Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сентябрь: начало нового политического сезона

29.09.2005
Выборы в Законодательное собрание области могут преподнести неожиданности

Будет он бархатным или, напротив, ненастным, мы узнаем еще до того как деревья сбросят листву и выпадет первый снег. Пока можно отметить заметное похолодание в стенах областной администрации, случившееся в конце первой декады сентября. Возбуждено уголовное дело, проведена выемка документов, арестованы чиновники администрации, курировавшие строительство новой резиденции губернатора. Естественно, все оживились: начиная от топ-членов областного правительства, неравнодушной общественности и заканчивая журналистами и политтехнологами, конструкторами и предсказателями политического климата.
С памятного понедельника 13 сентября 2004 года минул календарный год.

Выборы в Законодательное собрание области могут преподнести неожиданности

Будет он бархатным или, напротив, ненастным, мы узнаем еще до того как деревья сбросят листву и выпадет первый снег. Пока можно отметить заметное похолодание в стенах областной администрации, случившееся в конце первой декады сентября. Возбуждено уголовное дело, проведена выемка документов, арестованы чиновники администрации, курировавшие строительство новой резиденции губернатора. Естественно, все оживились: начиная от топ-членов областного правительства, неравнодушной общественности и заканчивая журналистами и политтехнологами, конструкторами и предсказателями политического климата.

С памятного понедельника 13 сентября 2004 года минул календарный год. Теперь мы интерпретируем сложившуюся реальность в свете президентских намерений по всемерному укреплению так называемой "вертикали власти". Очевидно, что кремлевская инициатива о фактическом назначении губернаторов по представлению президента существенно повлияла на состояние общественно-политической атмосферы в российских городах и весях и, в частности, в Челябинской области.

До сей поры для нашей региональной политики была характерна известная склонность к консерватизму: здоровому или нездоровому - это вопрос вкуса. Губернатора области Петра Сумина и челябинского градоначальника Вячеслава Тарасова земляки знают еще с советских времен. И кто год назад мог предположить, что крепкий, активный, многоопытный Тарасов в одночасье потеряет стратегическую позицию в региональной властной элите? Наверное, мало кто из челябинцев, но, может, кто-то в Москве? Возможно, самостоятельный мэр не совсем встраивался в новую вертикальную конструкцию, поскольку под заказ от 13 сентября требовались фигуры с другими человеческими и деловыми параметрами.

Предполагать и домысливать можно все что угодно, но реальность такова, что одним из полюсов челябинской власти овладел депутат Госдумы Михаил Юревич, молодой "политический волк", абсолютно не боящийся нарушить относительную гармонию и стабильность в региональной политике. Юревичу комфортнее в динамичной коллизии, в жестком противостоянии, в открытой схватке на политическом ринге, когда, нанеся свой удар, по силе ответной реакции он определяет, как действовать дальше. Такой деятель оказался востребован большей частью челябинского электората. Это обстоятельство не могло не вызвать беспокойство челябинского политического бомонда, как и масштабное (почти на 70 процентов) обновление состава глав муниципальных образований области. Плюс к этому должность прокурора Челябинской области занял Александр Войтович, снискавший всероссийскую известность своими делами и бескомпромиссным характером.

Все эти и другие неупомянутые здесь факторы свидетельствуют о том, что та самая устойчивость, стабильность общественно-политической атмосферы в Челябинской области подвергаются испытанию на прочность: в регионе накапливается определенный потенциал изменений. Чем это чревато? Вообще говоря, общество развивается благодаря тому, что люди по-разному смотрят на одну и ту же проблему и предлагают разные решения. Кто оказывается более убедительным, показывает политическая практика. Конфликтная среда - норма для демократического режима. Участникам политического процесса желательно, чтобы разногласия носили публичный, легальный характер, хотя, конечно, есть и противники открытых конфликтов.

В. Тарасов, как правило, не демонстрировал разногласия с губернской властью, старался быть скрытым в своем позиционировании. М. Юревич, напротив, совсем не стесняется обнажать противоречия с самыми серьезными бизнесменами и областной администрацией (к примеру, история со строительством метро). "Кто более матери-истории ценен", покажет время, но очевидно, как непросто сегодня Петру Сумину и его главной опоре - первому вице-губернатору Андрею Косилову. Необходимо быть адекватными новым кремлевским позывам, не потерять благосклонность населения области, постоянно пересматривать отношения с прежними соратниками, выстраивать взаимодействие с новыми игроками на политическом поле... А тут еще не к добру вышеупомянутый скандал, окрещенный в прессе как "дело о резиденции".

