Новости

Подарок 16-летнему Данилу вручили в приемной Президента РФ.

Ребенку удалось спастись от извращенцев в продуктовом магазине.

Южноуральцы с ограниченными возможностями здоровья получили возможность заниматься пара-каратэ в специализированном центре.

В 2016 году в регионах дислокации войск Центрального военного округа по военной ипотеке куплено 5,6 тысяч квартир.

Активисты хотят организовать пеший маршрут в Челябинском областном бору.

«Хвостатики» найдут приют в здании бывшего свинарника.

160 объектов приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями.

У жителя Ливенского района при обыске обнаружен ствол пулемета МГ-34.

У него изъято 15 килограммов синтетического наркотика.

Трагедия случилась во время движения автобуса.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Опасная маршрутка

20.09.2005
"Челябинский рабочий" проводит собственное расследование

Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск

Очередь отчаяния
Мрачный мужчина в кабинете экспертизы напряжен до предела.
- Да не пил я! Вчера вечером только пиво, - едва не срывается он на крик.
Но даже я отмечаю красные глаза, излишнее возбуждение, неверные движения, сбивчивую речь - признаки опьянения, которые врач наметанным глазом видит с порога. По кабинету разливается аромат ментола, которым водитель пытался нейтрализовать перегар.
Эксперт подводит клиента к аппарату, надевает новый мундштук на трубку: "Дуйте!"
Мужчина набирает полные легкие воздуха, но в аппарат выдыхает лишь чуть-чуть.

"Челябинский рабочий" проводит собственное расследование

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

Очередь отчаяния

Мрачный мужчина в кабинете экспертизы напряжен до предела.

-- Да не пил я! Вчера вечером только пиво, - едва не срывается он на крик.

Но даже я отмечаю красные глаза, излишнее возбуждение, неверные движения, сбивчивую речь - признаки опьянения, которые врач наметанным глазом видит с порога. По кабинету разливается аромат ментола, которым водитель пытался нейтрализовать перегар.

Эксперт подводит клиента к аппарату, надевает новый мундштук на трубку: "Дуйте!"

Мужчина набирает полные легкие воздуха, но в аппарат выдыхает лишь чуть-чуть. Доктор терпеливо ждет, а его пациент продолжает ломать комедию, в третий-четвертый раз прерывая выдох. У него появляется надежда.

-- Я же дую! - нахально кричит он врачу.

Эксперт, пожимая плечами, молча достает из стола крошечный английский прибор "Lion". После первого же прерванного выдоха тот издает возмущенный свистящий звук.

-- Наш отечественный анализатор обмануть трудно, но можно, - комментирует заместитель главного врача по экспертизе областной наркологической больницы Михаил Денисламов, - а вот английский аппарат - даже пробовать бесполезно. Помню только два случая, когда он не выдержал и отключился: концентрация выделяемых нашим пациентом паров была больше 4 промилле. А у "Леона" это вся диагностическая шкала, с точки зрения англичан, - это труп.

Но челябинский живой труп, даже едва держась на ногах, уверяет: "Пил только яблочный сок!"

Однако пациент на приеме сник, тем более что в кабинет входит инспектор ГАИ:

-- Ну, что там с водителем маршрутки?

Мы с врачом переглядываемся: мужчина представился частником на личном автомобиле. Ни о какой путевке на перевозку пассажиров не было и речи.

Теперь на него просто больно смотреть: взрослого крепкого мужика колотит, он едва сдерживает слезы. Ведь теперь он на два года лишится водительских прав и потеряет работу. В его путевом листе нет печати о предрейсовом осмотре врачом. Но жалеть и выслушивать объяснения доктору некогда - перед кабинетом экспертизы топчется угрюмая очередь.

30-летний парень как-то неестественно заторможен, весь погружен в себя. "Трезв" - дает заключение АКПЕ (анализатор концентрации паров этанола). Эксперт осматривает глаза - теперь я тоже вижу крошечные, слившиеся в точку зрачки. Парня просят закатать рукава, но на венах нет наркоманской "дорожки" от иглы. Тогда его отправляют в лабораторию сдавать анализы.

Стремительно движется очередь. В ней молодые, крепкие, самоуверенные мужчины. Перед кабинетом они еще держатся развязно, пытаются куда-то звонить. После экспертизы выходят тихими и поникшими.

-- Неужели у вас не бывает трезвых? К вам не привозят по ошибке? - в ужасе спрашиваю врачей.

-- Практически нет, - грустно констатируют они. - В 98 процентах случаев освидетельствование подтверждает алкогольное или наркотическое опьянение.

Кстати, а что же с тем 30-летним парнем, в котором заподозрили наркомана?

-- Да он уже полтора часа не может сдать мочу, - смеется эксперт, - графин воды выпил. Он ведь тоже водитель маршрутки, все надеется обмануть нас.

"Взяток не берем!"

Врачи клинико-экспертного отделения больницы не называют своих имен, наотрез отказываются фотографироваться. Они и так работают в невыносимых условиях. По нормативам каждый должен принимать за время дежурства 13 пациентов, а их нередко до 100 человек за одну ночь. Да каких! Практически каждый угрожает эксперту или обещает взятку, умоляет или пытается обмануть всеми возможными и невозможными способами. Наркоманы со стажем, например, постоянно носят в кармане презерватив с чужой мочой для анализа. Вот и 30-летний водитель маршрутки, задержанный под кайфом, второй час мается, придумывая, как бы не сдавать анализ, после которого он лишится и прав, и работы. Невдомек ему, что специалист сразу видит все его ухищрения. Кроме того, в приемном покое, кабинетах, даже туалете вынуждены были установить видеонаблюдение, чтобы обезопасить врача.

-- Нас опускают ниже уровня городской канализации. Большинство уверено: за деньги можно сделать все! - говорит заместитель главного врача по экспертизе Михаил Денисламов. - Тогда б я не жил на северо-востоке и не работал бы здесь 23 года.

Михаил Михайлович - опытнейший специалист, врач высшей категории, лауреат губернаторской премии - имеет оклад 1900 рублей. И эксперты его, все опытные врачи, с высшей категорией и немалым стажем, получают по 2500, крутясь в бешеном темпе, не имея даже возможности присесть за всю ночь. А как иначе, если за ночь накануне нашего визита было проведено 76 экспертиз.

Кроме того, врачи вынуждены ходить по судам, причем в свои выходные, после суточных дежурств. Они с ужасом вспоминают, что творилось после введения нового административного кодекса: за полгода их 170 раз вызывали в суд, где бывшие клиенты пытались доказать, что никакого опьянения у них не было. Только что Михаил Михайлович выступал свидетелем на процессе такого вот "белого и пушистого" водителя, задержанного в ходе рейда ГАИ 22 февраля. На суде адвокат юноши уверял, что тот пил только яблочный сок, а экспертиза проведена неверно.

Но не повезло парню: оказалось, Михаил Денисламов сам ее проводил, хуже того, помнит, в каком состоянии привезли "любителя сока".

Впрочем, за все время существования химико-токсикологической лаборатории больницы ни одно ее заключение не было отменено судом, какие бы адвокаты в нем ни участвовали.

Попробуй обмани

Остановленные гаишниками водители наивно полагают, что будут дуть в трубочку, определяющую алкоголь.

-- Ну нет у нас давно индикаторных трубок, - разводят руками врачи. - Это позавчерашний день.

Нина Матвеевна Ивашкова, старший фельдшер экспертного отдела больницы, с гордостью ведет нас в химико-токсикологическую лабораторию. Она работает здесь с ее открытия вот уже 20 лет.

-- Предварительные методы освидетельствования вы уже видели, а мы подтверждаем их бесспорными анализами мочи и крови. В случаях аварий они обязательны.

Более 5 миллионов рублей было выделено на современное оснащение этой уникальной лаборатории, лучшей в области. Да и в России по своему великолепному оборудованию она не уступает столичным, выполняя весь спектр исследований.

Основополагающим является осмотр врача. Точный и окончательный метод - газовой хромо-графии. Этот американский аппарат с компьютером безошибочно идентифицирует более 5000 веществ в организме. С помощью приставки к нему можно определить содержание одурманивающих веществ даже в волосах и ногтях спустя три месяца после их приема.

Недаром же медики всей области обращаются к специалистам этой лаборатории с неразрешимыми проблемами. В больнице Магнитогорска умирал мальчик, диагноз ему поставить удалось только здесь. В крови курсанта военного училища обнаружили наркосодержащее вещество - оказалось, он просто любил булочки с маком. Другой заподозренный в наркомании человек лечился кодеином. Но все-таки главная задача лаборатории - экспертное освидетельствование на алкоголь и наркотики. И вот здесь от увиденного просто впадаешь в транс.

-- Да, после выходных приходится делать и по 150 анализов, - подтверждают лаборанты.

Это значит, за один уик-энд в Челябинске задержаны 150 пьяных водителей и наркоманов за рулем. А сколько их не поймано?.. И число их растет год от года.

Владимир ГОРБАЧ, главный врач областной наркологической больницы, главный нарколог УрФО:

-- Наша больница - единственная в Челябинске, где проводится освидетельствование водителей и на алкоголь, и наркотики, и на другие психоактивные вещества. И поток этот валит и валит. Нагрузки на врачей все растут. Меж тем Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" никто не отменял. В его статьях 20 и 23 четко сказано о необходимости проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. Даже водители маршруток сплошь и рядом ездят без допуска врача. В нашем гараже уже лет восемь нет пьяниц, именно потому, что не оплачиваем путевку без двойного медицинского контроля: перед рейсом и после окончания рабочего дня. Юридические лица и индивидуальные предприниматели не должны получать лицензию на перевозку пассажиров без таких медосмотров. Как их организовать? Не вижу проблем: заключить договор с любым лечебным учреждением, имеющим лицензию (они работают круглосуточно), или содержать собственного медика (обучают их наши врачи-наркологи). Это необходимо еще и потому, что растет число больных людей, среди них многие и не подозревают о тяжести своего заболевания. Так что с водителем за рулем может случиться эпилептический припадок, гипертонический криз, инфаркт. Что тогда ждет его пассажиров?

Нецивилизованный транспорт

Мы специально опросили нескольких водителей на предмет медосмотра перед рейсом. И вот что услышали:

-- Не каркай, нарвемся на ментов! А у нас врач в отпуске.

-- Фельдшер работает с семи утра. А я - в пять уже на линии.

-- А как же! У меня в путевках штемпель на неделю вперед проставлен.

Между прочим, 30-летний водитель маршрутки, с которым мы познакомились в кабинете экспертизы, тоже имел в путевке штамп предрейсового осмотра. Но сделанный в лаборатории анализ подтвердил наличие немалой дозы героина.

-- Встретил в обед давнюю подружку и укололись, - буркнул парень.

-- Раньше такого сразу бы положили к нам в стационар, поставили на учет, - говорит Михаил Денисламов. - Но в 1992 году вышел закон "О психиатрии", который трактует это как нарушение врачебной тайны. В результате в 2000 году у нас были задержаны 23 водителя-наркомана, в 2002-м - 46, а в 2004-м уже 175.

Хуже того, появились постоянные кадры, которых эксперты знают в лицо. Одного наркомана гаишники привозили сюда уже раз 20. Конечно, водительских прав его давно лишили, но это ничуть не мешает ему, уколовшись, вновь и вновь садиться за руль.

Кроме того, полный медосмотр любой водитель проходит лишь раз в пять лет. За это время сколько раз он может стать наркоманом?..

Владимир КАТАЙЦЕВ, заместитель начальника управления Росавтонадзора по Челябинской области:

-- Сегодня ни один перевозчик не получит лицензии без обеспечения предрейсовых осмотров водителей. Но это мало что дает. По закону мы имеем право проверки одной фирмы лишь раз в два года. В прошлом году в Челябинске по итогам таких проверок приостановлены три лицензии, в этом году - одна. Почему так мало? Это решает суд, и вот вам последний случай. Наши сотрудники выявили вопиющие нарушения в организации ремонта автомобилей, режима труда и отдыха водителей. На хозяина-предпринимателя было заведено судебное дело. Знаете, какое решение принял судья? Он счел все нарушения незначительными и вынес устное замечание предпринимателю. Вот и все! А максимальный штраф за лицензионные нарушения - 3000 рублей. Что тут сделаешь? Мы - лишь орган исполнительной власти. Кстати, знаете, сколько человек в Росавтонадзоре занимается автомобильным транспортом всей Челябинской области? Девять!

Добавим к этому, что ни одна из проверяющих и контролирующих организаций, в том числе ГАИ, не ведет отдельной статистики нарушений и дорожно-транспортных происшествий по маршруткам. Зато мы видим их сплошь и рядом.

...Я возвращалась в редакцию. Лил дождь, возле остановки рядом со мной тормозили "Газели". Но я упрямо ждала троллейбус. Сесть в маршрутку после всего увиденного так и не решилась.

Врач после рейса

Что же это получается? 1200 челябинских маршрутных такси перевозят пассажиров, и все они, без исключения, опасные?

-- В 99 процентах нарушений все и вся винят водителя маршрутки. На самом же деле он оказывается виноват в одном случае из тридцати. Все остальное зависит от того, как организован процесс работы со стороны хозяина-перевозчика, - "утешил" меня заместитель начальника Росавтонадзора.

Чтобы убедиться в этом на практике, мы отправились в гости в ООО "Эдельвейс", работающее на маршрутном рынке третий год. 40 его машин обслуживают весьма напряженные маршруты N 50, 18 и 88 трех районов Челябинска от северо-востока до северо-запада.

На территории парка по Свердловскому тракту в полдень мы обнаружили только диспетчера:

-- Бригады медиков и диспетчеров у нас работают круглосуточно. Чтобы встретиться с водителями и руководителями, приезжайте к шести утра.

Все 80 водителей фирмы выходят в рейс в одно и то же время, пройдя строгий медицинский контроль. В жесткости его мы убедились, просмотрев специальный журнал водителей, отстраненных от рейсов. Кстати, сюда попадают не только те, кто принял на грудь или вышел на работу с похмелья. Врач может отстранить от работы человека с повышенным давлением, температурой, за переработки и т.д.

Вечером водитель обязан вернуться в гараж и пройти послерейсовый медосмотр.

-- Получается, даже после работы нельзя расслабиться, выпить пивка? Не учитываете человеческий фактор!

-- Как раз учитываем! - жестко парировал заместитель директора фирмы Дмитрий Шледевиц. - Поставил машину в гараж - тогда "расслабляйся". Если водитель попадает на "трубку" - увольняем немедленно без всяких разборов и предупреждений. Так что выпить на линии у нас абсолютно исключено, как и бросить машину у своего дома или на стоянке - она должна стоять в гараже фирмы.

-- Но ведь вы таким образом проигрываете в деньгах?

-- Наш коллектив - это в основном люди, которые работали в транспортных предприятиях постсоветского пространства. Требования безопасности для них - не пустой звук. Собственное спокойствие важнее денег любой ценой.

-- Дмитрий Давидович, а зачем руководители вашего предприятия приходят на работу к шести утра?

-- Порядок медосмотра давно нужно менять. Сегодня у врача всего два заключения: "пьян" или "трезв" (раньше было пять), но сколько всего между ними... Он просит водителей закатать рукава - смотрит проколы на венах. Но и этого недостаточно. Я выхожу перед рейсом, чтобы посмотреть каждому водителю в глаза. Тогда я спокоен и за него, и за его пассажиров.

Рецепты безопасности от "Эдельвейса", наверное, ни для одного предпринимателя не секрет. И называются немодным сегодня словом "порядок". Если обеспечить его не могут владельцы маршруток, значит, сделать это должна местная власть. Иначе редкий день мы не будем вздрагивать от очередного сообщения СМИ: перевернулась маршрутка, погибли два человека, пострадали - семь.

Редкий выпуск новостей обходится без сообщения об "опасной маршрутке". Водители эвакуаторов свидетельствуют: ни одна смена не проходит без того, чтоб не увозили на штрафную стоянку пассажирскую "Газель". Специалисты пожимают плечами: у маршрутных такси нет будущего - ни в одной стране Европы такого транспорта не существует. Но мы, несмотря ни на что, упрямо выбираем маршрутки, отдавая им предпочтение перед любым общественным транспортом. Да и как иначе, когда преимущества их очевидны: скорость, мобильность даже в дорожных пробках, кроме того, они добираются туда, куда не доходят не только трамваи, троллейбусы, но и автобусы. А если есть спрос...

Маршрутки появились в Челябинске только в 2001 году, а на сегодня в Росавтонадзоре пролицензировано более 1200 машин. Это значит, каждый день по 100 маршрутам города стремительно мчатся более тысячи "Газелей" с пассажирами. Цель их водителей единственная: деньги заработать, как можно больше. Отсюда и масса всевозможных нарушений.

ГАИ задержано водителей в состоянии наркотического одурманивания :

за 6 месяцев

2004 года 77

за 6 месяцев

2005 года 251

в состоянии алкогольного опьянения

6 месяцев

2004 года 3234

6 месяцев

2005 года 4348.

Комментарии
Комментариев пока нет