Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Неясность целей и гигантомания

16.08.2005
Культурная общественность комментирует слияние картинной галереи и музея декоративно-прикладного искусства

Весть о слиянии областной картинной галереи и областного музея декоративно-прикладного искусства ("ЧР" от 3 августа) вызвала оживленное обсуждение в культурной среде. Напомним: вместо двух музеев в Челябинске должен появиться один, но большой музей искусств. Областное министерство культуры предложило возглавить новообразование Станиславу Ткаченко, работающему сегодня замглавврача областного противотуберкулезного диспансера.
Удивительно, но меньше всего вопросов вызывает фигура господина Ткаченко. Все-таки к настоящему моменту у него сложилась в целом хорошая репутация среди художников и искусствоведов.

Культурная общественность комментирует слияние картинной галереи и музея декоративно-прикладного искусства

Весть о слиянии областной картинной галереи и областного музея декоративно-прикладного искусства ("ЧР" от 3 августа) вызвала оживленное обсуждение в культурной среде. Напомним: вместо двух музеев в Челябинске должен появиться один, но большой музей искусств. Областное министерство культуры предложило возглавить новообразование Станиславу Ткаченко, работающему сегодня замглавврача областного противотуберкулезного диспансера.

Удивительно, но меньше всего вопросов вызывает фигура господина Ткаченко. Все-таки к настоящему моменту у него сложилась в целом хорошая репутация среди художников и искусствоведов. Он - известный в городе коллекционер предметов искусства, человек, понимающий это самое искусство, и, наконец, способный администратор.

Но вот сама идея слияния двух весьма разных культурных учреждений, с их специфическими функциями, нишами и даже аурой вызвала немало вопросов. В редакцию нашей газеты приходят взволнованные послания от организаций, работавших с музеем ДПИ, и просто от коллег.

"Мягко говоря, неожиданное известие о ликвидации музея декоративно-прикладного искусства Урала нас удивило, огорчило и возмутило, - пишет генеральный директор озерского ЗАО ПП "Камелия" (это предприятие специализируется на ручной художественной росписи на шелке. - Ред.) О. Морева. - Многие годы, от создания нашего предприятия в 1992 году, мы и музей связаны узами сотрудничества. Именно сотрудники музея поддержали нас в сложный период становления нашего производства, оценив художественные достоинства наших изделий и открыв дорогу в Ассоциацию народных художественных промыслов: Это главный музей нашей области в деле сохранения и популяризации промыслов. Ликвидация музея нанесет непоправимый ущерб престижу области, дальнейшему развитию всех без исключения предприятий народных промыслов Челябинской области".

"Музей декоративно-прикладного искусства Урала задумывался как витрина, демонстрирующая славу Челябинской области, как центр по связям с художественными промыслами области, - это уже из письма коллектива челябинского предприятия народных художественных промыслов "ПСП". - Все 28 лет своей деятельности он являлся центром поддержки промыслов, обучения мастеров: Решение о создании объединенного музея, на наш взгляд, нанесет непоправимый удар по популяризации каслинского литья, златоустовской гравюры, воспитанию патриотизма: Просим пересмотреть решение об объединении музеев, так как оно не соответствует требованиям времени".

"Бывший старший научный сотрудник бывшего музея ДПИ" (так автор сам себя обозначил) Антон Иванов написал развернутую статью, которую просит считать "открытым письмом губернатору П.И. Сумину". По причине объема мы не можем опубликовать этот текст полностью, вот лишь некоторые выдержки.

"Решение правительства Челябинской области о создании музея искусств, келейно вызревшее в тиши министерских кабинетов, выскочило как черт из табакерки и потрясает своей некомпетентностью, антирыночной и антигосударственной направленностью:

Из одного живого и одного полуживого музеев возникнет неизбежно один большой мертвый монстр, трудноуправляемый и немобильный для реализации внебюджетных проектов. Музей ДПИ сейчас является суперуспешным учреждением культуры. Могу предположить, что у нового музея искусств НИКОГДА не будет внебюджетных доходов в 2,5 млн. рублей в год. (Не в этом ли главный мотив объединения?):

Решение об объединении музеев обосновывают слиянием фондов, помещений и персонала. Каждое из этих слияний само по себе и в совокупности бессмысленно. Фонды всегда тяготеют к дифференциации, именно разделение, а не интеграция позволяет вести более эффективную выставочную и научную работу. Картинная галерея - музей с огромными фондами, никогда 80 процентов из них не выставляла. С увеличением этих фондов все больше уменьшается вероятность их экспонирования.

Тезис о слиянии помещений вообще непонятен. Если это подразумевает организацию выставок живописи в залах бывшего музея ДПИ, то вряд ли это прибавит художественных достоинств выставляемым работам. Передача зданий СЭС и бывшей табачной фабрики новому музею заманчива, но опять же, не лучше ли разместить в них новые музеи, и не только государственные?

Между самыми кассовыми выставками последних десяти дет - выставками заспиртованных уродов (сборы от которых в несколько раз превыщают сборы выставки В.Ф. Вексельберга "Фаберже: утраченный и обретенный") и выставками современной живописи, которые, по статистике Русского музея, в 2003 году собрали один процент посетителей, между этими полюсами - огромная пропасть и огромный спектр различных выставок. Поэтому каждый музей в силу своей специфики и профессионализма сейчас определяет свою выставочную политику, и она должна быть оригинальна и своеобразна.

В нашем регионе самые передовые достижения лежат в области декоративно-прикладного искусства (златоустовская гравюра, камнерезное и ювелирное искусство, скульптура), а не в области живописи.

Сотрудники музея ДПИ за последние 10 лет приобрели уникальный опыт выставочной деятельности. Областные и городские конкурсы детского творчества, направленные на развитие уральских промыслов, проходили именно в музее ДПИ. В докладе замминистра культуры Н. Зуевой на коллегии министерства было озвучено, что приоритетным направлением музейной деятельности является музейная педагогика. Это направление являлось таковым и в 80-е годы прошлого века. Более десяти уникальных образовательных программ разработано и проводится с тех пор сотрудниками музея ДПИ:

Решение об упразднении музея ДПИ отбрасывает нас в музейном развитии на 20-30 лет назад, а следовательно, на мой взгляд, это антигосударственный подход, профанация. Такие проекты способны порождать дилетанты, очень далекие от реалий нашей жизни. Неясность целей и гигантомания - две основные характеристики этого проекта:"

У работников картинной галереи тоже есть свой взгляд на проблему. Он не столь категоричен, но решение правительства их взволновало. "Какова идея такого слияния - вот главный вопрос для меня, - говорит замдиректора галереи по научной работе Наталья Козлова. - Слухи о возможных изменениях ходили у нас давно, и, тем не менее, это решение стало неожиданным. Думаю, в таких вопросах поспешность ни к чему. В новейшей истории российских музеев был период, когда слияния оказывались актуальными - вопрос стоял об элементарном выживании культурных институтов. Но теперь другое время. Нам говорят об оптимизации музейной работы, при этом многое делается по американскому шаблону. Но заморские модели не всегда применимы к России, что доказывает пример "монетизации". И еще задел тот факт, что нас, людей, знающих проблемы музея и имеющих определенные наработки и мысли, просто поставили перед фактом, не поинтересовавшись нашим мнением. Я вижу в этом неуважение к нам и к такому серьезному государственному учреждению культуры, каковым является областная картинная галерея".

Наталье Козловой вторит ее коллега Татьяна Батова: "Я не против этой идеи, но пока не могу понять ее смысла. Картинная галерея и музей ДПИ - очень разноплановые музеи, как мы будем сосуществовать вместе, я не представляю. На мой взгляд, создается потенциально конфликтная ситуация".

А вот мнение со стороны. Председателю Челябинской организации Союза художников России Евгению Варготу объединение музеев напомнило создание так называемых школ искусств, которые заменили отдельные студии - хореографические, художественные и т.д. В результате этого, считает Евгений Александрович, общий уровень профессиональной подготовки выпускников таких школ стал ниже. "Нельзя мешать кислое с пресным. У каждого из этих двух музеев были свои интересы и своя публика. Посмотрите, сколько разнообразных музеев в столицах, и появляются новые. На мой взгляд, у этой инициативы вряд ли будут какие-то положительные результаты".

От редакции. Единодушие откликов, конечно, не исчерпывает темы. Вероятно, у идеи объединения есть и плюсы, но вот почему они неявны - вопрос. Общество уже привыкло жить в системе, когда решения начальства не воспринимаются как природное явление. И на самом деле это хорошо. В конце концов, если мы стремимся жить в гражданском обществе, то у общественности и власти должны складываться партнерские отношения. Наверное, для чиновников это хлопотнее, зато очевидна выгода: решение, принятое после обсуждения, имеет больший запас прочности, открывает ворота для творческого проявления людей и вызывает доверие граждан к своей власти. А так - недоумение и чувство обиды будут сопровождать каждое новое решение.

Материал подготовил Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет