Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Боль Мукдена

08.09.2005
Письмо и воспоминания читателя затронули больную тему

В редакцию пришло письмо от челябинца Игоря Кирсанова в качестве отклика на материал "Крестный путь Побыванца" ("ЧР" от 14. 07. 2005 г.). В заметке рассказывалось о командире легендарного Мокшанского полка, воины которого проявили героизм в русско-японской войне 1904-1905 годов под городом Мукденом.

Письмо и воспоминания читателя затронули больную тему

В редакцию пришло письмо от челябинца Игоря Кирсанова в качестве отклика на материал "Крестный путь Побыванца" ("ЧР" от 14. 07. 2005 г.). В заметке рассказывалось о командире легендарного Мокшанского полка, воины которого проявили героизм в русско-японской войне 1904-1905 годов под городом Мукденом. В этом сражении полковник был тяжело ранен. Затем умер и похоронен в Маньчжурии, откуда его останки сослуживцы перевезли в Златоуст, но захоронение не сохранилось. Нынче на символической могиле Петра Побыванца возле заново строящейся Свято-Симеоновской церкви представители екатеринбургского военно-исторического клуба "Горный щит", златоустовские историки и краеведы поставили памятный деревянный крест.

"Статья Валерия Еремина "Крестный путь Побыванца", - пишет Игорь Васильевич, - заставила меня вздрогнуть. Захотелось крикнуть: "Люди, что же с нами делается!!!" Такие чувства вызвали слова публикации: "Прошедшее столетие стерло с лица земли и могилу полковника, и Симеоновскую церковь:", " : на символической могиле:", " : прихожане вынуждены были перенести крест в храм, опасаясь кражи:". И это в сердце России, на исконно русской земле!"

Самурайский принцип

Автор письма сообщил о себе, что он родился в русской эмигрантской семье в Китае, юношеские годы провел в Мукдене. Он заботился о порядке на кладбищах, где захоронены русские и советские солдаты. Участвовал в перезахоронениях. Письмо, пронизанное чувством патриотизма, вызвало интерес. И вот мы беседуем с Игорем Кирсановым у него дома.

-- Я сын офицера Белой армии, который вместе с другими идейными противниками советского строя эмигрировал в Китай. Там я родился. Русская колония в Харбине, где жил с родителями, насчитывала до 70 тысяч человек. В Мукдене окончил реальное училище и потом работал водителем. В юношестве был членом Национальной организации русских разведчиков - молодежной организации, возникшей еще в дореволюционной России и похожей на западное движение скаутов. Она объединяла тогда юных патриотов из числа детей русских эмигрантов. В одну из священных обязанностей разведчиков входил уход за захоронениями русских воинов. Эти захоронения, несмотря на многочисленные трудности тех времен, содержались в идеальном порядке. Таких кладбищ в северо-восточном Китае было три: в Порт-Артуре, около железнодорожной станции Шахэ, известной в русской литературе как Путиловская сопка, и в Мукдене (ныне Шеньяне).

-- Надо отдать должное нашим тогдашним врагам японцам, - продолжает Игорь Васильевич. - Они с одинаковым почтением относились как к своим погибшим воинам, так и к вражеским. Священный принцип самурайского духа "бусидо" гласит: любой солдат, погибший за свою Родину, - герой!

В середине Великой Отечественной войны (период напряженных отношений с СССР) японские власти, оккупировавшие Маньчжурию с 1932 года, строили автостраду для военных целей от города Дашичао на город Дальний, которая должна была пройти по территории русского кладбища у станции Шахэ. Японцы приостановили работы (это в военное-то время, действительно, Восток своеобразен!) и приняли решение перезахоронить останки русских на Мукденском кладбище. Была привлечена значительная рабочая сила в виде китайских подрядчиков. Японская администрация позаботилась о транспорте и инструментах. А организация процесса была поручена русской общине и ее духовенству. Останки в больших урнах были перевезены за 100 километров и погребены вокруг храма святого Александра Невского. Этот храм возведен в форме богатырского шлема на православном кладбище в память о 90 тысячах наших соотечественников, погибших в ходе русско-японской войны. И в последующем на этом месте, являвшемся собственностью Российской империи, хоронили бывших граждан России без различия веры и национальности: все считались "русскими". Так было до 1956 года - до полного исхода из Китая в СССР и другие страны русской колонии.

