Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

И Галима становилась Галиной...

31.05.2005
Приобщение к русской культуре живущих на территории области тюркских народов привело к утрате национальных традиций

В Челябинске прошла региональная научно-практическая конференция "Культурное и духовно-нравственное просвещение тюркских народов на Южном Урале". Она была приурочена к 100-летию библиотеки башкирской и татарской литературы имени Бабича, которая все эти годы играла роль консолидирующего начала в жизни многонационального Челябинска. Об особенностях работы по национальному просветительству, о плюсах и минусах "окультуривания" корреспондент "Челябинского рабочего" беседует с директором библиотеки Альфирой Усмановой.

- Альфира Мангалиевна, расскажите о наиболее ярких страницах истории вашей библиотеки.
- Это самая старая библиотека Челябинска.

Приобщение к русской культуре живущих на территории области тюркских народов привело к утрате национальных традиций

В Челябинске прошла региональная научно-практическая конференция "Культурное и духовно-нравственное просвещение тюркских народов на Южном Урале". Она была приурочена к 100-летию библиотеки башкирской и татарской литературы имени Бабича, которая все эти годы играла роль консолидирующего начала в жизни многонационального Челябинска. Об особенностях работы по национальному просветительству, о плюсах и минусах "окультуривания" корреспондент "Челябинского рабочего" беседует с директором библиотеки Альфирой Усмановой.

-- Альфира Мангалиевна, расскажите о наиболее ярких страницах истории вашей библиотеки.

-- Это самая старая библиотека Челябинска. Поначалу она именовалась мусульманской бесплатной библиотекой-читальней и была открыта на средства купцов Валеева, Ахметова, Покровского и Крашенинникова.

-- Русские купцы тоже давали деньги на открытие мусульманской библиотеки?

-- В 1905 году все слои общества были пронизаны либерально-просветительскими идеями, в том числе в области национальной политики. Многие представители крупного капитала, властных структур и даже жандармы разделяли левые взгляды, сочувствовали оппозиционерам, инакомыслящим и инакодумающим. Поэтому после очередной конфискации запрещенной литературы, которой в мусульманской библиотеке Челябинска было немало, книги чудесным образом вновь возвращались на полки.

Постепенно библиотека приобретала все большую популярность. Ее читателями были не только татары и башкиры.

В 20-е годы мусульманскую читальню переименовали в татаро-башкирскую библиотеку, а главной ее функцией стало проведение в мусульманскую среду коммунистической идеологии на основе изучения русского языка. В итоге удалось преодолеть неграмотность среди нацменов, но во многом была утрачена национальная культура, многообразие которой растворилась в общности под названием "советский народ". Сегодня мы пожинаем эти плоды. Мусульмане не знают своих обычаев и традиций. Мусульманское кладбище ничем не отличается от русского. Люди утратили свой язык, не умеют на нем писать, а иногда и разговаривать.

Сейчас мы возвращаемся к тому, с чего когда-то начинали - пытаемся вернуть южноуральским мусульманам их родную среду, традиции, обычаи. Устраиваем литературные вечера, презентации книг, оформили этнографический уголок, воссоздающий костюмы и убранство юрты, шефствуем над детским домом N 2 Советского района, где особенно много детей татар и башкир. На базе библиотеки создано литобъединение татарских и башкирских поэтов, воспитавшее семь членов Союза писателей. Гостями библиотеки были известный автор перевода смыслов Корана на русский Валерия Порохова, писатели Рустам Валеев, Равиль Бикбаев, Мустай Карим, Катиба Киньябулатова. В середине 90-х годов в стенах библиотеки произошло объединение 25 областных национально-культурных центров, из которых впоследствии родилась ассамблея народов Челябинской области.

-- Главное условие мирного проживания на одной территории разных народов основано на терпимости. Однако между двумя самыми многочисленными национальностями - татарами и башкирами - существует рознь. На чем она основана, есть ли тому исторические причины?

-- Тысячу лет назад на территории Челябинской области жили башкиры. Татары пришли сюда много позже - в XVI-XVII веках. после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Из тех, кто остался, многие погибли, другие приняли православие и перешли на службу русскому государству, основав такие известные русские фамилии, как Юсуповы, Карамзины, Шереметьевы, Булгарины. А те, кто бежал на Урал, обрели новую родину, найдя у коренного населения в лице башкир живое сочувствие и кров. Рознь появилась позднее и возникла искусственно - с легкой руки Екатерины, которая опасалась, что, объединившись, два многочисленных народа превратятся в большую силу. Эта рознь до сих пор раздувается некоторыми политиками, пытающимися извлечь из этого свою выгоду.

-- В чем, по-вашему, главные плюсы и минусы "окультуривания" мусульманских народов?

-- Советский пропагандистский аппарат довел до того, что многие нацмены стали стыдиться своей национальности. Профессор международной тюркской академии Луиза Махмудовна Алмаева рассказывала, как в молодости она приехала учительствовать в Кусу и ей с ходу предложили - будете Луизой Михайловной. Она имела мужество отказаться. Но большинство соглашалось. Галима становилась Галиной, Рашида Раисой, Валиулла Володей: Я несколько раз была свидетельницей того, как разговаривающих на своем родном языке в присутственном месте татар или башкир строго обрывали, как будто они делали что-то неподобающее. Все это привело к тому, что люди всячески скрывали свою национальность, воспринимали родной уклад и обычаи как признак отсталости, деревенской дремучести. А ведь до революции татары слыли весьма образованными людьми. В древней Булгарии, как в Древнем Риме, был водопровод. В XIX веке татары были просветителями многих тюркских народов, исполняли роль переводчиков, их с охотой брали на государственную службу.

За время советской власти все это было утрачено. Потеряв свою национальную культуру, люди не могли до конца постичь и русскую культуру и оставались где-то на перепутье, вне культурной и языковой среды, вне связи с традициями предков. Это подлинная трагедия населяющих Челябинскую область тюркских народов, в результате которой они долгое время оставались на самых низших ступенях общественной лестницы. Как-то вечером выходного дня я ехала из Екатеринбурга и видела, что по мере приближения автобуса к Челябинску он заполняется жителями окрестных татарских и башкирских сел. Я разговорилась с несколькими женщинами, и они поведали, что все работают в Челябинске на вредном производстве - на металлургическом комбинате, цинковом и лакокрасочном заводах, то есть там, куда никогда не придет человек с образованием и кругозором.

Плюсом же "окультуривания" тюркских народов можно считать приобщение к великой русской культуре. Я лично спаслась только тем, что полностью растворилась в русской культуре, которая стала для меня родной.

-- Русская культура, и в частности православие, учит человека терпению, покорности, смирению. В отличие от ислама, который считается агрессивной религией. Может ли мусульманин по крови воспринять ценности русской культуры и наоборот?

-- Думаю, для этого достаточно быть терпимым и уважать другого человека. Что же касается ислама, то у большинства людей о нем искаженное представление. Один из самых распространенных стереотипов заключается в том, что ислам порабощает женщину. На самом деле это не так. Женщина в исламе пользуется таким же уважением, как мужчина, просто у нее другая роль - хранительницы домашнего очага. И здесь она имеет много прав. Например, если муж ее не обеспечивает, она может подать в шариатский суд, который накажет нерадивого супруга. Муж должен считаться с мнением своей половины и в том случае, если она не захочет, чтобы он имел других жен. Женщина может получить развод и завести другую семью, работать - то есть имеет те же права, что и европейка. Конечно, в условиях национальной ассимиляции тюркских народов на Южном Урале эти обычаи сегодня мало где соблюдаются.

Во всей чистоте теории ислам существует, пожалуй, только в арабских странах.

-- Есть ли в Челябинской области заповедные островки, где сохранились традиции тюркских народов?

-- Во многих деревнях Аргаяшского и Кунашакского районов долго сохранялись язык, обычаи, уклад предков. Но коммунистическая идеология, безденежье и пьянство сделали свое дело: постепенно и здесь забывается опыт жизни прежних поколений.

-- Мы заговорили об опыте поколений. Участники научно-практической конференции считают, что главная заслуга тюркских народов, являющихся прародителями татар и башкир, в том, что они создали особую модель взаимоотношений с природой, построенную на экологическом балансе. Индоевропейцы, населяющие древний Аркаим, по одной из версий, покинули древний город именно потому, что исчерпали природные ресурсы. Тюрки всегда умели сохранить окружающую их природу. Как вы это объясните и насколько современно сегодня это знание?

-- Я думаю, причина в образе жизни кочевых племен. Полное истребление пастбищ или поголовья скота влекло за собой голод, гибель племени. Поэтому здесь вынуждены были оставлять часть ресурсов, давать возможность восстановиться, чтобы через какое-то время, вернувшись, вновь ими воспользоваться. Я думаю, это наложило свой отпечаток и на неторопливый ритм жизни кочевников, их уклад, искусство, которое не так радикально, как у оседлых народов. В музыке, песнях, танцах тюрков меньше внешних эффектов, больше сдержанности, плавности. Но за внешней неброскостью - глубина и мудрость тысячелетий.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет