Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

С нами Бах!

27.12.2000
Последнее музыкальное событие уходящего века Челябинская филармония посвятила композитору, равных которому нет

Вчера в Челябинске завершился фестиваль "Бах-2000. Музыкальное приношение", посвященный 315-летию со дня рождения и 250-летию со дня смерти великого композитора. По мнению специалистов и слушателей, репертуар и имена исполнителей позволяют говорить о том, что подобное мероприятие в целом могло составить честь и столичным городам. Мы попросили ретроспективно обозреть программу фестиваля музыковеда Татьяну Аверьянову. Разговор начали, разумеется, с самой личности композитора.

Последнее музыкальное событие уходящего века Челябинская филармония посвятила композитору, равных которому нет

Вчера в Челябинске завершился фестиваль "Бах-2000. Музыкальное приношение", посвященный 315-летию со дня рождения и 250-летию со дня смерти великого композитора. По мнению специалистов и слушателей, репертуар и имена исполнителей позволяют говорить о том, что подобное мероприятие в целом могло составить честь и столичным городам. Мы попросили ретроспективно обозреть программу фестиваля музыковеда Татьяну Аверьянову. Разговор начали, разумеется, с самой личности композитора.

-- Иоганн Себастьян Бах - такая величина, равных которому в музыкальном искусстве не было и нет. И прикоснуться к этому величайшему художественному гению - большая радость для слушателей и музыкантов. В любом концертном сезоне программы, включающие музыку Баха, обязательны, но они рассредоточены. А здесь была возможность увидеть всю многожанровую панораму творчества, включающую произведения для органа, клавесина, виолончели, вокала и хора. Конечно, есть еще бездна музыки, которую мы никогда не слышали.

-- А как вы объясните появление в программе произведений других композиторов?

-- Фестиваль, если помните, назывался "Бах-2000. Музыкальное приношение", поэтому естественно, что, ставя во главу угла сочинения Баха, музыканты тем не менее исполняли произведения других композиторов напрямую или посредством сложных, подчас незаметных ассоциаций, связанных с музыкой Баха. В качестве примера приведу выступления Лины Мкртчян и Натальи Дацко. В первом случае музыка Баха неожиданно и очень удачно срифмовалась с музыкой Георгия Свиридова. А исполненные во втором отделении концерта Натальи Дацко и Владимира Хомякова арии итальянских композиторов появились тоже не случайно. Известно, что более других Бах предпочитал итальянцев, поскольку он воспитан был на строгих мелодиях протестантских хоралов, и для него итальянская музыка была образцом формы и кантилены.

-- Давайте вспомним, как фестиваль обретал логику. Началось все с концерта Владимира Хомякова:

-- Разумеется, открывать баховский фестиваль должен был, конечно, Владимир Хомяков. Это музыкант, который сделал, кажется, более других для популяризации музыки Баха в нашем городе. Его программа полностью состояла из сочинений композитора. В. Хомяков сыграл прекрасный концерт, и, по-моему, сам получил от исполнения большое удовольствие. А когда такое происходит, слушатель очень четко это "считывает".

Я уже отметила многожанровость творчества Баха. И для нас как устроителей фестиваля было принципиально важно это подчеркнуть. В программе были концерты, представившие инструментальную музыку. Сначала выступили наша органистка Лариса Тимшина и виолончелистка Наталья Александрова, они играли и сольно, и дуэтом.

Конечно, событием фестиваля стало выступление братьев Дениса и Вадима Гольдфельдов. Концерт превзошел все наши ожидания. Хотя в программе не было произведений Баха, это выступление не выглядело чужеродным в фестивальной канве. Скажем, Бетховена, чья соната была исполнена в тот вечер, не зря ведь называют "духовным внуком Баха". А уровень мастерства Дениса Гольдфельда позволяет нам говорить о нем как о состоявшемся мастере, занявшем свое место на музыкальном Олимпе.

Затем был концерт нашего гостя Александра Майкапара. Мы не виделись с Александром Евгеньевичем около восьми лет. Наверное, не ошибусь, если скажу, что сегодня он по слушательской популярности клавесинист номер один в России. Кстати, он единственный в стране музыкант и один из немногих в Европе, кто записал все клавесинные сочинения Баха, это 15 концертных программ. Кроме того, это очень просвещенный человек, музыкальный комментатор русской службы Би-би-си, автор двух очень интересных книг об отношении искусства и христианства.

18 декабря камерный оркестр "Классика" под управлением Адика Абдурахманова, а также солисты театра оперы и балета Галина Зайцева, Павел Солнцев и Николай Некрасов исполнили "Кофейную кантату" Баха. Концерт прошел с большим успехом, и многие слушатели имели прекрасную возможность познакомиться со светской музыкой композитора.

