Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Когда чиновнику снимать трубку

18.06.2005
Уровень доверия россиян к власти - как в Албании. Можно ли его повысить?

О том, кто такие госслужащие, какими параметрами определяется их работа и как она изменится в ближайшем будущем, корреспондент "Челябинского рабочего" беседует с директором Челябинского института Уральской академии госслужбы Сергеем ЗЫРЯНОВЫМ и деканом факультета экономики и права  Алексеем ФАРТЫГИНЫМ.

- В сегодняшней России три вида государственной службы - военная, правоохранительная и государственная гражданская, - начинает разговор Алексей Фартыгин.
- Давайте поговорим о последней, с представителями которой чаще всего сталкиваются рядовые граждане.
- Закон о государственной гражданской службе, принятый в июне прошлого года, определяет ее как профессиональную деятельность граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации.

Уровень доверия россиян к власти - как в Албании. Можно ли его повысить?

О том, кто такие госслужащие, какими параметрами определяется их работа и как она изменится в ближайшем будущем, корреспондент "Челябинского рабочего" беседует с директором Челябинского института Уральской академии госслужбы Сергеем ЗЫРЯНОВЫМ и деканом факультета экономики и права Алексеем ФАРТЫГИНЫМ.

-- В сегодняшней России три вида государственной службы - военная, правоохранительная и государственная гражданская, - начинает разговор Алексей Фартыгин.

-- Давайте поговорим о последней, с представителями которой чаще всего сталкиваются рядовые граждане.

-- Закон о государственной гражданской службе, принятый в июне прошлого года, определяет ее как профессиональную деятельность граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Госслужащие в Челябинской области (на 1 января 2005 года - 2215 человек) - это чиновники, работающие в правительстве области и аппарате Законодательного собрания, в структурных подразделениях министерств и ведомств Южного Урала, избирательной комиссии области, администрации губернатора, контрольно-счетной палате, а также в органах федеральной власти, подразделения которых находятся на территории области. Я имею в виду налоговую инспекцию, санитарно-эпидемиологический надзор, Федеральную регистрационную службу и т.д. Это госслужащие федерального подчинения. Их на 1 января 2005 года в области 10249 человек. Мэрия, районные администрации, депутаты представительных органов городов и районов, за которых мы голосовали на выборах 20 марта, не относятся к госслужащим. В известном смысле они тоже чиновники, но другие, муниципальные. Их на 1 января 2005 года 7810 человек. Конституция РФ гласит, что у тех и других разные полномочия, они отделены друг от друга. Но поскольку автономность муниципальных чиновников слабо подкреплена финансовыми возможностями, на деле главы муниципальных образований де-факто подчиняются губернатору.

-- К кому чаще обращаются граждане - к муниципальным или государственным чиновникам?

-- Проблемы образования, здравоохранения, помощи инвалидам, санитарно-эпидемиологического контроля и многие другие - компетенция госслужащих. Вопросы жилищно-коммунального хозяйства, утилизации отходов, озеленения и благоустройства дворов решают местные органы самоуправления.

-- В чем особенности работы госслужащих?

-- Это такие же люди, как мы, только для них предусмотрена более сложная процедура отбора на должность и формирование кадрового резерва: будущих госслужащих специально готовят и обучают. Сейчас решается вопрос о том, чтобы и вознаграждение госчиновника было поставлено в зависимость от результатов его деятельности. Должностной оклад один, а надбавка у всех разная - в зависимости от эффективности работы.

-- Каковы критерии эффективности?

-- В свое время был разработан кодекс поведения госслужащих РФ. Проект вынесли на рассмотрение в Госдуму, но он так и не продвинулся дальше первого чтения. Есть сугубо управленческий аспект оценки эффективности. Его попытался отрегулировать вышедший в прошлом году закон о государственной гражданской службе, отчасти перекрывающий прежний проект. Однако еще раньше была объявлена административная реформа, одна из задач которой заключалась в том, чтобы, разграничив полномочия между органами государственной власти и соответствующими должностными лицами, определить критерии эффективности деятельности государственных служащих. К сожалению, административная реформа пробуксовывает. Одна из причин - органы государственной власти реформируют сами себя. Нужно активнее привлекать к этой работе представителей независимой научной общественности, экспертов. В Челябинской области, кстати, это уже делается. Преподаватели нашего института с коллегами из УрАГС неоднократно принимали участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, касающихся регулирования деятельности государственных гражданских служащих органов власти.

-- Кто курирует работу госслужащих?

-- В нашей области создано управление госслужбы, но оно находится в структуре аппарата правительства, а потому не может быть влиятельным субъектом реформ. Интересен опыт Казахстана, где сформирован специальный департамент, выполняющий функции отбора, обучения и контроля за всей системой государственной службы. К сожалению, и сам закон о государственной гражданской службе далеко не совершенен. В нем признается возможность возникновения в процессе работы чиновника конфликта интересов. Но любопытнее всего выглядит предлагаемый способ их решения. Закон гласит: если чиновник видит, что ситуация чревата возникновением личной выгоды для него, то он должен: в письменном виде известить об этом вышестоящее руководство. Вы видели таких чиновников? Я лично нет.

-- Каков сейчас уровень доверия населения к работе госчиновников?

-- Общероссийский показатель - где-то на уровне Албании.

-- Заставить госчиновников работать хорошо - это дорогое удовольствие?

В разговор вступает Сергей Зырянов:

-- Очень дорогое. Мы уже говорили о том, что начинать надо с выработки административного регламента на местах. А у нас 89 субъектов Федерации, в каждом свои специфические условия, и надо адаптировать ситуацию к 89 системам управления. Кроме того, необходимо заинтересовать госчиновников хорошо делать свою работу. По мнению специалистов, в России порог материальной заинтересованности и ответственности наступает, когда человек получает зарплату не менее 500 долларов, в противном случае у него всегда будет соблазн "добирать" недостающее для обеспечения жизни. По данным облстата, у госслужащих органов государственной власти области в 2004 году средняя зарплата составила 11302,8 рубля, а у муниципальных служащих - 8009,7 рубля. Вот многие и "добирают". Георгий Сатаров оценивает объем задействованных денег в коррупционных схемах в РФ в год в 40 миллиардов долларов. Прибавьте к этому исторические традиции "кормления" российского чиновничества с должности. Отправляя чиновника в волость, ему ставили условие: соберешь столько-то налогов, - такая-то часть твоя, а если налогов будет больше, то и твоя доля увеличится: При этом должен сказать, что отношение к чиновничеству в России всегда было двойственным. Россия не достигла бы таких успехов в экономике, скажем, во второй половине XIX века, если бы не российское чиновничество. Так что не стоит мазать всех государственных служащих одной краской. Просто, как о больном зубе, мы чаще говорим о проблемах, о недостатках.

-- Госслужащий должен быть творческой личностью или хорошим исполнителем?

-- В начале ХХ века классик политической науки Макс Вебер ввел понятие рациональной бюрократии. Так вот, госслужащий - это рациональный бюрократ, исполнитель буквы закона. Если в правовом государстве граждане должны руководствоваться принципом "разрешено все, что не запрещено", то для госслужащего принцип другой - "запрещено все то, что не разрешено законом". В сегодняшней России госчиновник нередко становится заложником несовершенного, часто меняющегося законодательства. Сначала он пытается приспособиться к нему, трактовать так, как удобно, например, ему самому или его начальству. А потом вольное обращение с законом входит в привычку. Такой чиновник меньше всего думает о людях, для которых, собственно говоря, и создавался тот или иной акт. Наиболее очевидный и близкий пример - принятие и реализация на практике 122-го закона о монетизации социальных льгот.

Пренебрежение интересами простого человека со стороны государства и чиновников, существовавшее столетия, привело к тому, что граждане России готовы объединяться в корпорации по интересам, направленные против государства. Правовой нигилизм, формировавшийся веками, сидит в современных россиянах на уровне подсознания. Я часто привожу пример студентам: у нас водитель встречной машины обязательно мигает фарами, если где-то в засаде притаился гаишник, а в Дании полиция остановила короля, спешившего на личной машине в аэропорт встречать жену и превысившего скорость, о чем полицейским сообщил другой водитель, заметивший это превышение. Король оплатил штраф и извинился перед согражданами по телевидению.

-- Так что же, "стучать" друг на друга?

-- Забота о соблюдении закона - обязанность каждого гражданина, а не только правоохранительных органов. Как ни прискорбно, но без повсеместного уважительного отношения каждого из нас к букве закона нам не построить правового государства, не повернуть старую схему государственного управления, построенную на выполнении госслужащими функциональных обязанностей, к новой, основанной на принципе управления по результатам.

Беседовала Лидия ПАНФИЛОВА

Как бороться с бюрократизмом чиновников

1. Обращаясь в органы власти, делайте это письменно, регистрируйте свои обращения.

2. Если истек месяц, а ответа нет, обращайтесь либо к начальнику госслужащего, либо в суд. Жалуйтесь на нерадивого чиновника во все инстанции вплоть до Европейского суда.

Комментарии
Комментариев пока нет