Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Что делать с "районкой"?

26.07.2005
Близость к народу не гарантирует безбедную жизнь

Районная пресса заслуживает того, чтобы за нее побороться - таков мотив многих последних публикаций и материалов в разных СМИ о современном положении районных и городских газет. За что и почему же нужно бороться?

В последние год-два были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишаются права финансирования печатных изданий.
Правительственная политика универсальна для всех сфер жизнедеятельности - рынок все отрегулирует сам. Газете не оставляют другого выхода, кроме как стать предприятием, существующим по законам капиталистической конкуренции, наподобие автостоянки или макаронной фабрики.

Близость к народу не гарантирует безбедную жизнь

Районная пресса заслуживает того, чтобы за нее побороться - таков мотив многих последних публикаций и материалов в разных СМИ о современном положении районных и городских газет. За что и почему же нужно бороться?

В последние год-два были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишаются права финансирования печатных изданий.

Правительственная политика универсальна для всех сфер жизнедеятельности - рынок все отрегулирует сам. Газете не оставляют другого выхода, кроме как стать предприятием, существующим по законам капиталистической конкуренции, наподобие автостоянки или макаронной фабрики. Не научишься прямо сегодня зарабатывать деньги, завтра закроешься. На деле это означает, что газеты будут стремиться лишь "продать товар", а продаются, как известно, лучше всего материалы "жареные". Есть угроза, что идет на нет социальная функция прессы - информировать общество обо всем важном для его развития, заниматься просвещением и образованием людей.

Что же районная пресса? Кто-то с чубайсовской прямотой заявляет: ну и хорошо, пусть побарахтаются в мутных рыночных водах, узнают, как зарабатывается копеечка, а то привыкли жить за счет дотаций и не беспокоиться о тиражах. Развиваются мнения, что "районки" являются рупорами глав администраций районов, что эти газеты безнадежно устарели и лишь проедают бюджетные средства. С другой стороны раздается хор голосов журналистов - себя ведь нужно как-то защищать. Общий рефрен - мы вообще ни от кого не зависим, глава у нас действительно хороший человек (вы его просто не знаете!) и до самоокупаемости-то нам осталось совсем чуть-чуть.

Судьба районных газет волнует сегодня многих, и в первую очередь - читателей этих газет. Районная газета пользуется большой популярностью среди сельского населения. По своей природе она имеет по-настоящему "земное" назначение, находится ближе всех к людям, к их повседневным делам и заботам. "Районка" выступает для жителей как важнейшее средство коммуникации. Ее исчезновение серьезно ограничит информационное пространство в деревнях, поселках, маленьких городах. Ни центральная, ни областная пресса, ни телевидение не создадут равноценной замены этим газетам. А своей абсолютно рыночной прессы большинство районов иметь не сможет в силу невысокой покупательной способности населения и неразвитости местного рекламного рынка. Предсказуемы и социальные последствия реформы - негатива будет масса, начиная с трудоустройства журналистов и заканчивая проблемами местной почты, для которой подписка на "районки" - источник существования.

Однако сейчас до катастрофы дело не дойдет. По одной причине. Районная пресса - это еще и огромный политический ресурс, притом высокого уровня управляемости, что существенно как для переходного периода, так и в периоды избирательных кампаний. Суммарный тираж "районок" в Челябинской области приближается к 300 тысячам экземпляров, а с учетом "семейного" характера этих газет их реальная читательская аудитория составляет 600-800 тысяч человек. Оставить такую махину "бесхозной" довольно рискованно. Это, кажется, уже поняли на самом верху. Президент поручил чиновникам разобраться с вопросом. И уже заявлено, что со следующего года финансирование муниципальной и районной прессы из средств федерального бюджета, правда, в меньших объемах и на других условиях, будет возобновлено.

На областные власти сейчас легла основная "техническая" работа. И здесь не обходится без политики. Вскоре состоятся выборы в органы местного самоуправления, и роль местной прессы, безусловно, возрастает. С другой стороны, на кону, можно сказать, имидж власти. Проблема ведь общенациональная, касается всего медиа-сообщества, приковывает его неподдельное внимание. Региональные проекты оставляют большой "информационный след", повсеместно обсуждаются и оцениваются. А значит, реформа районной прессы - хороший повод на федеральном уровне проявить свою компетентность и состоятельность. В этой связи проекты челябинского издательского дома "Губерния", контролируемого руководством области, смотрятся на общем фоне достаточно эффектно. Обратный пример - печальная слава, которую обрел в средствах массовой информации губернатор Брянской области, объявивший и фактически проигравший "районщикам" войну.

Взяв прессу на буксир, областная власть снимает остроту проблемы. Но далеко не саму проблему. Развитие правового государства и гражданского общества, к чему мы медленно движемся, исключает контроль властей всех уровней над СМИ. А дотации, хотя они пока в значительной степени оправданны, по-прежнему деформируют местные рынки прессы.

Очевидно, нужно четко сформулировать роль управленческих структур в сегодняшних процессах. Это, по-нашему мнению, не огосударствление "районок", а сохранение и создание условий для их оптимального перехода на самофинансирование. Должны быть разработаны программы поддержки средств массовой информации в переходный период.

Первое направление деятельности, уже довольно активно реализуемое - внедрение нового механизма распределения денег в виде заказов, конкурсов, определения социально значимых изданий. Это, например, заключение со СМИ договоров на информационное обслуживание на конкурсной основе. Или установление системы грантов, которые станут получать СМИ из бюджета на освещение социально значимых проектов.

Далее, власть должна содействовать повышению эффективности механизмов правовой защиты газетчиков, так как популярность, а значит, и доход изданий напрямую связаны с их реальной независимостью на местах. Настоящий позитив в развитии "районок" просматривается только в свете их осовременивания. В этой связи требуется целевое государственное финансирование программ технической модернизации и подготовки кадров районной прессы.

В некоторых случаях областная власть может помочь привлечению в "районки" частного капитала. На село приходят крупные инвесторы, чье внимание распространяется и на местные СМИ. И здесь обдуманный компромисс государственного и частного интересов в пользу газеты и ее читателей вполне допустим.

Наконец, последнее. При создании программ перехода региональной прессы от дотаций к полной самостоятельности уместно воспользоваться опытом отраслевых и консалтинговых организаций, таких, например как АНРИ (Ассоциация независимых региональных издателей) или ИРП (Институт развития прессы), уже давно и системно работающих в данном направлении.

С. КЛИМАКОВ, преподаватель Челябинской государственной академии культуры и искусства, кандидат исторических наук

Комментарии
Комментариев пока нет