Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Татарско-русский патриотизм Альберта Еналеева

29.09.2005
Не русский, а человек другой национальности должен заниматься национальным вопросом

Уйдя в отставку с поста заместителя главы Челябинска после мартовских выборов, Альберт ЕНАЛЕЕВ остался у руля областного конгресса татар. Он возглавлял его делегацию и на недавнем праздновании 1000-летия Казани. Поэтому наш разговор, естественно, начался с постюбилейных впечатлений. Собеседник сам поставил первый вопрос.

- Почему было задумано празднование 1000-летия Казани? Я такого вопроса не встречал нигде.

Не русский, а человек другой национальности должен заниматься национальным вопросом

Уйдя в отставку с поста заместителя главы Челябинска после мартовских выборов, Альберт ЕНАЛЕЕВ остался у руля областного конгресса татар. Он возглавлял его делегацию и на недавнем праздновании 1000-летия Казани. Поэтому наш разговор, естественно, начался с постюбилейных впечатлений. Собеседник сам поставил первый вопрос.

-- Почему было задумано празднование 1000-летия Казани? Я такого вопроса не встречал нигде. Почему с таким размахом отмечалась эта дата? Никто не может определить с точностью, в каком году, какого числа образовалась Казань. Вопрос, мягко говоря, спорный, сложный. Но мудрость президента Шаймиева в том, что он из этой даты извлек огромные политические и экономические дивиденды для Татарстана.

-- Какие же?

-- Первое. Минтимер Шарипович обозначил нынешнее состояние республики как процветающее. И, самое главное, избавил нас от незнания истории. К сожалению, многие, даже грамотные люди считали, что татары на Руси - результат остатков татаро-монгольского нашествия. Что, понятно, не так. Подобные предположения отметаются, если знать, что татары 1000 лет живут здесь, на своей земле.

Второе. На этом юбилее Шаймиев сильно сыграл экономически. Если руководитель оргкомитета - президент России, то все должно быть на высшем уровне! В этом мудрость Минтимера Шариповича: без каких-либо политических заявлений, крика и шума он сделал праздник для всех, и его же праздник ему оплатили! (Смеется). Естественно, что постаралась власть российская в целом - 900 тысяч квадратных метров нового жилья, огромная программа сноса ветхоаварийного в городе была выполнена. Кто из казанцев не будет гордиться, что именно им удалось столько сделать и получить!

-- Большое впечатление произвела речь Путина на татарском языке. Не только на татар. Как сказал один русский, теперь жди очередного пересмотра истории - нам еще расскажут, что русские и татары вместе воевали против монгольского ига. Как вы считаете, президент России, заговорив по-татарски, просто отдал дань вежливости народу-юбиляру или за этим действительно стоит некий политический фон?

-- Я считаю, что это только форма вежливости. Еще во времена Казанского ханства было принято обращаться к татарам на их языке. Дань уважения к народу? Да. Но президенту такой страны, как Россия, заигрывания, мягко говоря, не нужны. А насчет "против монголов" вы зря иронизируете - это было. Когда кочевники нападали, их встречали объединенные отряды. Нельзя считать, что русские и татары были врагами. В истории все не так просто, многие факты говорят о другом. Например, Александр Невский был женат на племяннице хана Батыя. И лучники Золотой Орды в сражении на Чудском озере помогали Невскому. Но рассматривать выступление Путина как сигнал к пересмотру каких-то исторических фактов было бы неразумно.

-- Все-таки у некоторых возникают опасения: мол, свое 1000-летие татары отпраздновали, теперь под зеленым знаменем ислама пойдут брать Московский Кремль:

-- (Смеется). Помните фильм "Два товарища"? Мне там очень нравятся слова Папанова: "Так может рассуждать только глупый дурак". Такого нет, нет. Кому-то что-то, может, и хотелось бы от невежества своего пересмотреть, но это - бред.

-- По-моему, мы все уже настолько переплелись, что нет на самом деле в России межнациональных противоречий, а есть люди, искусственно их создающие в своих корыстных целях.