Послевоенное расширение

-- В конце второй мировой войны я служил переводчиком при советской комендатуре в Мукдене, - повествует Игорь Кирсанов. - Комендант гвардии генерал-майор Ковтун-Станкевич, узнав, что в городе есть русское военное кладбище, с большим трепетом осмотрел его, дал команду расширить и только здесь хоронить погибших и умерших от ран военнослужащих Красной армии. К кладбищу прирезали участок, равный прежнему, обнесли капитальным забором. Над входом сделали надпись: "Собственность Союза Советских Социалистических Республик". Сохранили домик настоятеля храма и дьякона. "Старое" кладбище органично вошло в общую территорию комплекса и считалось историческим наследием. Так было!

Нынешнее разорение

Игорь Кирсанов вернулся на историческую Родину в 1954 году. Работал на целине водителем. Потом переводчиком на строительстве, где использовались китайские рабочие. Учился. Много лет был руководителем монтажной организации, располагавшейся в Челябинске. Выйдя на пенсию, работал старшим советником при торговой компании из Поднебесной и преподавал китайский язык в ЧелГу. Довелось ему съездить в Китай, в город, где прошли его детство и молодые годы.

-- Спустя почти 50 лет, - рассказывает Игорь Васильевич, - я снова ступил на землю, где покоятся (покоились) многие россияне, в том числе и мой отец. Что же я увидел? У входа на кладбище нет и напоминания на принадлежность этой территории СССР или России. Вывеска гласит: "Кладбище советских воинов - объект Управления культуры города Шеньян провинции Ляонин". О наличии кладбища 1905 года и храма ни слова.

За забором, среди современных строений я разглядел купол бывшего храма без креста, от которого остался лишь покосившийся шпиль. А вся территория этого исторического места застроена и закатана в асфальт.

Трудно передать мое тягостное настроение в те минуты. О своем потрясении я рассказал консулу РФ в Шеньяне А.В. Лазыкину. Он, разделяя мою боль, сообщил, что во время "культурной революции" здесь почти 20 лет не было советских дипломатических и внешнеторговых организаций: некому было позаботиться о православном погосте. А на письменные и устные обращения к китайским властям с просьбой сохранить старое кладбище получали "вежливый ответ" в том духе, что оборотитесь на себя, посмотрите, что сделано с церквями и памятниками на кладбищах в самом Союзе, с захоронениями иностранных граждан. А мы, дескать, много лет учились у вас, "старших братьев". Цинично, но во многом справедливо.

На кладбище я спросил у смотрителя, пожилого китайца, бывают ли здесь русские. "Только на ваши праздники приезжают товарищи из консульства, делают уборку, возлагают цветы". "Ну, а туристы, предприниматели, торговцы?" "Таких не видел", - последовал ответ.

С тяжелыми мыслями уезжал я из города, где прошла моя юность. Не знаю, почему, но чувство вины и причастности к этому греху не покидает меня с тех пор:

Справедливости ради:

Владимир Толкач, художник, краевед, писатель из Златоуста:

-- Есть в нашем городе историческое кладбище, называемое Березовой рощей. Оно не просто запущено - цинично заброшено. Превратилось в пустырь с кучей беспорядочно лежащих памятников и надгробий, многие из которых имеют художественную ценность. А ведь тут покоятся останки именитых предков, людей, созидавших славу Златоусту. В том числе мастеров граверного дела. Я уж не говорю о той части кладбища, где хоронили немецких умельцев, у которых златоустовцы учились украшать холодное оружие: тут все поросло полынью. Нет у нас благодарной памяти ни к сородичам, ни к людям, покинувшим родные края для процветания чужбины. Никто не думает восстанавливать и кладбищенскую церковь. Справедливости ради следует сказать, что должного ухода за историческими кладбищами нет и в других городах области. Горько и печально. И не только нам, но и потомкам иностранных граждан, захороненных на территории Южного Урала: большинство могил стерто с лица земли.

Материал подготовил Валерий ЕРЕМИН

Комментарии
Комментариев пока нет