Челябинский губернатор (к счастью или несчастью) обладает "тефлоновым покрытием" : да, коррупционные дела случаются и в его близком окружении (вспомним подзабытого экс-вице-губернатора Виктора Тимашова), но не связываются напрямую с именем главы области ни в СМИ, ни в общественном мнении. Естественно, что рано или поздно Петр Иванович оставит свой пост. Даже прозвучала мысль о его досрочном уходе с поста губернатора после 60-летнего юбилея в июне 2006 года. Кто будет блюсти устоявшиеся при Сумине правила и политические традиции? Активная поддержка региональной элиты в продвижении председателя Законодательного собрания области Владимира Мякуша на высокий партийный пост в "Единой России" свидетельствует об озабоченности областной власти сохранением своего положения.

Ряд наблюдателей полагает, что депутат Госдумы Михаил Гришанков, претендовавший на роль главного регионального "единоросса", мог бы придать заметную динамику партстроительству на Южном Урале, что, в свою очередь, могло интенсифицировать обменные процессы внутри местной политической элиты. Но этого не случилось. Сегодня мы вступаем в новый политический сезон с прежним губернатором, новым председателем ЗСО и по совместительству лидером регионального отделения "Единой России" (по сути продолжателем политической практики Виктора Давыдова) и 22 новыми главами муниципальных образований.

Начало политического сезона знаменуется избирательной кампанией по выборам в областной парламент, а также довыборами в Госдуму по Калининскому избирательному округу и в нескольких городских и сельских местных Советах депутатов. Отличием нынешних выборов является то, что они не совмещены с выборами в исполнительные органы власти (губернатора и глав муниципальных образований), как было прежде.

Представительная власть должна именно представлять территориальные, социальные, экономические интересы различных групп населения, в том числе и политического истеблишмента. К сожалению, у нас еще не произошли локализация, дифференциация и артикуляция групповых интересов. На фоне этих аморфных интересов наше Законодательное собрание формировалось прежде за счет известных чиновников и бизнесменов, которые лишь условно и отчасти отвечают ожиданиям "широких слоев населения". Действующие депутаты представляют интересы жителей области сквозь призму своих личных интересов или интересов бизнес-групп, которые их выдвинули.

Предстоящие выборы, возможно, будут отличаться тем, что в большей степени, чем ранее, востребуется представительство интересов населения, а значит, далеко не все действующие депутаты, которые выдвинутся в одномандатных округах, добьются успеха. Может возобладать тенденция, которую мы зафиксировали 20 марта: люди устали от одних и тех же героев местной политической сцены. Избиратели могут проголосовать за смену значительной части своих представителей по одномандатным округам.

Следующая особенность. Появляется еще одна категория политических игроков - региональные отделения политических партий. Они в меньшей степени, чем власть и одномандатники, связаны с бизнес-интересами. Само предназначение партий заставляет хотя бы декларировать заботу об интересах граждан. Начав о них говорить, рано или поздно придется учитывать и реализовывать пожелания трудящихся.

Трудно ожидать, что в ходе этих выборов будут критиковать губернатора или деятельность ЗСО. Скорее объектом атаки станут обезличенные партийные структуры. Проще критиковать некое образование, чем конкретных влиятельных политиков. Хотя вполне вероятно давление общественного мнения и прессы на отдельных действующих депутатов, забывающих, что их обязанностью является регулирование социальных отношений в регионе, а не формирование личного бюджета или бюджета собственной бизнес-структуры. Избирательная кампания для политика - это чистилище, когда на свет порой вылезает то, что тщательно скрывается от посторонних глаз.

Проблема нынешней власти как таковой (не только челябинской) в том, что до сей поры не произошло разделение власти и собственности, власти и капитала. Борьба за властные полномочия, за мандаты депутатов обостряется именно потому, что это есть борьба за какие-то финансовые приоритеты в регионе.