-- Да, есть желающие сделать на этом политическую карьеру или заработать какие-то дивиденды. Есть люди, которые хотят на этой теме самовыразиться. Но есть и политический заказ, к сожалению.

-- С какой стороны?

-- Со стороны тех, кому единство России не нравится.

-- Что это за силы?

-- Достаточно высокопоставленные, которые разыгрывали карту латинизации татарского языка.

-- Внутри страны?

-- И за рубежом. Вот приезжает в Челябинск американский консул или его советники, и почему-то больше всего они интересуются национальным вопросом. Не только татарами и башкирами. Когда я работал заместителем главы города, то, встречаясь с этими гостями, чувствовал, что такие аспекты Челябинска, как социальный, культурный, экономический, для них не существуют. Только национальный! Когда говорил, что я, заместитель мэра, татарин, было та-акое удивление... (Заразительно смеется). Больше уже спросить было нечего! Если те же люди приезжали еще, они уже старались не встречаться со мной, а приглашать кого-то из других национальных групп, чем-то недовольных.

-- У Олега Митяева есть песня: "На Таити острове или на Майорке русскому с татарином никогда не жить, потому что нету там водки да махорки, так скроила матушка - не перекроить". Чувствуется, что Митяев у нас вырос, где все вместе водку пьют. Ну, а если серьезно: что общего и в чем различия между русскими и татарами?

-- Больше объединяющего, конечно. Я родился в Мордовии, где русские, татарские и мордовские деревни - все рядом. За сотни лет соседства многое стало похожим. Но есть различия, и, дай Бог, чтобы они дольше сохранялись. Это отражается в воспитании детей. У русских и татар разное отношение к женщине (не будем комментировать, где какое). Есть различия и в структуре питания. Татарская кухня, на мой взгляд, более сбалансированная. Ну и, самое главное, религии-то разные! А это определяет разное отношение к спиртному.

-- Татарину выпить - ни-ни?

-- Достаточно сказать, что в Татарстане на Сабантуе нигде не продают спиртное. Хорошо, что к этому вернулись. Пять-шесть лет назад еще была другая картина.

-- А общее с русскими?

-- Трудолюбие. Когда же речь заходит о талантах там и там, то начинаются спекуляции. Появляются личности, готовые найти в любой нации то слишком хорошее, то слишком плохое. Знаете, на первом областном конгрессе татар встал один парень из Троицка и сказал: да, мы живем плохо. Если бы мой сосед Вася жил лучше, чем я, можно было бы говорить о дискриминации. Но мы живем одинаково.

-- К сожалению, одинаково плохо.

-- Да... (Улыбается с грустинкой). Хотя он этого не сказал - вы сказали. Некоторые религиозные деятели подогревают противоречия. Отношения между двумя верховными муфтиями - Равилем Гайнутдином и Талгатом Таджутдином. Это ни к чему.

-- Кстати, о религии. Шаймиев сказал, что Казань - центр цивилизованного, европейского ислама. Что это означает?

-- Есть верующие, есть неверующие, а есть крайности. Вот мэр Казани Камиль Исхаков занимался возвращением иконы Казанской Божией Матери. И его татары не все одобряли, я видел даже группы протестующих. Его отец - имам, а сын занимался православной реликвией.

-- Но он же делал это как государственный чиновник, а не как мусульманин. Совсем в другом статусе.

-- Вот именно! Это и есть - по-европейски. В Татарстане нет экстремистского начала и нет превосходства одной религии над другой. А в России это сегодня становится проблемой.

-- Меня тоже смущает: то кругом научный атеизм, то давайте в школах введем Закон Божий:

-- Основы национальных культур, история мировых религий - пожалуйста. И люди поймут, в каких богов им верить или не верить. Но к нравственному воспитанию это отношения не имеет.

-- Вы всегда подчеркиваете, что Еналеев - светский человек. Тем не менее придерживаетесь мусульманских традиций?

-- Скорее не мусульманских, а семейных, чисто татарских. Хотя мать и отец мои закончили медресе. Но у меня жена русская, дети - наполовину. Никогда в семье не было разговора, кто к какой религии больше тянется. Другие ценности воспитывались. Например, отношение к хлебу. Мы запрещали им баловаться. Но это - общие ценности, тут не надо быть ни татарином, ни русским.

-- Тем не менее, как только происходит теракт с участием мусульман, обыватель начинает коситься и на своего "родного" татарина:

-- Легко объяснить: кто-то должен быть виноватым. Мы жили возле рынка, и кто бы там ни селился - узбеки, киргизы и т.п. - для русской бабушки-соседки они все были "татары". Ислам сегодня русские принимают больше, чем татары - православие. Мода такая пошла, и на этой почве - протестные настроения.

-- В то же время многие приверженцы традиционного ислама осуждают шахидов.

-- Разумеется, поскольку они дискредитируют ислам. Но в терроризме религии нет.

-- Где же его истоки?

-- Посмотрим на южные окраины России. Люди не заняты, там нет работы. Я это видел много лет назад в Дагестане, куда меня командировали на строительство радиозавода. И это было очень правильное решение - там надо развивать производства с использованием большого количества людей. Они же целыми днями сидят на корточках! Молодые люди, которым хочется красиво одеться, ездить на хороших машинах, другую атрибутику иметь, день сидят, два сидят: А где деньги взять, если ты не работаешь? Грабить-убивать! Религиозный фанатизм это использует и прикрывает более глубокие корни проблемы - социально-экономические.

-- Ощущают ли южноуральские татары поддержку из Казани?

-- Всемирный конгресс татар материально не помогает. Правительство республики оплачивает приезды своих делегаций на праздники. Есть квота для поступления наших ребят в вузы Татарстана. Когда я был у власти, мне было легче налаживать контакты. Мог приглашать в Челябинск великих татарских артистов. В последний раз - Венеру Ганееву. Она дала четыре концерта, была готова еще приехать. Для наших татар это огромный праздник. К сожалению, это могут понять только татары. Я всегда говорил, может, и ошибаюсь, что национальным вопросом и в Челябинской, и в других областях не должен заниматься русский.

-- Почему?

-- Потому что этот человек должен все ощущать через себя, переболеть нашими сложностями. Может, совсем и не татарин, но и не русский. Но ни в коем случае - не экстремист!

-- Это точно. Недавно активистка Всемирного конгресса татар написала книжку об аварии на "Маяке" 57-го года. С таким посылом, что это был, ни больше ни меньше, спланированный геноцид татарского народа в деревне Татарская Караболка.

-- Увы, есть во Всемирном конгрессе такие люди. Они нам пытаются доказать, что вы, живущие в Челябинской области, дураки и ничего не знаете. Дескать, радиацию исключительно на татар направляли: И есть несколько человек здесь, которые дают подобную информацию. Я их собирал, просил: Мы за один год, пока я возглавлял конгресс, столько для этой деревни сделали! Благодаря Петру Ивановичу Сумину, правительству области провели туда дорогу, машину "скорой помощи" дали, газификацию, телефонизацию начали: Сделали больше, чем для других. В результате оттуда пишут благодарности, а приезжие хают. Я говорил с заместителем председателя Всемирного конгресса, что если вы таких людей к нам будете посылать, мы от вас станем отворачиваться. После таких приезжих лет пять отмываться, и кто нам после этого будет помогать в области? Зачем я из-за вас буду ссориться с ЗСО, с правительством? Они всегда идут нам навстречу! Конгресс же мне, кроме забот, ничего не дает. Я трачу на него свои деньги. Так зачем нам слушать чужую демагогию?!

Беседу вела Ирина КРЕХОВА

ЕНАЛЕЕВ Альберт Хусаинович. Родился в 1944 году в Мордовии. Получил профессию монтажника в одном из челябинских ремесленных училищ, отслужил в ракетных войсках. Работал и заочно учился в Уральском госуниверситете, философский факультет которого окончил в 1974 году. Трудился в ПО "Полет", НИИТе. С 1997 по 2005 год - заместитель главы Челябинска. Председатель исполкома Конгресса татар Челябинской области, член исполкома Всемирного конгресса татар.

Комментарии
Комментариев пока нет