Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Крушение империи

02.08.2005
Обратившись к историческому опыту предреволюционной России, Владимир Боже вывел формулу современной национальной идеи

Александр СКРИПОВ
Челябинск

Известный челябинский историк Владимир Боже в последнее время интересовался темой крушения российской империи в результате революции 1917 года. Что привело страну к одной из величайших трагедий в ее истории? Грозят ли подобные катаклизмы нашему обществу сегодня? Научились ли мы извлекать правильные уроки из многострадального исторического опыта?
Своими мыслями по этому поводу Владимир Стейгонович поделился с корреспондентом "Челябинского рабочего" в эксклюзивном интервью.

- Что вас заставило обратиться к дореволюционному историческому опыту?
- Любым исследователем всегда движет стремление разгадать загадку. Что мы имеем в нашем случае? Возьмем 1913 год, на который так все привыкли ссылаться по разным поводам. О чем говорили и писали тогда в газетах? О росте престижа России на международной арене, о возрастании роли образования внутри страны, о том, что на просторах империи бурлит торгово-промышленная жизнь.

Обратившись к историческому опыту предреволюционной России, Владимир Боже вывел формулу современной национальной идеи

Александр СКРИПОВ

Челябинск

Известный челябинский историк Владимир Боже в последнее время интересовался темой крушения российской империи в результате революции 1917 года. Что привело страну к одной из величайших трагедий в ее истории? Грозят ли подобные катаклизмы нашему обществу сегодня? Научились ли мы извлекать правильные уроки из многострадального исторического опыта?

Своими мыслями по этому поводу Владимир Стейгонович поделился с корреспондентом "Челябинского рабочего" в эксклюзивном интервью.

-- Что вас заставило обратиться к дореволюционному историческому опыту?

-- Любым исследователем всегда движет стремление разгадать загадку. Что мы имеем в нашем случае? Возьмем 1913 год, на который так все привыкли ссылаться по разным поводам. О чем говорили и писали тогда в газетах? О росте престижа России на международной арене, о возрастании роли образования внутри страны, о том, что на просторах империи бурлит торгово-промышленная жизнь. И действительно, по ряду экономических показателей Россия занимала тогда ведущие позиции в мире. Рубль являлся конвертируемой валютой, страна - крупнейшим в мире поставщиком пшеницы. Масло, производимое в Троицке, экспортировалось в Англию. И в Челябинске наблюдалось значительное экономическое оживление. Открывались филиалы крупнейших российских банков. С постройкой Транссиба в 1900 году город стал столицей "чайной империи". Оборот таких компаний, как "Кузнецов - наследник А. Губкина", "Высоцкий и Ко", исчислялся миллионами рублей в год. С чаеразвесочных фабрик Челябинска продукция уходила напрямую в Европу, другие страны. Все росло, все развивалось, и вроде бы не было оснований для тревоги. 21 февраля 1913 года по всей империи прошли помпезные празднества по поводу 300-летия Дома Романовых. В Челябинске были иллюминированы здания, у Центрального банка (ныне - здание Законодательного собрания области) оркестр играл бравурную музыку, висели лозунги "Да здравствует Дом Романовых!", в центре горожане жгли бочки со смолой и прыгали через них. Люди праздновали, веселились, еще не понимая, что на самом деле они на поминках режима:

Прошло всего четыре года, и империя разрушилась, как карточный домик. Причем с таким неистовством, как будто люди уже давно были доведены до ручки. Началась гражданская война, в которой люди безжалостно уничтожали себе подобных, зачастую своих же родственников. А по сути, и самих себя. Почему так стремительно общество позволило ввергнуть себя в массовое кровопролитие? Почему держава, которая казалась такой сильной и незыблемой, так быстро развалилась? Вот в чем загадка:

-- Наверное, есть разные версии произошедшего?

-- Да. Некоторые историки придерживаются мнения, что во всем "виноваты" иностранные деньги. В свете современных разговоров по поводу "экспорта революций" эта версия звучит очень модно. Лично я не склонен преувеличивать воздействие "внешних факторов". Другие считают, что причиной катаклизмов стало отсутствие у России объединяющей национальной идеи. Дескать, отсюда и все беды. На самом деле такая идея была. Ее сформулировал еще в начале XIX века граф Уваров: "Православие. Самодержавие. Народность". Однако эта идея не стала по-настоящему объединяющей. К примеру, православие было официальной религией, что в многонациональной стране невольно приводило к напряженности в межнациональных отношениях. Кроме того, государство достаточно бесцеремонно вмешивалось в деятельность церкви, а вера в глазах многих граждан все больше становилась формальностью. Самодержавие к 1913 году тоже стало тормозом развития России. Николай II, ратуя за реформы, проводил их очень неохотно, что вызывало радикальные настроения у многих людей, в том числе и у интеллигенции. События 1905 года, когда мирная демонстрация была разогнана властями, не добавили оптимизма обществу. У многих было ощущение, что народ ломают через колено. Ориентация власти на народность тоже носила во многом декларативный характер. Власть, к примеру, не смогла защитить рабочих от произвола капиталистов и низкого жизненного уровня. То есть "по всем трем пунктам" имелся серьезный идеологический кризис. Усугубила положение первая мировая война, которая принесла массовую гибель людей, инфляцию, моральное неудовлетворение положением дел в стране. А потом и вовсе Николай II, вместо того чтобы срочно проводить реформы сверху, отрекся от престола, по сути, ввергнув страну в хаос. Временное правительство периодически провозглашало красивые идеи, но реальное положение народа не улучшалось. Власть жила своей жизнью, а народ - своей. Тем временем в стране стремительно рос процент люмпенизированной публики, которая была готова на все и очень скоро подхватила лозунг Владимира Ильича "Грабь награбленное!" Для них эта идея звучала очень жизнеутверждающе: прийти к капиталисту (помещику, священнику и т.д.) и что-нибудь у него за-брать. Что из этого получилось, хорошо известно. Когда критическая масса таких людей вышла на улицы, случился бунт, "бессмысленный и беспощадный".

-- Вы нашли для себя ответ, почему все экономические успехи дореволюционной России так быстро сошли на нет и не помогли предо-твратить социальную катастрофу?

-- Дело в том, что экономические достижения сами по себе не обеспечивают стабильность в обществе. Лучшая ее гарантия - это грамотная социальная политика.

-- Сегодня оптимисты говорят об успехах в экономике, а пессимисты - об общественном кризисе. Все ли необходимые уроки извлечены из отечественной истории?

-- Думаю, что сегодня ситуация в обществе куда более стабильная и такие разрушительные катаклизмы нам, к счастью, не грозят. Хотя некоторые тенденции развития общества настораживают. Давайте посмотрим, к примеру, с каким отношением к образованию мы вошли в XXI век. Люди с университет-ским дипломом и многолетним опытом работы у нас зачастую получают на уровне уборщицы в банке или заведующей на складе. А это же элита общества, те люди, по потенциалу которых судят о возможностях страны. На мой взгляд, совершенно ненормальная ситуация. Или возьмем последние инициативы об отмене военных кафедр при вузах. Убежден, что от этой меры государство получит больше вреда, чем пользы. За время службы молодые люди просто забудут то, чему их учили в вузе. И кто от этого выиграет? За людей талантливых просто обидно. Тот же пианист Кисин, являющийся мировым достоянием, боялся приезжать в Россию, потому что его могли забрать служить в армию. Разве это повышает престиж страны?

Меня настораживают растущая популярность националистических лозунгов типа "Россия для русских", которые ни к чему хорошему в многонациональном государстве не могут привести, разговоры о том, что православие должно стать официальной религией. Мы это все уже проходили, не нужно наступать на грабли истории еще раз. Это не те идеи, которые могут объединить общество.

-- А способна объединить общество идея сильного государства?

-- Любой человек должен быть заинтересован в сильном государстве, которое обязано защищать гражданина. Проблема в том, что зачастую эта забота о населении носит формальный характер. Если люди почувствуют, что государство действительно стоит на страже их интересов, то и отношение к нему изменится. Убежден, что подавляющее большинство россиян не откажется помочь государству в борьбе с терроризмом или в защите рубежей Родины (если, конечно, речь не идет о дедовщине и строительстве под видом воинской службы коттеджей для генералов). В чем сила государства? Не в том, чтобы чиновники потихоньку занимались воровством, ограничивая об этом информацию в СМИ. В конце концов, народ ведь будет судить о происходящем не по репортажам телевидения, а по реальной жизни. Объединяющей темой сегодня не может быть ни победоносное завершение войны в Чечне, ни монетизация, ни поголовная служба студентов в армии:

Единственная вещь, которая, на мой взгляд, способна стать национальной идеей, - это идея повышения благосостояния людей и одновременно создание условий для развития личности. Как добиться этого в современных условиях? Вот над чем стоит подумать...

Комментарии
Комментариев пока нет