Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александр КАЛЯГИН: "Жизнь - удивительный партнер"

21.09.2005

Нам говорили: зря вы затеяли "Прямую линию", Калягин такой непредсказуемый, он такой капризный, от него всего можно ожидать. Но мы решили: ожидать. В назначенный час дежурили у телефона в театре драмы. Свой рабочий стол и кабинет на это время "уступил" худрук театра Владимир Гурфинкель со словами: "Если бы речь шла о ком-то другом, послал бы я вас, простите, куда подальше, но это Калягин". Понятно: Калягин не только знаменитый актер и режиссер, глава театра "Et Cetera", незаурядная личность, он - председатель Союза театральных деятелей России, то есть "начальник" всех, кто трудится в этой сфере искусства.

Нам говорили: зря вы затеяли "Прямую линию", Калягин такой непредсказуемый, он такой капризный, от него всего можно ожидать. Но мы решили: ожидать. В назначенный час дежурили у телефона в театре драмы. Свой рабочий стол и кабинет на это время "уступил" худрук театра Владимир Гурфинкель со словами: "Если бы речь шла о ком-то другом, послал бы я вас, простите, куда подальше, но это Калягин". Понятно: Калягин не только знаменитый актер и режиссер, глава театра "Et Cetera", незаурядная личность, он - председатель Союза театральных деятелей России, то есть "начальник" всех, кто трудится в этой сфере искусства. Его приезда в Челябинск ждали не только зрители, но и коллеги. Местное отделение СТД может лишиться крыши, остаться без помещения. Просили заступиться, помочь. И об этом, насколько известно, тоже шла речь на встрече у губернатора, после которой мы ждали Калягина для прямого общения с нашими читателями. Наш фотокорреспондент примчался прямо из "Белого дома", где, по протоколу, репортерам разрешили присутствовать всего несколько минут, а потом два лидера уединились для конфиденциального разговора. Они обменялись книгами: Петр Иванович подарил другу области книгу о нашем крае, актер - альбом "Александр Калягин", изданный к его 60-летию. Такой же альбом и памятную медаль в честь 10-летия "Et Cetera" Александр Александрович презентовал нашему министру культуры Владимиру Макарову с автографом: "Прекрасному человеку:"

Пока ждали прихода Калягина, я листала альбом. Редкие семейные снимки. Отец, которого не стало, едва Саше исполнился месяц. Мать, поднявшая его на ноги. "В семь лет мне захотелось иметь свой домашний театр. Мама привезла столяра, который по моим указаниям сделал настоящий маленький театрик с кулисами, порталом, сценой". Вот дочка Ксения и первая жена Татьяна, тоже актриса, которая рано умерла, причем почти в одно время с матерью Александра. Невосполнимая потеря: "А потом встретил свою вторую жену, Евгению Глушенко, и это один из самых больших подарков судьбы". Снимки, где он и его семья выглядят счастливыми. Их с Евгенией сын Денис, повзрослевшая дочка. А какие уникальные кадры из прошлого! Молодые Калягин и Михалков на съемке "Рабы любви". "Мы встретились в какой-то правильный момент, начинающими, нащупывающими свой путь". В театральных коридорах со своим кумиром Анатолием Эфросом. На фоне камчатских скал: одна из многочисленных гастрольных поездок. А вот репетиции во МХАТе. Анастасия Вертинская, Олег Борисов, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Петр Щербаков, Евстигнеев, Смоктуновский. Они тоже были его партнерами. Иных уж нет: На первом плане - обожаемый учитель Олег Ефремов, которого, увы, тоже уже нет. "Ушел, может быть, последний Человек, для которого Театр был всем: семьей, домом, женой, любовницей. Он воспринимал жизнь только через театр".

:Калягин задерживался, а люди звонили. Не надеясь до-звониться позже, диктовали свои вопросы, чтобы мы потом переадресовали их Сан Санычу. Наконец он пришел в сопровождении театрального продюсера Давида Смелянского. Подсел к чайному столику, окинул взглядом пирожные и пряники, вздохнул. "Есть хочется, худеть хочется" - так говорил его герой в "Рабе любви". Поиграл глазами и бровями (совсем как "тетушка Чарлея"), смутив меня мимолетным комплиментом.

-- Ну, что тут за интерактивное общение у вас? Давайте попробуем.

"Не терплю прессинга"

-- Звонит Лариса Саак. Не обидно, что лучшие свои роли вы сыграли в годы застоя?

-- Как-то я и сам подумал об этом. И больно стало. Потом успокоил себя: я ведь не знал, что это был застой. Мы жили, работали. По-моему, судьбу художника нельзя делить на "до" и "после".

-- Становились ли проблемы ваших героев близкими лично для вас?

-- Всегда чисто по-человечески думаешь о той теме, которая заложена в фактуру материала. Скажем, Чичиков - вроде бы известная классическая роль. Но что такое чичиковщина? На какой почве появился в России такой комбинатор? И почему он, человек умный, деятельный, применяет свои способности в таком странном направлении? А Эзоп в одноименном фильме? Философская роль, которая прямо-таки мучает вопросами: можно ли так жить, что нужно сделать? После этого и на современные проблемы смотришь по-другому. По выражению Маркса, самая развитая нация та, которая имеет больше возможностей для самоусовершенствования. А если свободное время уходит на добывание денег? В фильме "Прохиндиада, или Бег на месте" лучшими считаю финальные кадры. Престижный "Мерседес", которым, наконец, овладел герой картины, мчится по дороге без водителя. Он поглотил своего хозяина, растворил его, уничтожил. Прохиндиада будет до тех пор жива, пока нам чего-то недостает.

-- Приходилось ли вам идти на компромиссы?

-- Возможно. Хотя я человек, не привыкший идти у кого-то на поводу. Больше всего в искусстве не люблю, когда меня зажимают. Не терплю прессинга. Хотя понимаю, что актеру нужна жесткая режиссерская рука. Одно другому не противоречит. Свобода творчества - это свобода подчиняться кому-нибудь. Свободно подчиняться! Как в хорошей семье, когда муж свободно подчиняется жене, а жена - мужу.

-- Спасибо огромное.

-- Это Вячеслав Данин. Меня разочаровала ваша подпись в числе прочих, написавших открытое письмо против Ходорковского.

-- Я это сделал осознанно, меня никто не принуждал. Дело не в Ходорковском, а в том ужасе, который я и мои коллеги, друзья испытали, пройдя через ельцинское десятилетие, когда беззаконие правило бал. Претензий лично к Ходорковскому у меня нет. Но когда-нибудь надо начинать разговаривать по существу. Если есть налоговые претензии, надо платить налоги, как это делают законопослушные граждане. Американцы при упоминании о налоговой инспекции просто дрожат. Знают, что если что-то нарушил - это пожизненная печать. У нас почему-то все в область политики переходит, что, с моей точки зрения, неверно. Один известный человек, который тоже подписался под этим письмом, сказал: "Я могу отозвать подпись, только пусть мне вразумительно объяснят, как за два года можно получить столько миллиардов долларов". Я согласен с ним и тоже при таком варианте готов отозвать свою подпись.

Театр и кино: время перемен

-- Александр Александрович, это Валентина Васильевна Качурина, актриса драматического театра, где вы в данный момент находитесь.

-- Спасибо, что приютили нас в своем доме.

-- Я очень переживаю за бедственное положение всей культуры. Слушала доклад министра культуры России Соколова на заседании правительства. Никаких обнадеживающих цифр. Президент говорил про учителей и врачей, а про нас - ничего. Хорошо, челябинский губернатор дал гранты театру драмы и нескольким большим коллективам. Другие же театры просто бедствуют. Как жить, как растить детей, оплачивать жилье, если актеры по две тысячи в месяц получают! У меня, народной артистки РФ, зарплата три тысячи. Это же не деньги по нынешним временам! Может, в московских театрах по-другому, но мы-то тут нищенствуем. Вы там, в верхах, скажите об этом.