Особенность предстоящих выборов в том, что областной парламент будет сформирован не только на новой основе, но и работать станет по-другому. 30 мест в ЗСО разыгрывается по партийным спискам и столько же по одномандатным округам. По данным опросов челябинцев, проведенных социологическим центром "Зырянов и партнеры", предполагается, что партия "Единая Россия" получит 12-15 мандатов, РПП - 6-8 при условии успешной избирательной кампании, ЛДПР и КПРФ могут добыть по 4-6 мандатов (причем у КПРФ шансы предпочтительнее), наконец, "Родина" также способна преодолеть 5-процентный барьер и получить 1-2 мандата.

К партийным депутатам добавятся победившие в одномандатных округах. Их суммирование может принести "единороссам" 25-30 мест и право создать самую крупную фракцию. Второе по численности объединение, видимо, образует РПП, которой по силам провести 7-12 депутатов. Далее все зависит от того, какой будет нижняя граница для создания фракций - 5, 7 или 10 депутатов. Большая фракционность не украшает парламент, поскольку мешает согласованию интересов. Слишком крупные фракции тоже нежелательны. Они отсекают интересы части населения, поскольку не обеспечивают достаточно полное представительство. Необходимо стремиться к какой-то "золотой середине".

Вероятно, в Законодательном собрании Челябинской области сформируются три-четыре фракции: "Единая Россия", РПП, КПРФ, ЛДПР, что будет повторять структуру Госдумы образца 2003 года. Только конституционного большинства у челябинских "единороссов" не будет, да еще появится Партия пенсионеров, которая не имеет своей фракции в нынешнем российском парламенте.

Довыборы в Госдуму по Калининскому избирательному округу любопытны как исторический и политический артефакт. Эти выборы не представляют серьезного интереса для региональной власти, поскольку работа нынешней Госдумы в большой степени обезличена. Она работает в силу сложившейся фракционной практики при диктате одной партии. Трудно вдохновиться перспективой подобной законотворческой деятельности. Правда, это может привлечь каких-то российских деятелей, выпавших в силу ряда обстоятельств из политического контекста. Поэтому на довыборах по Калининскому округу можно ожидать "пришельцев" из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга...

Разумеется, в этих довыборах будут участвовать отдельные представители регионального бизнеса. Последние месяцы немало говорится о возможном выдвижении Дмитрия Еремина, Валерия Алешкина, Артура Никитина. Решатся ли они на этот шаг, покажет ближайшее будущее. На сентябрьской региональной конференции "единороссов" Д. Еремин получил партийное задание принять участие в избирательной кампании, могут выдвинуться и менее известные и состоятельные персоны. Разумеется, не обойдется без политического андеграунда, то есть тех, кто заявится лишь для появления своей фамилии в бюллетенях и СМИ.

Почему эти выборы малоинтересны? О фракционном характере Госдумы уже сказано. Второе: если избранный депутат в ходе кампании не получит поддержки партии, он не будет иметь возможность использовать накопленный за два года политический капитал одномандатника для переизбрания в новую Думу по партийным спискам. Цена депутатского мандата в денежном выражении и в возможном увеличении собственной политической капитализации (и доходов бизнес-структур, которые сможет патронировать депутат Госдумы) в течение четырех лет одна, а в течение двух лет совсем другая. Поэтому эффективность вложения финансовых ресурсов для участия в этих довыборах, грубо говоря, в два раза ниже, чем в четырехлетнем цикле.

Однако все равно найдутся желающие побороться за мандат депутата Госдумы. Хотя бы просто в силу таких человеческих особенностей, как честолюбие, избыточная энергия, желание придать себе более высокий социальный и политический статус для борьбы с политическими оппонентами и конкурентами в бизнесе. Наконец, по-прежнему остается привлекательной юридическая неприкосновенность депутата Госдумы, что благотворно влияет на развитие его собственного бизнеса, который, конечно, на кого-то формально переписывается, но остается подконтрольным отцу-основателю.

Вернемся к сентябрьской погоде. Вопреки метеопрогнозам вторая и третья декады месяца оказались сравнительно солнечными и теплыми. Могут ли быть таковыми политические сезоны? Вопрос риторический.

Сергей ЗЫРЯНОВ, Юрий ШЕВЕЛЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет