Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Страшно тяжелое благо

15.06.2005
Евгений Гришковец похож на мобильный телефон

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Женя Гришковец выступал в Челябинске несколько месяцев назад со своей "Собакой", а в минувшие выходные он рассказывал свои спектакли у нас снова, и зал был опять полон. На авторгаф-сессии в магазине "КнижникЪ" собралась толпа его поклонников. Он не обижался, когда ему задавали глупые вопросы. К счастью, это был тот же самый человек, что и на сцене.

- Повесть "Реки" у вас тоже о детстве и юности.

Евгений Гришковец похож на мобильный телефон

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Женя Гришковец выступал в Челябинске несколько месяцев назад со своей "Собакой", а в минувшие выходные он рассказывал свои спектакли у нас снова, и зал был опять полон. На авторгаф-сессии в магазине "КнижникЪ" собралась толпа его поклонников. Он не обижался, когда ему задавали глупые вопросы. К счастью, это был тот же самый человек, что и на сцене.

-- Повесть "Реки" у вас тоже о детстве и юности. А ведь уже была "Собака", где в общем-то речь шла о том же. Где вы берете столько историй?

-- Во вступлении к повести "Реки" я пишу: "Автор не сообщил своего имени, фамилии и не указал, откуда именно он родом и где живет теперь. Неизвестно, чем он занимается, кто по образованию и какова его профессия. О том, сколько ему лет, тоже можно только догадываться:" и так далее. Здесь не только автобиографические воспоминания, здесь есть воспоминания и моего отца, и моих знакомых, друзей. Это условно-биографическая повесть, это не мемуары и никак не эссе. Это повесть, надеюсь, в лучших традициях русской литературы.

-- А в ваших спектаклях между персонажем и вами есть разница?

-- Спектакли - это искусство, а не жизнь. Потому что если бы это была жизнь, то мне никто не дал бы два часа разговаривать. Спектакль имеет структуру, а моя жизнь структуры не имеет.

-- Текст пьесы "Как я съел собаку" на сцене, в книге и, допустим, в версии телеканала "Культура" один и тот же?

-- Нет. Просто у нас с ним другие взаимоотношения, нежели у актера с текстом, который он произносит на сцене. Я этот текст не просто знаю - он мой. Между тем, что было записано для "Культуры" в 2000 году, и тем, что вы смотрели здесь сейчас, огромная разница. Сама структура предложений изменилась. Спектакль по "Культуре" идет час тридцать две, а в Челябинске он шел два часа. При этом я стал говорить намного быстрее. Объем текста вырос, наверное, в два раза. Я же говорю не текстами, я говорю смыслами. Смысл выражается разными словами. Поэтому одинаковых спектаклей у меня нет.

-- В своих работах вы как-то учитываете ожидания аудитории?

-- Я не знаю, чего хочет аудитория. Я знаю, чего я хочу. И мне кажется, что это может быть интересно еще нескольким сотням людей.

-- Сейчас вы занялись писательством, а когда можно ждать новый спектакль?

-- Премьера, надеюсь, состоится в декабре. Спектакль будет называться "По По" - по рассказам Эдгара По. В последний раз я читал эти рассказы 14 лет назад, а теперь воспроизвел их по памяти и так переложил в текст спектакля. Играть его буду не один, а с Александром Цекало.

-- Вам не предлагали сделать фильм по роману "Рубашка"?

-- Предложения такие делались, и не раз. Я отказываюсь. Считаю, роман "Рубашка" не очень кинематографичен, потому что он монологичен. Считаю, это довольно динамичная книга, но фильм будет занудный. Есть другая идея: взять систему персонажей и написать для сценария какие-то другие события. К тому же я очень хочу сыграть в этом фильме главную роль, а повторять какие-то монологи мне неинтересно. А вообще я хочу что-то героическое сыграть.

-- Почему в вашем творчестве возникла проза?

-- Потому что я никудышный поэт. На первом-втором курсе я писал стихи, потом рукописи куда-то, слава богу, пропали. Но самое страшное, что я до сих пор эти стихи помню. Я не пользуюсь метафорой совсем, соответственно если что-то писать, то прозу. Я устал писать для театра, не очень хочется. Когда пришел замысел полифонического произведения - тогда написался роман "Рубашка", потом пришел замысел повести - я написал повесть "Реки".

