Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вперед, в застой

21.12.2000

Незадолго до окончания предвыборной кампании действующий губернатор области Петр Сумин все же обновил свою экономическую программу (до этого таковой негласно считалась "белкинская"). В ставшей недавно достоянием гласности предвыборной стратегии Сумина значительное место отведено экономическому блоку. Однако тот, кто ожидал увидеть там что-то новое, новые подходы, новые идеи, будет жестоко разочарован. Составители программы явно мыслили категориями брежневских времен. Порой это проявлялось даже на уровне лексики.

Незадолго до окончания предвыборной кампании действующий губернатор области Петр Сумин все же обновил свою экономическую программу (до этого таковой негласно считалась "белкинская"). В ставшей недавно достоянием гласности предвыборной стратегии Сумина значительное место отведено экономическому блоку. Однако тот, кто ожидал увидеть там что-то новое, новые подходы, новые идеи, будет жестоко разочарован. Составители программы явно мыслили категориями брежневских времен. Порой это проявлялось даже на уровне лексики. "Демократическое коллективное управление производством", "не позволим грабить и расхищать наше достояние", "строительство за пятилетку" - подобные обороты органично смотрелись бы в докладах XXV съезда партии. Но если бы это касалось только лексики! Программа Сумина вызывает гораздо более серьезные вопросы.

Но сначала не о самой программе, а о так называемом "отчете", предваряющем ее. Желание губернатора поставить себе в заслугу все результаты, достигнутые в экономике области по причинам, никак не связанным с его действиями, а подчас достигнутые при прямом противодействии, вполне естественно. Но замалчивать факты и события, искажать их при этом не стоит. Чтобы не быть голословным, приведу примеры. В качестве характеристики якобы полной разрухи в хозяйстве области приводятся цифры падения добычи угля в 1991 - 1996 годах с 10,1 до 6,3 млн. тонн. Но почему-то нигде не упоминается, что за время губернаторства Петра Ивановича добыча угля упала до 4,7 млн. тонн и продолжает снижаться. Аналогичный случай с поголовьем крупного рогатого скота. Его падение на одну треть за шесть лет (1990-1996 годы) фигурирует как показатель упадка. Как же тогда оценивать сокращение поголовья при Сумине на одну шестую за три последних года? При том, что и производство мяса в области в 1999 году уменьшилось на 22 процента по сравнению с 1996 годом. Декларируется рост преступности в полтора раза за период до 1996 года, но не говорится, что этот рост продолжался и дальше: за последние четыре года рост числа зарегистрированных преступлений составил 24,5 процента, число умышленных убийств выросло на девять процентов. По раскрываемости область на 89-м месте в стране.

К числу самых значительных достижений администрации Сумина причислены рост реальных доходов населения за последние два года на 30 процентов и снижение уровня безработицы за четыре года до 0,9 процента. Но так ли это на самом деле? Считайте сами: по данным комитета экономики, реальные доходы в 1999 году по сравнению с 1998 годом снизились на 4,4 процента; по данным облкомстата, в 2000 году за девять месяцев они выросли на 15,2 процента. Итого: рост реальных доходов с 1998 года по 2000 год составил 10 процентов (0,956х1,152=1,101). А если аналогичным образом рассчитать изменение реальных доходов за период с 1996 года (в 1997 году был рост на 15,6 процента, в 1998-м - падение на 21,9 процента), то получится, что за время губернаторства Сумина реальные доходы населения уменьшились на 0,6 процента. Теперь разберемся с безработицей. 0,9 процента - это уровень официально зарегистрированной безработицы. Если же рассчитать ее реальный уровень, который во всем мире определяется по методике МОТ (Международной организации труда), то получим следующие цифры: в 1996 году - 8,7 процента; в 1999 году - 12,1 процента. За последние годы реальная безработица выросла на 40 процентов. А снижение уровня зарегистрированной безработицы на фоне роста действительной говорит о том, что официальные меры борьбы с безработицей неэффективны.

Красиво звучит следующая фраза из отчета Сумина: "Впервые за последние 10 лет на предприятиях области обеспечен приток инвестиций в основной капитал". Далее говорится об инвестиционной привлекательности области. Посмотрим, так ли это. В первом полугодии 2000 года в область поступило 354 млн. долларов инвестиций из-за рубежа (в основном торговые кредиты в металлургическую отрасль). За тот же период возврат ранее полученных инвестиций составил 330,7 млн. долларов. Чистый приток инвестиций - 23 млн. долларов. Но это еще не все. Наши предприятия тоже кредитовали своих иностранных партнеров. Сумма выданных ими кредитов за рубеж за этот же срок составила 462,6 млн. долларов, а назад поступил 341 млн. долларов. В итоге при острейшем дефиците инвестиционных ресурсов чистый отток капитала из области за рубеж за первое полугодие 2000 года составил 98,7 млн. долларов. А о "растущей привлекательности" говорит тот факт, что если в 1996-1997 годах область имела инвестиционный индекс 1С (высокий потенциал, высокий риск), то в последние два года - 2С (средний потенциал, высокий риск).

Вывод из всего этого один: роль Сумина в восстановлении экономического потенциала области сильно преувеличена. Цифры показывают, что принципиального различия между тем, с чего он начинал, и тем, что представляет собой область сейчас, нет. Все изменения - результат макроэкономических процессов. А задачи, которые Сумин ставит на будущее, инерционны и будут достигнуты даже при отсутствии губернатора.

Теперь перейдем к собственно программе. Экономическая часть ее страдает непониманием того, что происходит в мире. Челябинская область рассматривается как изолированное образование, в то время как она является частью мировой экономики. Соответственно некоторые закономерности развития мировой экономики игнорируются.

Цели программы вполне приемлемы: реальные доходы должны увеличиваться, производство - расти, зависимость от экспорта металла надо преодолевать. Однако она содержит слишком много "но", которые не позволяют надеяться на достижение благородных целей. Кстати, в программе Сумина цели и пути их достижения путаются. Пример: "сокращение объемов незавершенного строительства" - не действие, а задача.

Начнем с главного. Теми путями, которые указаны в программе, долгосрочного, устойчивого роста достичь нельзя, а реализация заложенных в программе мероприятий приведет к полному развалу экономики области.

Во-первых, подходы, содержащиеся в программе, противоречат закономерностям развития мировой и российской экономики. Нам снова предлагают "особый путь", но теперь для отдельно взятой области. В то время, как весь мир идет по пути экономической интеграции, в программе четко прослеживается тенденция к изоляционизму: "Будем вести хозяйство, опираясь на собственные силы и ресурсы". Но хорошо известно, что имеющиеся ресурсы не в полной мере удовлетворяют потребности области. И в мире, и в России есть сложившаяся экономическая специализация территорий и региональное разделение труда. Наша область специализируется на товарах промышленного потребления, а в программе предлагается "приоритет развития потребительских товаров на территории области", что гораздо менее эффективно в сложившихся обстоятельствах.

Во-вторых, губернатор серьезно ошибается в выборе стратегических направлений деятельности по созданию базы для устойчивого роста экономики. При дефиците электроэнергии в области и старении энергомощностей прогнозируется скорый рост тарифов на электроэнергию в два-три раза. Но проблеме энергообеспечения и энергосбережения в программе отведено лишь несколько дежурных строк.

Нет сомнений, что одним из приоритетов должно быть развитие машиностроения. Однако на эти цели предлагается пустить инвестиционные ресурсы, отобранные у металлургии. А ведь металлургическая промышленность, остающаяся главным источником поступления денег в бюджет, отстает по уровню технологии от мировых стандартов на 20 лет. Если ее лишить инвестиций, она станет неконкурентоспособной или вообще фактически погибнет. Вместо этого разумно было бы планировать привлечение средств в машиностроение из-за пределов области.

В-третьих, губернатор, даже зная, что делать, не знает, как это делается. В программе содержится множество положений, безграмотных не только с точки зрения законов рынка, но и с позиции здравого смысла. Например, предлагается создание "компаний, способных ликвидировать зависимость области от общей конъюнктуры мирового рынка металлов". Для такого рода компаний существует всего две сферы деятельности: подрыв металлургических заводов с целью прекращения производства металла и перенос Челябинской области на другую планету. Или взять "принцип демократического коллективного управления производством". Наемные работники, менеджеры и владельцы предприятия имеют принципиально разные интересы, и их "социальная солидарность" невозможна. Лебедь, рак и щука, как известно, тащат воз в разные стороны.

Еще один пассаж: "Привлечение... денежных средств населения на инвестирование предприятий, ориентированных на производство потребительских товаров". Типичная практика социализма. Тогда же была доказана и ее неэффективность. В условиях рынка покупатель голосует за товар кошельком, и успешные компании при этом имеют средства на развитие и способны привлекать инвестиции. Очередной рецидив застойных времен: "Развитие системы гарантированного сбыта для региональных производителей". Это прямой путь к падению конкурентоспособности продукции. А теперь риторика времен перестройки: конверсия ВПК путем "увеличения объемов производства товаров народного потребления". Подобного никому и нигде в мире добиться не удалось.

Закончить же анализ экономической программы Сумина хочется еще одной цитатой: "Мы не хотим плестись в хвосте мировой экономики, постепенно отставая от развивающихся стран". Все, что нужно сделать для претворения этой декларации в жизнь, - сменить нынешнюю областную власть.

Михаил НЕКЛЮДОВ

Комментарии
Комментариев пока нет