Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сергей Лемешевский: "Надо развивать маркетинг оборонки"

23.09.2005

Оборонная отрасль никак не может найти себя. В бесконечном ожидании роста госзаказов, расчетов по старым долгам большинство предприятий, некогда олицетворявших собой научно-техническую мощь нашей страны, продолжают терять лучшие кадры и рыночные ниши - даже внутри страны. К счастью, у элиты оборонки оказался своего рода иммунитет. Вместо того, чтобы метаться, куда бы в новом месте приложить силы в условиях так и не ставшего цивилизованным российского рынка, они нашли способ сохраниться как профессионалы. Не растеряв ни знаний, ни присущего людям оборонки патриотизма.

Оборонная отрасль никак не может найти себя. В бесконечном ожидании роста госзаказов, расчетов по старым долгам большинство предприятий, некогда олицетворявших собой научно-техническую мощь нашей страны, продолжают терять лучшие кадры и рыночные ниши - даже внутри страны. К счастью, у элиты оборонки оказался своего рода иммунитет. Вместо того, чтобы метаться, куда бы в новом месте приложить силы в условиях так и не ставшего цивилизованным российского рынка, они нашли способ сохраниться как профессионалы. Не растеряв ни знаний, ни присущего людям оборонки патриотизма. Сергей Лемешевский много лет назад ушел со Златоустовского машзавода на бывший филиал предприятия в г. Миассе. Уже десяток лет он работает первым заместителем генерального директора Миасского машиностроительного завода, пожалуй, самого успешного оборонного предприятия Челябинской области. Такая стабильность - свидетельство очевидной компетентности человека.

-- Сергей Антонович, об успехах вашего предприятия было сказано за эти годы немало. Достижения ММЗ отмечены престижными наградами, о работе завода писали "Известия", "Коммерсантъ", совсем недавно уральский деловой журнал "Директор". Теперь самое время понять, что же будет завтра. Даже не столько для отдельно взятого ММЗ, сколько для отрасли в целом. На прошедшем недавно на озере Еловом заседании Ассоциации оборонных предприятий области много говорилось о накопившихся проблемах системы ВПК, но выход, как мне показалось, так и не был найден.

-- Я могу согласиться с тем, что и проблем у оборонки море, и вариантов спасения минимум. Но все-таки положение не безнадежно. У нас на заводе я отвечаю за экономику, финансы и отдельно - за реализацию продукции оборонного назначения. Считаю себя прежде всего производственником, потому что весь мой основной опыт сосредоточен именно здесь. Могу сказать, что нельзя бесконечно ждать милостей от государства. Может быть, госзаказы однажды и придут, а может, нет. Поэтому надо шевелиться самим. Технологии и интеллект не потеряны, а вот рынка руководители и специалисты оборонки по-прежнему боятся. Хотя бояться здесь нечего.

-- Понятно, что у ММЗ накопился значительный опыт по части выживания в рыночных условиях, однако его вряд ли можно механически скопировать для использования на других предприятиях ВПК.

-- Я говорю не о слепом копировании, а об использовании методики, подходов. Большинство предприятий оборонной отрасли сохранили свою уникальность. Но вот продавать себя не научились. В этом отношении себя придется ломать, иного выхода нет. А то в самом деле странно получается: умнейшие люди, высококлассные специалисты сидят без зарплаты, без заказов, но мало что сами делают для исправления этого противоестественного положения.

-- Можно ли коротко сказать, в каком направлении нужно начинать движение оборонщикам?

-- Можно. Не удивляйтесь, но надо развивать маркетинг оборонки. Причем главным образом в производстве гражданской продукции. Поскольку в военной сфере все равно нашим единственным заказчиком было и останется Минобороны. В крайнем случае можно его попробовать убедить в нужности, полезности для армии новой разработки. Но другого покупателя в любом случае на военную продукцию нет. Самостоятельно что-то производить и тем более что-то продавать куда-нибудь за рубеж в сфере вооружений нам никто в Москве не даст, и правильно сделает.

-- Легко сказать, маркетинг оборонки. Это ММЗ в свое время попал в струю. А что делать тем, кто только сейчас опомнился? Ведь все рыночные ниши давно заняты.

-- Ничего подобного. Наш завод уже почти 15 лет выпускает гражданскую продукцию и все время открывает для себя свободные ниши на рынке. Тем более сейчас, когда вновь появился интерес к серьезной отечественной продукции - особенно со стороны сырьевых отраслей, но не только. Нужно тщательно изучать состояние рынка, а для этого создать специальную группу маркетинга. Нужно знать предприятия, которые могут быть потенциальными конкурентами. Наконец, нужно не бояться ошибок.

-- Представьте себе, читает эти ваши слова какой-нибудь директор местного предприятия ВПК и говорит сам себе: "Ну ладно, это Лемешевский в теории описывает, а мне-то что делать, какие практические шаги предпринимать?

-- Тут, разумеется, нужно смотреть каждое предприятие в отдельности с учетом всей совокупности факторов: специализации, объема накопившихся долгов, системы сбыта, перечня партнеров. С другой стороны, надо понимать, что и государство несет не меньшую долю ответственности за случившееся. Для машиностроения (основу которого составляют оборонные предприятия) от правительства страны не столько нужна накачка деньгами. Куда важнее создание условий возрождения. Прежде всего - наличие цивилизованного рынка.

-- Это вы хватили. Откуда же в России возьмется цивилизованный рынок?

-- Такой рынок появится в том случае, если, во-первых, правительство оградит машиностроителей от нецивилизованной конкуренции, от "серых" схем растаможки продукции. Во-вторых, если будут введены квоты на ввоз продукции в Россию нашими зарубежными конкурентами. Я ничего нового не изобретаю. Весь цивилизованный мир делает так: защищает своих производителей, в то же время поддерживая баланс на рынке, где дает возможность присутствовать продукции других стран. Присутствовать, но не доминировать. Именно такая экономическая политика выработана и поддерживается в Германии, Америке, Италии, не говоря уже о Китае. Я ежегодно бываю за границей на различных международных выставках и каждый раз убеждаюсь, что Россия проигрывает зачастую в конкурентной борьбе из-за отсутствия поддержки на уровне федерального правительства. Обидно и непонятно.

-- Правительство в первую очередь стремится проводить стабильную финансовую политику, чтобы избежать новых дефолтов и вообще заметных кризисов.

-- Да, я слышал. Правительство боится банкротства банковской системы. А почему оно не боится банкротства десятков и сотен крупных промышленных предприятий?

-- Тем не менее о промышленной политике очень много говорится в Москве и в правительстве, и в парламенте.

-- Фактически говорят о том, чего нет. Не знаю, может, в металлургии и есть какие-то отдельные элементы такой политики. Но в машиностроении ее нет точно. Ее нет на федеральном уровне. А на областном - это поддержка правительством инвестиционного проекта ММЗ по выпуску кварцевого стекла.

-- Вы сами-то занимаетесь маркетингом?

-- Конечно. Я постоянно читаю отчеты наших отделов, начиная с отдела маркетинга. Особенно отчеты по выставкам. Выставки и отчасти семинары - это ключевой пункт в работе маркетологов. Кроме того, я регулярно общаюсь с партнерами (директорами и первыми замами), да и конкурентами тоже. Наконец, читаю ежемесячные банковские прогнозы, которые рассылает по предприятиям областное управление Центробанка. Случается, изложенные там оценки заставляют корректировать собственное видение происходящего в отрасли. Важно, что в этих обзорах нет категоричности, зато даются оценки самих участников рынка. Могу еще добавить, что я много езжу и по области. Раз в квартал общаемся по вопросам кооперации производства оборонной продукции. Заезжаю не только в Усть-Катав, но и на Красноярский машзавод.

-- Вы говорите, что постоянно открываете новые рыночные ниши. Что, до вас там в самом деле никого не было?

-- Мы поступаем достаточно последовательно. Понимая свои технические возможности, ищем новые способы их применения в разных направлениях, разных областях. В первую очередь в тех областях, где мы уже засветились. А наши возможности, повторяю, это наш конек. И у многих других предприятий ВПК есть такие козыри. Просто они еще этого не знают, не смогли увидеть.

-- Все-таки дайте хотя бы намек, в каком направлении искать свои ниши менее удачливым, чем ММЗ, предприятиям.

-- Первым делом нужно понимать, что только специализированные производства дают минимум себестоимости. От этого и стоит отталкиваться. Ну и еще, пользуясь случаем, поздравляю всех своих коллег с приближающимся праздником - Днем машиностроителя. Желаю профессиональных успехов и прошу не терять уверенности в своих силах. Наша отрасль вместе с металлургией и сырьевиками составляет экономическую опору страны. Мы сами прежде всего должны чувствовать свою силу, свой потенциал.

Беседовал Герман ГАЛКИН

Комментарии
Комментариев пока нет