-- Валентина Васильевна, я абсолютно с вами согласен и об этой ситуации знаю. То, о чем вы говорите, сильно ранит душу. Пока могу вам доложить, что в начале 2006 года будет у нас форум "Театр: время перемен", его организует СТД. И мы поднимем вопрос о существенных прибавках театральным актерам.

-- Вы во всеуслышание скажите, сколько получает артист. Потому что все стесняются.

-- Все всё знают!

-- Нет, люди этого не знают. И когда озвучиваешь, все приходят в шок: "Как вы живете?!"

-- Еще раз говорю: все всё знают. У них, власть предержащих, на это один ответ: "Много театров размножилось. Сократите, и за счет этого можно поднять зарплату". Чушь, грубо говоря, нам просто вешают лапшу на уши. На самом деле этого не случится, потому что средства за счет сокращенных театров уйдут совсем в другой бюджет, можно не сомневаться.

-- Посоветуйте сократить чиновников, может, тогда у нас появятся деньги.

-- Вы абсолютно правы. И спасибо, что еще раз говорите мне об этой больной теме.

-- Спасибо и вам.

-- Ксения Полушкина звонит. У меня такой вопрос: интересует ли вас современное кино? Почему редко снимаетесь?

-- Отвечу коротко: пока не интересует. Оно еще не вышло из кризиса. Даже если некоторые российские фильмы собирают полный зал, это еще не показатель, не признание достоинств отдельного кино, а тем более всего отечественного кинематографа. Количество пока не переросло в качество. Да, мне предлагают сценарии, но нет того, что мне хотелось бы. Многих так "отшил" от себя, что уже и не предлагают, боятся.

-- А в телесериалах? Вы же сыграли в "Бедной Насте"!

-- И все, хватит. Вляпался, как говорится. Хотя, с точки зрения опыта, не жалею. Это были первые российские телесериалы. Мне интересно было увидеть, как мы осваиваем американский стиль. Каждый день снималось по три-четыре сцены, о качестве создатели мало задумывались. Все время появлялись какие-то новые люди из числа сценаристов, режиссеров, продюсеров. У каждого свой взгляд, своя концепция. Если у актера нет якоря внутри, то можно "поплыть". Молодежь и плавает, так как не сориентирована в этом процессе. Но всякий опыт хорош, даже отрицательный.

Зовут даже в Конго

-- Вопрос от Зои Васильевны Ходыревой. Нет ли у вас желания вернуться к какой-то уже сыгранной роли, чтобы "отредактировать" ее?

-- Я в каждую роль вкладываю сердце, ум, душу. Знаю, что я сильный актер и выдающаяся личность: Ничего, что я так о себе говорю?

-- Наверное, это ваше право.

-- Ой, ладно (это уже ко мне. - Л.С.), не пишите то, что я сейчас сказал, это ужасно. Слышите? Не печатать! (приказным тоном). Если серьезно, есть роли, которые я хотел бы переделать. Например, во французском театре я в комедии играл Жерара. Сейчас бы этого героя я насытил трагическими нотами. Однажды в Островском играл очень хорошего персонажа Ивана. Тоже хотел бы переделать. Но: Время ушло, жизнь ушла.

-- Как ушла?!

-- Я имею в виду - определенная часть театральной жизни. Ее же не повернешь вспять.

-- Продолжаете ли вы ставить спектакли за рубежом?

-- Недавно в Испании в Мадридском драматическом театре поставил Лопе де Вега. И еще. Знаете, идеи Станиславского - они ведь по всему миру побеждают. В Конго решили открыть школу Станиславского. Вот вы большие глаза сделали (это снова ко мне. - Л.С.). Я тоже не поверил и удивился: черт его знает. Но мне оттуда прислали письмо, приглашают. Что ж, съезжу туда, посмотрю.

-- Звонит Нина Михайлова. Есть мнение, что благодаря статусу председателя СТД России вы больше стараетесь делать для своего театра.

-- Естественно, театральные люди смотрят на меня, ожидая, чтобы я помог театральной жизни в России. Я к этому серьезно отношусь и ценю их доверие. Поверьте, для меня на первом месте то, что я могу сделать для других. Поддержу и челябинских коллег, которые ко мне обратились.

-- Это Антон Высоцкий, студент. Кого из режиссеров вы мечтаете привлечь к сотрудничеству с вашим театром?

-- Есть очень хороший английский режиссер Джеймс Вудсон, мне б очень хотелось, чтобы он у нас в театре работал. А еще очень хороший канадский режиссер Джон Макатур. Надеюсь, что мы с ними сговоримся.

-- А еще скажите, ведете ли вы дневники?

-- Нет. Я вел, но потом их сжег.

-- Почему?

-- У меня было два больших тома дневников, я вел их много лет. Давид Яковлевич Смелянский даже хотел их напечатать. Но однажды я с ним очень сильно поругался. Взял эти тетради и при нем их сжег.

"Я не актер, а игрун"

Когда я достала блокнот с вопросами наших читателей, Калягин посмотрел на меня с ужасом: мол, сколько можно? Потом в его глазах мелькнуло лукавство, я поняла: жди подвоха. Но отступать не стала: обещание, данное читателям, надо выполнять.

-- Вы недавно получили премию "Лидер года". Спрашивают, а кого бы вы назвали лидерами в искусстве, политике и экономике?

-- Премия "Лидер года"? Я по сексу ее получил. Если бы я знал, кто по сексу сильнее меня, я бы обязательно назвал.

-- Вот это я обязательно опубликую.

-- И ваши читатели скажут: это она спьяну написала.

-- И все же: кого бы вы назвали лидерами?

-- В искусстве - Путин, в политике - Путин. И где еще? В экономике? Путин. Все! Еще вопросы есть из зала?

-- В детстве вы написали письмо Аркадию Райкину. Читатели спрашивают: а с Райкиным-младшим вы дружите?

-- Письмо я действительно писал, и Аркадий Исаакович мне ответил. С Костей мы очень хорошо знаем друг друга, очень хорошо дружили. Впрочем, слово "дружили" очень цепкое, что ли. Правильнее сказать: товариществуем.

-- А еще спрашивают: каким был Сан Саныч в детстве?

-- В младенчестве я много писался. А что! Как все дети. Вы поближе поднесите микрофон, а я повторю: в детстве я писался.

-- С вами невозможно. Вот еще вопрос: какой у вас был самый трудный выбор в жизни?

-- Очень трудно выбирать любовницу. Потому что выбор большой, а выбрать надо единственную:

Присутствовавший при диалоге Смелянский не сдерживал смеха. Мне тоже трудно было казаться серьезной. Калягин-комик взял верх над официальным Калягиным. Я много слышала о том, что порой Сан Саныч любит похулиганить, поерничать. А в его книге-альбоме есть такое признание: "По природе я ведь не актер, а игрун. Я и в жизни стараюсь играть, придумывать ситуации. Жизнь - удивительный партнер: она расставляет подножки. Ты увертываешься или падаешь".

-- Ой, а мне уже пора, - посмотрел Калягин на часы. - Надо готовиться к спектаклю. Спасибо вашим читателям.

И ушел так же быстро, как появился. В этот момент прозвенел запоздавший звонок, и читательница, представившаяся Татьяной Васильевной Морданенко, сказала:

-- Я и вся моя семья его обожаем. Знаю все фильмы с его участием, не пропустила ни одного его приезда в Челябинск. Когда-то я работала на ЧТЗ, и Александр Александрович приезжал к нам, выступал перед заводчанами. Пусть он долго-долго радует нас, зрителей, своим великолепным творчеством!

Присоединимся к этим пожеланиям и мы.

"Прямую линию" провела Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет