Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Крепость истории

24.08.2005
В Челябинске строится единственное в стране современное здание краеведческого музея

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Прошлое подождет. Ему не привыкать. Долго ждало, подождет еще. Пусть оно само себя консервирует и набивает свои "склады". Да, конечно, когда-нибудь мы окажем ему свое почтение, но не сегодня.

В Челябинске строится единственное в стране современное здание краеведческого музея

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Прошлое подождет. Ему не привыкать. Долго ждало, подождет еще. Пусть оно само себя консервирует и набивает свои "склады". Да, конечно, когда-нибудь мы окажем ему свое почтение, но не сегодня. Потом...

Так, нескончаемой злобой дня, современники всегда оправдывали пренебрежение прошлым.

Еще никто не назвал сенсацией строительство нового здания краеведческого музея в Челябинске. Между тем это, безусловно, сенсация. И хороший повод поговорить о прошлом с директором музея В.И. Богдановским.

-- Владимир Иванович, сколько стоит прошлое?

-- Если в денежном выражении, то это одно...

-- В денежном выражении сначала. Так сказать, в рыночном. Речь о капиталовложениях и инвестициях в историю.

-- Губернатор области П.И. Сумин эту цифру назвал. В общей сложности строительство музея обойдется в 500 миллионов рублей. Сюда входит строительство здания, благоустройство территории, интерьеры, экспозиции. То есть это затраты к тому времени, когда в музей придет первый посетитель. Затраты серьезные. Нигде таких нет. В музее "нефтяного" города Сургута открылась дорогая экспозиция. Не так давно щедро реставрирован национальный музей Башкортостана. Но ни в Сургуте, ни в Уфе не строились новые здания. Затраты на экспозиции там, я думаю, такие же, как у нас, а общие затраты значительно меньше. Так что наша область - лидер по вложениям в историю, по ее сохранению.

-- Кстати, об окупаемости. В какой форме и когда могут окупиться эти деньги? Можно ли подсчитать рентабельность музея?

-- С одной стороны, это довольно просто. Есть схемы, по которым высчитывается рентабельность учреждения культуры, его доходы. С другой стороны, это вклад в будущее. Что даст музей городу и области? Может быть, отдача от одного-двух будущих ученых, которые могли уехать, но музей их "остановил", оправдает все расходы. Может быть, история края в числе других факторов остановит тех, кто торопится покинуть провинцию. Это та самая утечка мозгов, те самые кадры, которые решают все.

"Заглянуть в прошлое" любопытства ради - тоже дело, но мне необходимо узнать, как было "тогда", чтобы понять, как будет завтра. Искать будущее можно только в прошлом, больше негде. Надо разбежаться в прошлом, чтобы подпрыгнуть и увидеть будущее.

Некогда, очень давно, "хороший" бог арийцев Ахура-Мазда спросил Заратуштру: "На что ты решился?" И Заратуштра ответил: "При каждом поклонении огню думать лишь о Наилучшем Распорядке".

Прошло больше трех с половиной тысяч лет, а мы, подобно Заратуштре, думаем все о том же, о Наилучшем Распорядке. Из этого можно сделать пессимистический вывод о том, что Наилучший Распорядок - мечта долгая. Однако если мы, потомки Заратуштры, и через три с половиной тысячи лет не устали думать о Наилучшем Распорядке - это утешение.

-- Владимир Иванович, значит, на самом деле это вложения не в прошлое, а в будущее.

-- Да, это простая истина: без прошлого не бывает будущего.

-- Известно, что был проект областного музея на месте ткацкой фабрики. Новое здание музея поднялось на другом месте. Скажите, построено здание именно для музея или это универсальное помещение, которое можно использовать и как музей?

-- Это здание именно для музея и только для него. Главный его мотив - крепость: три башни, бойницы и т.д. Что касается экспозиций, то они расположатся во всех залах.

-- Музейные работники всегда сетовали на то, что фондохранилища забиты, многие экспонаты, в том числе уникальные, лежат мертвым грузом, портятся, теряют свою историческую ценность. А что теперь?

-- В новом здании предусмотрено фондохранилище, оборудованное по-современному, с автоматизацией хранения, а это перенос всех фондов на цифровые носители. У работников музея появится возможность быстро найти любой экспонат и опубликовать его, использовать на выставке или как-то еще. Доступ к экспонатам будет упрощен, что очень важно. Даже посетители смогут заглянуть в фонды: работая в залах, они выведут на дисплеи экспонаты, которые их интересуют и которыми располагает музей. А ученые в специальных залах с помощью хранителя получат любой экспонат.

Одно из самых трудных доказательств - доказательство того, что музей насущно необходим. Поставлю вопрос так: что важнее - плуг или балалайка? Казалось бы, плуг. Тут и спорить вроде не о чем: сначала - поесть, а потом - поиграть. Без балалайки вроде бы прожить можно, а без плуга - никак. Однако балалайка - есть! Почему?

В глубине души своей, подсознательно, мы чувствуем, что какая-то узкая тропинка вьется от плуга к балалайке, что без нее плуг был бы не так хорош, что без балалайки, может быть, плуг и вовсе не состоялся бы, но от нас ускользает доказательство той тропинки. И потому мы опасаемся вписать знак равенства между плугом и балалайкой, а тем более не решимся поставить ее над ним.

Так и история пока "недоказуема".

-- Владимир Иванович, а что, новое здание - на вырост или через какое-то время и оно станет тесноватым?

-- По экспозициям - не на вырост. Надолго. А помещения фондов через какое-то время, может быть, лет через десять, будут заполнены.

-- А что после открытия музея? Его эксплуатация уже "просматривается"?

-- Просматривается. Объемы работ в нем возрастут во много раз. В старом здании, например, нет ни одного дворника. А в новом музее дворовые площади не уступают внутренним. И плюс к тому - огромные смотровые площадки наверху. И еще дебаркадер. Эксплуатировать все это зимой, после снегопадов, - работа большая. Серьезная проблема - витражи. Площади их огромны, а расположены они на большой высоте. Мыть их надо несколько раз в год. Все это - новые заботы.

-- Надо полагать, увеличатся штаты.

-- Да, мы сейчас готовим для утверждения новое штатное расписание.

-- А оплата работников? Останется прежней?

-- Тарифная сетка! От нее никуда не уйдешь.

-- Найдете ли вы специалистов? И если найдете, то согласятся ли они у вас работать?

-- Мы надеемся на энтузиастов.

-- И сколько их?

-- Трое. Пока немного.

-- И как долго продержатся они на энтузиазме?

-- В новом здании, думаю, лет пять. Но к тому времени мы будем сами зарабатывать на жизнь.

Человек всю жизнь набирается знаний, умений, опыта, но смерть "одним махом" и в первую очередь разрушает тот улей нейронов, в котором хранится накопленная за жизнь информация. Можно подумать, что опыту предков, прошлому, истории - грош цена. Но нам не дано лицезреть то "сито", которое просеивает информацию особей и поколений. Какая-то крупа в нем остается.

История начинается с нас, с каждого прожитого года, дня и мгновения, но и то, что прожито нашими близкими и далекими предками, тоже - в нас. Известный русский философ С. Франк сказал о "я" и "мы" очень тонко. Он сказал, что своеобразие каждой личности "берется не из замкнутой и обособленной узкой сферы уединенного "я", а из духовной глубины, в которой мы слиты с другими в некоем последнем единстве". Это "последнее единство" связывает всех обитавших и обитающих на земле. Еще ни одному человеку не удалось "уйти" из человечества.

-- Теперь, Владимир Иванович, пожалуйста, о том, что собой представляет новый музей.

-- Цокольный этаж будет превращен - впервые в Челябинске - в детский музей. Здесь поселится сказка. Главный герой ее, дед Куделька, взят из сказок челябинского писателя Юрия Подкорытова. От имени Кудельки детям будет показан родной край.

-- Элементарное краеведение?

-- Да. Сказка, игра, игрушка познакомят детей с их малой родиной. Предусмотрено, что они будут не просто слушателями, что-то дети смогут сделать своими руками. Например, из глины. И взять свою поделку на память о музее.

Повзрослев, мы надеемся, дети перейдут в отдел "Мир земли", где будут показаны природа, животный и растительный мир Южного Урала. Потом, может быть, они проявят интерес к народам, которые здесь живут - в зале "Мир народов". Потом настанет черед зала "Мир истории". Мы хотим, чтобы музей воспитывал своих будущих, может быть, постоянных посетителей.

Что будет еще? Выставочный зал со сменными экспозициями. Две смотровые площадки. На одной посетители смогут осмотреть город с высокой точки и сопоставить с макетами Челябинска разных эпох. Вторая площадка обратит внимание на воздушное пространство. Здесь, возможно, будет размещен макет самолета, который впервые прилетел в город.

-- Мы привыкли к тому, что музей пассивен, стояч. А будет ли новый музей активнее?

-- Да, разумеется. Активным будет, как я уже сказал, детский музей. В других залах мы тоже прибегаем к современным технологиям. Используются эффекты света, звука, плазменные экраны, современные отделочные материалы. Но для главных наших экспонатов ничего лучше, чем витрина, не придумать. Будут и традиционные диорамы.

-- Один музей, даже и большой, наверное, неспособен охватить все музейное пространство. У него могут появиться филиалы. В свое время речь шла о музее техники. Возникала мысль о создании музея воды. Железнодорожники открывают свои музейные объекты. Таких отраслевых музеев может быть много.

-- Мы будем помогать создателям новых музеев. Для начала - предоставлять площади для показа собранных ими экспонатов. Тем самым привлекать к ним внимание, в том числе внимание инвесторов.

Академик В. Садовничий на последнем философском конгрессе сказал, что мудрость - "это способность принимать и усиливать опыт жизни предыдущих поколений". Мудрость ученые ставят на одну чашу весов, а на другую - силу. Мудрость без силы - беспомощность старости, сила без мудрости - безумие молодости. Требуется молодая старость или старая молодость.

Одним умом мудр не будешь. Мудрость - собрание умов. То есть опыт всех. А это и есть история.

-- Есть ли у Челябинска потенциал - технический, технологический, художественный, строительный, чтобы самостоятельно создать современный музей? Ведь он новичок в этом деле.

-- Новичок, это так. Но потенциал есть. Только экспозиционеров назвать некого, кроме В. Боже и А. Лушниковой. И исполнителей не хватит для новых штатов. Академия культуры готовит музееведов, но первый выпуск - через три года. Я как раз свою задачу в том и вижу, чтобы собрать коллектив музея из лучших специалистов и создать им хорошие условия для работы.

-- Но если сказать, что на музей работает весь город, это - громковато?

-- Я бы сказал: на музей работают губернатор и вся область.

-- А если приедет важный человек из столицы и, осмотрев музей, скажет, что есть, мол, более важные, более острые социальные задачи? Ведь именно под этим предлогом строительство музея откладывалось во все предыдущие годы.

-- Я думаю, если президент страны приезжал на Аркаим и остался им доволен, то он "поймет" и строительство музея.

Горе той стране, сыны и дочери которой в своей гордыне возомнят себя умнее отцов и детей. Если сыновья и дочери скажут: "Наши отцы - дураки, а матери - дурочки", их, безусловно, ждет та же участь. Плохо оказаться в стране дураков, даже и временно.

История, она родная, - отцовская, дедовская, прадедовская и так далее. Конечно, у каждого своя история, и все они очень разные. Хорошо бы из всех "субъективных" историй сделать одну, "объективную", но это редко кому удавалось.

В жизни много такого, что невозможно, но к чему все-таки надо стремиться.

-- Владимир Иванович, мы должны знать создателей краеведческого музея.

-- Список длинный. Автор проекта - архитектор С. Якобюк. Заказчик - фирма "Челябстройзаказчик", директор Б. Слизко. Генподрядчик - фирма "Диско-плюс", директор И. Духин. Что касается экспозиций, то их концепция и идеология принадлежат В. Боже, С. Боталову, К. Шишову, А. Лушниковой.

Исполняют экспозиции челябинские архитекторы и художники. Уже готовы рабочие проекты детского музея. Его пространство организовали архитектор М. Словцова и А. Лушникова.

Сказочный мир предстанет в шамоте, глине, гипсе, фарфоре в исполнении художников Б. Тряпицына, Е. Щетинкиной, А. Волкова, А. Точилкина, Э. Шарафутдиновой. Эти и другие художники будут оформлять следующие залы, до которых еще не дошла очередь.

-- А когда музей будет открыт?

-- По плану - в ноябре. Сразу после строителей мы начнем ставить экспозиции. Некоторые из них будем готовить на старой площадке, чтобы быстро перенести в новое здание.

-- Желаю успеха.

БОГДАНОВСКИЙ Владимир Иванович фотохудожник, издатель, руководитель творческого объединения "Каменный пояс", директор областного краеведческого музея. Автор книг-фотоальбомов "Ландшафты Южного Урала", "Южный Урал. Времена года". Автор проектов и составитель фотоальбомов "Челябинская область", "Челябинск-2000", "Челябинская область в фотографиях", один из руководителей творческих групп создателей энциклопедий Челябинска и Челябинской области. Организатор и участник более 200 фотовыставок, автор нескольких международных выставочных проектов, реализованных в США, Германии, Швейцарии, Дании, Чехии и России.

Нет, речь не о том, чтобы умиляться своей истории, гордиться ею. В ней есть все: и то, чем гордиться, и то, чего стыдиться. Речь о том, чтобы принимать ее такой, какая она есть, и такой ее любить. Не иначе, как мы принимаем и любим свою мать, своего отца.

Комментарии
Комментариев пока нет