сколько жили Пикассо и Дали, и понял, что гении-то разные бывают. И перестал считать:

Спрессованный роман

Фокин говорит, у него всегда было ощущение, что он - иной. "Например, лучше меня никто не срывал уроки в школе. Но когда я начал заниматься живописью, я стал и учиться лучше", - говорит он. Однажды в изостудии преподаватель через диаскоп спроецировал на стену "огоньковскую" репродукцию суриковской "Боярыни Морозовой". Казалось, в это новое пространство можно шагнуть.

-- Это было потрясение. Я раньше вообще не видел ничего подобного. Вот так в 14 лет я себе сказал, что буду таким, как Суриков. А потом я узнал, что мы с ним родились на одной улице:

Магия больших полотен - в их мощи. Эти картины, как выражается Фокин, воспринимаешь когда животом, когда головой. Спрессованный роман, считываемый в мгновение, но требующий всматривания и проживания. "Красить картины" себе могут позволить сегодня очень немногие художники. Это огромные полотна со сложным сюжетом и хитроумной техникой. Не у многих хватает элементарной усидчивости. Да и жить на что-то нужно. Теплый пейзажик или натюрморт с жизнерадостными цветами можно быстро сделать и более или менее легко продать. Фокин же иные свои полотна создает по 20 лет. Замыслы, как правило, сосуществуют, но тем не менее. Сначала в голове возникает какой-то сюжет, непременно мощный и лучше бы вневременной, иначе через год-два будет неинтересно. Затем следуют эскизы - их может быть множество. Затем эскизы кристаллизуются в какую-то композицию. Потом уже краски - это, наверное, самое сложное. Фокина и хвалят чаще всего за цвет. Он первым в Челябинске стал использовать необычно яркие краски и непривычные сочетания цветов. "Тебе медведь на глаз наступил", - подначивали коллеги. "Сами такие", - про себя ворчал Фокин. И происходило странное. Спустя всего полгода яркие, нескромные цвета начинали проявляться, как симпатические чернила, в работах одного, второго, третьего. "Ага! - торжествовал Фокин. - Задел я вас".

По мнению Фокина, это элементарный закон: когда художник видит что-то новое, его это поражает.

-- У меня бывает такое, когда я увижу что-то хорошее: ох, вот это да, даже слов нет! И восхищение не дает мне жить в течение, может быть, недели. Думаю: а почему же не я это сделал, а кто-то другой? Но не завидую, потому что впитываю это новое в себя и не стесняюсь, если у меня это начинает проявляться. Я ведь этим себя только обогащаю.

Так в свое время он был оглушен Пикассо и Сезанном, настолько, что позабыл своего любимого Сурикова. "Только росписи Дионисия вернули меня к русскому восприятию". Это вообще, по его мнению, свойство русского искусства - способность ассимилировать в себе мировой опыт, чтобы, переварив, выдать новое.

А предназначение российского искусства, по мнению Фокина, - передать неистовую духовность своего народа мощью картины. Оттого его герои - Степан Разин, Пугачев или Чингисхан. Если первые два сюжета сложились в произведения, то последний пока живет в сознании - уже восемь лет.

-- Мне хотелось создать во-о-от такую здоровую картину, чтоб вообще с ума сойти можно было. Почему? Черт его знает! Потому что мне нравилась история, событие грандиозное, колоссальное по тем временам. Шесть километров река! Переправиться через нее громадному войску - эпопея!..

Еще дольше живет в нем замысел картины о 1905 годе, времени катастрофическом, с многочисленными параллелями к современности.

А вот зрителям дороги и совсем другие работы Константина Владимировича, возникающие, видимо, в периоды между масштабными полотнами. Например, неповторимые питерские пейзажи, в которых небо белых ночей всегда живое от всполохов не то зарниц, не то чувств людских. Есть еще цикл пермской Мотовилихи, где прошло детство художника. На самом деле это один и тот же пейзаж, вспыхнувший однажды в каком-то счастливом сне и расцвеченный памятью в разные цвета. Художество, как объяснил мне Константин Фокин, произошло от двух слов: "худо жать", то есть уничтожать это самое худо.

Комментарии
Комментариев пока нет