Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт гидромассажной ванны, смотреть полное описание.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Борис Горбачевский: "Чем жив театр?"

25.06.2005

О том, каковы основные "черты" театра "Омнибус", наш корреспондент беседует с его главным режиссером Борисом ГОРБАЧЕВСКИМ.

- Борис Сергеевич, вы более 18 лет работаете режиссером, а всего отдали театру 30 лет. Наибольшей творческой зрелости и популярности достигли, судя по всему, работая в Златоусте, хотя "Омнибус" - не единственный ваш театр. Что дали вам предыдущие творческие этапы, другие коллективы?
- Из ГИТИСа я вынес знания, которые предстояло "пропустить" через реальность, чтобы понять, что значит для меня театр, что я могу ему дать, а главное - зрителю. Большой удачей для меня была возможность ставить дебютный спектакль в одном из старейших российских театров - Вологодском.

О том, каковы основные "черты" театра "Омнибус", наш корреспондент беседует с его главным режиссером Борисом ГОРБАЧЕВСКИМ.

-- Борис Сергеевич, вы более 18 лет работаете режиссером, а всего отдали театру 30 лет. Наибольшей творческой зрелости и популярности достигли, судя по всему, работая в Златоусте, хотя "Омнибус" - не единственный ваш театр. Что дали вам предыдущие творческие этапы, другие коллективы?

-- Из ГИТИСа я вынес знания, которые предстояло "пропустить" через реальность, чтобы понять, что значит для меня театр, что я могу ему дать, а главное - зрителю. Большой удачей для меня была возможность ставить дебютный спектакль в одном из старейших российских театров - Вологодском. Там в то время была довольно сильная актерская труппа, которая преподала мне весьма полезные уроки. Именно там я впервые почувствовал и начал осознавать, какую позицию должен занимать как режиссер. Во-первых, не заискивать перед актерами, не идти у них на поводу, иначе сразу потеряешь авторитет. Во-вторых, не быть диктатором, не ломать актеров, считая себя абсолютно правым и непреклонным. Именно там я начал понимать, что между замыслом и воплощением - огромная пропасть, которая преодолевается через взаимодействие с личностями актеров, других постановщиков, с учетом особенностей театра, в том числе его материальных возможностей. Там я понял по-настоящему, что руководитель творческой части коллектива должен быть хорошим психологом, а главное - человеком, имеющим нечто значимое за душой, с багажом духовного и творческого потенциала. Я научился различать, какой театр мой, а какой - не мой. "Омнибус" стал моим благодаря многим обстоятельствам.

-- Каким именно?

-- Сегодня очень много типов театров. Мне ближе тот, основу которого заложили в свое время Станиславский и Немирович-Данченко. МХАТ явил тогда миру театр, в котором рука об руку творчески работали два руководителя, деля ношу забот поровну. Я знал директора "Омнибуса" Александра Сергеевича Романова задолго до того, как меня пригласили в этот театр. У меня был выбор. Я остановил его на Златоусте, потому что мне импонировал Романов и как хозяйственник, и как композитор. Но прежде - как творческая личность, с которой я чувствовал глубокий душевный контакт.

По моему выстраданному убеждению, там, где "коренником" выступает главный режиссер, а директор - "в пристяжных", театру уготована короткая жизнь. Что и подтверждает реальность: даже крупные, талантливейшие режиссеры выдыхались, неся неподъемную ношу, и театр разваливался. То же самое происходит и тогда, когда "главнее" директор. Если вообще встает вопрос такого рода, то в театре, скорее всего, война, а не творческая обстановка, способствующая успешной работе.

В Александре Сергеевиче я встретил в большой мере соавтора. Мы вместе с ним обсуждаем и планируем работу на сезон, беря на себя одинаковые доли ответственности и риска. Романов готов вкладывать немалые средства в довольно затратные постановки, не гарантирующие стопроцентного успеха. Я, в свою очередь, думаю о том, как, не ущемляя творческую программу театра, другим спектаклем сработать "на кассу". Ведь хорошие кассовые сборы обеспечивают стабильность работы и зарплаты.

-- Златоустовцы любят "Омнибус". Редкий спектакль проходит без аншлага, а премьеры практически всегда встречаются бурными овациями. Зал в основном полный, даже если спектакль идет уже немало лет.

-- Такие постановки, как "Эти свободные бабочки" Герша, "Лекарь поневоле" Мольера, "Двенадцатая ночь" Шекспира, действительно, оказались долгожителями. Они свидетельствуют о том, что наш театр - живой, а не мертвый, каких сегодня, к сожалению, немало. Какой театр можно назвать живым? Прежде всего такой, в который зритель ходит из года в год, не разочаровываясь, находя в его работах близкое своему внутреннему "я", отклик на сокровенные переживания, раздумья, проблемы.

Из творческих направлений мы выбрали традиционное - то, которое служит врачеванию душ. А свою оригинальную концепцию формировали, исходя из особенностей города. В нем ведущее положение в прошлом занимали и сейчас играют видную роль мастера, люди художественного и творческого склада. Златоуст - это еще и оплот православной веры, ставшей неотъемлемой частью жизни большого количества горожан. Вот эти основополагающие составляющие духовно-эмоциональной атмосферы города и определили творческую программу и в конечном итоге - репертуар нашего театра. Это, думается, основная причина, по которой он оказался востребованным.

-- Мы забыли про актеров. А ведь без хороших актеров нет театра, и режиссер, каким бы выдающимся ни был, без исполнителей своего замысла окажется королем без королевства.

-- Актеры не просто исполнители, они - соавторы постановок. Безусловно, замысел принадлежит режиссеру. Но этот замысел всякий раз корректируется, когда актер своей игрой как бы высвечивает его сильные и слабые стороны.

Особой ценностью обладает сама коллективная работа, в которой наш театр, считаю без ложной скромности, немалого добился. Она помогает максимально наполнить жизненным смыслом, метафорически "оживить" действие, приблизить его к душе зрителя. Когда ансамбль актеров, грамотно и точно управляемый режиссером, работает в этом плане слаженно, у зрителей возникает сопереживание игре. Треугольник "режиссер-актеры-зрители" замыкается, если все оказываются под своеобразным гипнотическим воздействием творческой идеи. Творческие идеи должны действовать, естественно, на подсознание - только в этом случае спектакль по-настоящему состоится. Это случится, если актеры не изображают, а проживают задуманную для них режиссером ролевую жизнь, играя с максимальной внутренней (не внешней) отдачей. Именно такого уровня профессионалы трудятся в нашей актерской труппе.

Если же действовать прямолинейно, получится "плакатный" театр. Он как раз и будет мертвым, недолговечным. Мертвый, считаю, и тот театр, который ориентируется в первую очередь на эмоциональное воздействие, пленяя, шокируя, будоража зрителя, а в итоге разрушая его душу.

В "Омнибусе" замечательные актеры. Их всего 25, но каждый, образно говоря, "товар штучный". Большинство прекрасно играет разнохарактерные роли. Причем никто не ропщет, если получает не ту роль, на которую рассчитывал. Режиссеру, как говорится, виднее. К слову, от правильной расстановки актеров успех спектакля зависит на 75 процентов, и это хорошо понимают все.

Для актера, как и для режиссера, театр может быть своим или чужим. И "Омнибусу" приходилось расставаться с людьми, для которых он оказался чужим.

Наши актеры имеют сравнительно неплохую зарплату. Все обеспечены отдельным жильем, за коммунальные услуги не платят. В этом, скажу прямо, персональная заслуга директора, который сформировал ведомственный фонд жилья и изыскивает средства на его коммунальное обслуживание.

-- Давайте подведем итог: сформулируем особенности "Омнибуса" как авторского театра со своим индивидуальным лицом.

-- Хотел бы обратить внимание на название. Оно прижилось (с 1991 года) благодаря не столько оригинальному звучанию, сколько верному отражению реальной деятельности театра. "Омнибус" означает, как известно, "автобус для всех". Вот и наш театр работает не на какую-то одну или особую аудиторию, а практически на все возрастные слои. Мы с удовольствием и большим старанием ставим спектакли для детей, делая их не только увлекательными, музыкальными, "раскрашенными" в яркие декорации, но и ненавязчиво воспитывающими юные души. Что касается школьников, то в практику давно вошли театральные уроки, на которые ребята приходят целыми классами. Этими уроками воспитали не одно поколение наших зрителей - тех, кто получил представление об эстетике и творческой программе театра, принял его сердцем.

К особенностям театра можно отнести также творческий коллективизм. У нас все работники театра - творческой и постановочной групп - соавторы спектаклей. Потому в обиходной речи говорим лишь "мы", "у нас", "наше".

Далее. Сейчас многие театры работают в основном на фестивали, мы - преимущественно на зрителей, на город. Хотя с удовольствием участвуем и побеждаем в фестивалях и конкурсах.

-- Каковы планы на предстоящий сезон, который будет ознаменован 85-летием театра?

-- У нас в коллективе сложилось убеждение, что сейчас снова становится широко востребованным и интересным творчество Василия Шукшина. Его стремление осмыслить истинное в человеке, тяга к обнаженности и открытости души персонажей вновь близки и понятны. А потому мы начинаем работу над спектаклем по повести "До третьих петухов". Надеемся, что премьера, которой откроем юбилейный сезон, будет удачной, прибавит "Омнибусу" друзей в лице вдумчивых зрителей.

Беседовал Валерий ЕРЕМИН

Комментарии
Комментариев пока нет