-- Почему музыкальной темой для "Собаки" вы выбрали ремикс песни Боба Марли в исполнении группы "Бони М"?

-- Это был счастливый случай, что я нашел эту мелодию. Дело в том, что в зале сидят люди разного возраста. Если бы я поставил исконного Боба Марли, этому порадовались бы люди моего поколения. А молодые остались бы равнодушны или почувствовали в этом какую-то "стариковскую" историю. Кстати, в спектакле на "Культуре" этого фрагмента вовсе нет. Потому что у меня не было этой музыки. А потом я нашел этот ремикс. Те люди, которые знают Боба Марли и "Бони М", радуются, а которые, может быть, не узнают, они слышат все-таки современное звучание, и поэтому этот фрагмент является универсальным. Для меня это принципиально важно. Условно говоря, если я буду играть этот спектакль лет через пять, там не будет фрагмента про кукольные мультфильмы, потому что подрастут дети, которые про эти кукольные мультфильмы вообще ничего не знают. Они придут на спектакль, и им будет непонятно, чему так радуются 40-летние люди.

-- Вы один из очень немногих современных писателей, которые способны не оценивать нынешнее время, а относиться к нему, так сказать, лояльно. Как это удается?

-- Я не то чтобы лояльно к этому времени отношусь, я научился его любить. Знаете, мобильный телефон большую часть энергии тратит не на разговоры, а на то, чтобы находиться в сети. Вот и я так же - большее количество сил трачу на старание любить это время и страну, в которой живу. Чтобы находиться с этим временем в сильнейшей связи. То есть, скажем, любить новую музыку, которую слушают 20-летние, не раздражаться тому, что появляется нового. Только так можно оставаться современным. Не думаю, что мне надолго хватит этих сил. Как только я начну сердиться на юных людей, как только мне перестанет нравиться то, что слушает мой брат, который на 20 лет меня младше, потом - мои дети, вот как только это случится, я не смогу писать современные тексты и играть современные спектакли. Дай бог, я это почувствую и займусь не написанием книг, а допустим, преподаванием.

-- А что более всего характеризует наше время?

-- Невероятная скорость. Невероятная скорость вообще и, в частности, скорость привыкания к тому, что происходит. Мы вдруг обнаружили, что быстро и спокойно привыкаем ко всему новому. Это удивительно, ведь мы даже не замечаем этого.

-- Вам сейчас 38 лет. Есть такое понятие - "кризис среднего возраста", он у вас где-то впереди?

-- Нет, этот классический кризис среднего возраста был прожит в 32-33 года, причем сильно.

-- Это какое произведение?

-- "Город". И отчасти как последствие этого - "Рубашка". Кризис среднего возраста - очень плодотворная штука. Он как бы обнуляет все. Просто раз - и у тебя нет ни навыков, ни памяти, ни возможностей. Ты не ощущаешь себя человеком профессии, и у тебя как будто нет жизненного опыта. И это крайне плодотворная ситуация. И то, что с людьми происходит после, говорит о том, как они воспользовались таким страшно тяжелым для переживания благом, как кризис: n

Евгений Гришковец пять лет назад буквально взорвал своим моноспектаклем "Как я съел собаку" чопорную публику на фестивале "Золотая маска", став любимцем и едва ли не родным человеком для множества людей. Он рассказывал о себе какие-то простые истории, а зрители то плакали, то смеялись. А потом чуть не в очереди выстраивались, чтобы рассказать ему собственную историю или даже выяснить, не учились ли они вместе в одной школе или не ехали ли в одном купе. Гришковец стал жутко модной фигурой. Он выпустил четыре спектакля, написал несколько книжек. И счастливо преодолел свою "модность". Казалось бы, он все так же рассказывает свои нехитрые истории, а ведь заслушаешься. Недавно он выпустил очередной бестселлер "Реки" - повесть-воспоминание о детстве в Сибири. Первый тираж разошелся в два дня, издательству "Махаон" пришлось два раза его допечатывать. Читать этот текст можно с любой страницы, и оторваться невозможно. Хотя все так же непонятно, почему.

Комментарии
Комментариев пока нет