В марте в Челябинске выступала Магнитогорская хоровая капелла имени Эйдинова, исполнившая знаменитые "Страсти по Матфею" Баха. Отчасти поэтому мы решили не делать дублей в фестивальной программе, а дали возможность выступить детско-юношеской хоровой школе "Молодость" под управлением Владимира Македона. Несколько сезонов назад в исполнении "Молодости" (при участии В. Хомякова) прозвучал "Магнификат", одно из крупных хоровых сочинений Баха. На этот раз в программе были фрагменты кантат, месс и рождественской оратории. Кстати, это был единственный коллектив, который представил хоровое творчество Баха. Без этого концерта афиша была бы неполной.

-- Мы уж говорили в начале о сольных выступлениях и, в частности, коснулись концерта Лины Мкртчян. Помнится, в свой последний приезд к нам она зареклась переступать порог органного зала до тех пор, пока он не будет передан церкви.

-- Действительно, такое заявление было. Но, думается, сочинения Баха и Свиридова ей показались той музыкой, что может звучать в Рождественский пост. Не случайно она дала, можно сказать, программное название своему вечеру: "Веленью Божию, о муза, будь послушна". Музыка Баха и Свиридова для нее оказалась выше ее личных принципов, по которым она в любом другом случае на сцену бы не пошла. Вообще, на мой взгляд, Лина - неофициальная русская певица номер один. Я часто слышу певиц с прекрасными голосами, но не понимаю ни одного слова. Они заняты вокалом, думают о том, как бы выступить красивее. Лина никогда не заботится о красивости, в этом ее уникальность. Это творческое и жизненное кредо, как я себе представляю, начинается с первой фразы Библии: "Вначале было Слово". Думаю, в русской певческой школе это должно быть непреложно. Я видела в зале плачущих женщин. Знаете, сегодня слеза слушателя дорогого стоит.

-- Если Лина Мкртчян - довольно частый гость Челябинска, то Наталью Дацко в амплуа камерной певицы мы увидели впервые.

-- Тут имела место интересная история. Наталью Дацко привезла в наш город Ирина Архипова на свой фестиваль в начале этого года. Наталья, работающая ныне по контракту в Екатеринбургской опере, запомнилась нам по исполнению партии Татьяны в опере "Евгений Онегин". В одном из интервью Ирина Константиновна в свойственной ей манере выражаться без обиняков сказала: "Это свинство: жить рядом с такой певицей и не звать ее на гастроли". Я этот упрек приняла на свой погон и, будучи летом в Екатеринбурге, предложила ей выступить в рамках Баховского фестиваля. Она несколько месяцев размышляла, но дала согласие. Это был изумительный концерт, я бы сказала, очень стильный, программа выдержана безукоризненно. Думаю, слушатель получил огромное наслаждение от музицирования Натальи Дацко и Владимира Хомякова.

А завершил фестиваль Гарри Яковлевич Гродберг. Этот именитый органист не был у нас шесть лет. В каком-то смысле это имя знаковое для органной музыки в СССР. Хотя среди молодых органистов его исполнение ценится не столь высоко, как раньше, но под именем Гродберга прошла вся вторая половина ХХ столетия. Мы узнавали музыку Баха прежде всего по записям Гарри Яковлевича, и нельзя забывать о том, что благодаря этому энергичному человеку по указанию Е. Фурцевой на территории СССР было установлено несколько десятков органов. Но в первую очередь он все же большой артист. Кроме того, Гарри Яковлевич - прибалтийский немец по происхождению. Я представляю, что он больше, чем другие органисты, приближается к пониманию музыки Баха. Поскольку знает язык.

-- Татьяна Георгиевна, вот еще о чем хотел вас спросить: название фестивалю дало одно из известнейших произведений Баха. Почему оно не было исполнено?

-- "Музыкальное приношение" написано Бахом за три года до смерти. Этот цикл инструментальных пьес для разного состава - очень сложное сочинение по насыщенности, по технике письма. Считается, что это такая запредельная область творчества, где остается только полифонический сгусток мыслей и чувств. Разумеется, это архисложно по исполнению. Так случилось, что в этот раз никто из исполнителей не имел в репертуаре это произведение. И, кстати, это характеризует богатство творческого наследия Баха. Если бы мы каждый год устраивали подобные фестивали, я вас уверяю, афиша была бы такой же интересной и многожанровой. Кстати, каждая встреча с музыкантом обязательно устремлена в будущее. Александр Майкапар, например, предложил сыграть все баховские клавесинные концерты, например, с оркестром "Классика". Мы даже обсуждали, что это заняло бы три вечера. В общем, есть у нас творческие планы:

Я. ГАЙВАРОНЦЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет