Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Фокин - Гоголь, Галибин - Ибсен

08.06.2005
Гастроли Александринского театра в Челябинске - первые впечатления

Владимир СПЕШКОВ
Челябинск

...Петербургская Александринка (Российская академическая драма имени А.С.

Гастроли Александринского театра в Челябинске - первые впечатления

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

...Петербургская Александринка (Российская академическая драма имени А.С. Пушкина) - театр, отличный от других. Даже от столичного Малого, который гастролировал на сцене Челябинской драмы как раз перед петербуржцами. В Малом тоже любят поговорить (многословно и важно) о великой традиции, хранителями которой им быть доверено, но реальные спектакли демонстрируют банальный дорежиссерский театр (как будто все XX столетие прошло мимо Дома Островского). Актеры разных школ и очень разного уровня с разной степенью сочности отыгрывают свои куски текста. Ни ансамбля, ни внятного и цельного решения спектакля, ни режиссерской воли. Даже в перехваленном спектакле Женовача ("Правда - хорошо, а счастье лучше").

Александринка (в этом убедили первые два гастрольных спектакля - "Ревизор" и "Нора") - совсем другое дело. Старейший российский театр традицию холить и лелеять актерские индивидуальности сохранил ("Ревизор" - просто парад актерских талантов), но индивидуальности эти существуют не в бессмысленном своеволии, а подчиняясь четкому режиссерскому замыслу. В театре сейчас два режиссера: Валерий Фокин "художественно руководит" из Москвы, главный режиссер Александр Галибин - петербургский житель.

Городничий и ад

Гоголь бессмертен, его типажи вечны. Вышла на сцену перед открытием гастролей группа челябинских театральных и просто начальников, произнесли положенные речи и оговорки, и стало ясно - вот они, гоголевские типы, добравшиеся до XXI века. К счастью, они быстро уступили сцену более оригинальным созданиям автора.

"Ревизор" Фокина - спектакль в спектакле. Чуть меньше трех лет назад этой постановкой худрук Александринки открыл художественно-исследовательскую программу "Новая жизнь традиции" : это когда в премьерах сегодняшнего дня оживают воспоминания о великих спектаклях прошлого. В данном случае о "Ревизоре" Всеволода Мейерхольда (нельзя не напомнить, что в Москве Валерий Фокин уже несколько лет руководит Центром Мейерхольда). Между прочим, даже в челябинском зале (учитывая то, что открытие гастролей собрало буквально всех театральных людей города) нашлось немало знатоков той самой мейерхольдовской редакции 1926 года. Сравнивали точность передачи мизансцен (некоторые казались ожившими - один в один - фотографиями сцен спектакля двадцатых годов), обсуждали совпадение и несовпадение актерских индивидуальностей, то, как художнику Александру Боровскому удалось совместить воспоминание о былом спектакле и абсолютно оригинальное и очень современное художественное решение, насколько "впору" постановке сложная вокальная партитура Леонида Десятникова (по-моему, абсолютно впору и абсолютно гоголевская, а маленький хор, на время спектакля расположившийся в директорской ложе, в финале заслужил отдельную овацию зала). Но театр - не музей, и понятно, что только реставрация мейерхольдовского замысла не сделала бы спектакль Фокина живым и азартным, а он именно таков. Фокина, как всегда, интересует природа и форма человеческого и нечеловеческого, то, как божественное и дьявольское начала сталкиваются на территории души. Дьявольское олицетворяют два лысых беса: Хлестаков (Алексей Девотченко) и Осип (Александр Белошев). Хлестаков субтильнее, но в бесовских делах явно главнее подручного и слуги. Девотченко - мастер театральной графики, виртуоз формы, гений эксцентрики - так отстраняется от своего героя, что в том действительно не остается ничего человеческого. Чистый бес, попавший в райский край непуганых идиотов и обморочивший всех в два счета.

Непуганые идиоты - это, само собой, гоголевские чиновники. На создание галереи этих колоритнейших типов брошены лучшие актерские силы Александринки. Как Виктор Смирнов играет Ляпкина-Тяпкина! Какая могучая натура погибла в провинциальном самодуре и взяточнике. Николай Мартон (Земляника), Александр Баргман (Почтмейстер), Игорь Волков (Хлопов), Виталий Коваленко (Гибнер) - список высококлас-сных актерских работ этого спектакля можно множить. Все очень точны пластически и интонационно, очень верно осознают масштаб своей роли в общем замысле постановки.

А главным героем этого "Ревизора" становится Городничий Сергея Паршина. Он сыграл нечто большее, чем "воеводу на царстве", облапошенного проезжим мошенником. То есть и это тоже, но оно совершенно не главное. А главное - тоска по лучшей жизни, идеалу (как уж его представляет себе этот Городничий, другой вопрос). В этом спектакле острой формы пару раз вдруг возникают щемящие моменты. Кажется, именно это называется русской тоской. Мечта о счастье, готовность поверить в невозможное, сладкое забытье... Чистый идеализм, то есть антидьявольское начало.

Нора уходит на войну

У актрисы Ирины Савицковой, играющей главную героиню спектакля "Нора" по драме Генриха Ибсена "Кукольный дом", - модельная внешность. Она необыкновенно хороша. Особенно в финале, когда ее Нора навсегда уходит из дома от мужа и детей. На ней эффектное пальто в стиле, который называется "милитари". Нора уходит на войну. Надо полагать, на войну с мужчинами.

Дети этой красавицы на сцене не появляются. Как знак, как напоминание о них - множество дивных игрушек в гостиной в стиле модерн (художник Марина Азизян) и фонограмма ангельских голосов. Ни тому, ни другому не веришь: такие женщины обычно не заводят даже кошек, не то что детей. Не знаю, входило ли это в замысел режиссера Александра Галибина и актрисы, но у них получился спектакль о женщине, обреченной на одиночество. Не о начинающей феминистке (про что ставили "Нору" сто лет назад), не про истинное взросление и обретение души (про это поставил свой последний спектакль Наум Орлов, его "Кукольный дом" идет в Челябинском ТЮЗе, Нору играет Ольга Телякова), а про такую вот патологию, очень распространенную, впрочем. Лучшая подруга Кристина (в ее роли еще одна петербургская красавица Татьяна Кузнецова), кормилица (легендарная актриса Александринки Галина Карелина), безнадежно влюбленный доктор Ранк (Сергей Паршин) бросаются к этой Норе, раскрыв объятия, и - как будто удар о ледяную стену.

"Нора" Александра Галибина - очень красивый спектакль. С богатой культурной памятью и о театре начала прошлого века (все эти линии модерна обязательно напомнят про ранний МХТ), и о театре Эфроса (когда в финале рушится дом, и рабочие сцены на наших глазах разбирают декорацию, какой опытный театрал не вспомнит эфросовский "Месяц в деревне"), и о лучших традициях психологической школы (актерские работы Владимира Воробьева (Хельмер) и Игоря Волкова (Крокстад) напоминают именно о ней). Но этой красоте и тонкости пока не хватает сценической силы. Настоящей боли, настоящего отчаяния, настоящего театра.

"Нора" - последняя премьера Александринки, спектаклю меньше месяца. Может быть, он еще наиграется, набросок превратится в картину, литературная история в жизнь, а Ирина Савицкова из просто красавицы в актрису.

Комментарии
Комментариев пока нет