Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Экспресс химчистка в Екатеринбурге - оформить заявку >>
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Красота - в глазах смотрящего

04.10.2005
В мастерской скульптора есть место творениям и оригинальным идеям

Марк РИСКИН
Кыштым

Художнику мало стать признанным мастером. Чтобы остаться не только в своих произведениях, но и в памяти благодарных последователей, надо еще создать свою школу, которую бы люди называли по имени ее создателя. Это удается кыштымскому скульптору Юрию Борисенкову, сумевшему воплотить многие свои идеи в жизнь и сплотить вокруг себя команду учеников и единомышленников.

Мастер и подмастерья
В мастерской скульптора Юрия Борисенкова время и история предстают в причудливом переплетении. На нескольких десятках метров здесь сконцентрировались и античные вазы, и колонны эпохи классицизма, и кресло из позапрошлого века, и замершие в полете медные птицы, отражающие модернистское направление.

В мастерской скульптора есть место творениям и оригинальным идеям

Марк РИСКИН

Кыштым

Художнику мало стать признанным мастером. Чтобы остаться не только в своих произведениях, но и в памяти благодарных последователей, надо еще создать свою школу, которую бы люди называли по имени ее создателя. Это удается кыштымскому скульптору Юрию Борисенкову, сумевшему воплотить многие свои идеи в жизнь и сплотить вокруг себя команду учеников и единомышленников.

Мастер и подмастерья

В мастерской скульптора Юрия Борисенкова время и история предстают в причудливом переплетении. На нескольких десятках метров здесь сконцентрировались и античные вазы, и колонны эпохи классицизма, и кресло из позапрошлого века, и замершие в полете медные птицы, отражающие модернистское направление. Здесь же карандашные наброски на белом ватмане, фиксирующие игру света и тени. А в углу мастерской обычная проза: кучи песка и пара мешков с цементом. Творческая мастерская, наверное, такой и должна быть. Полет фантазии всегда соседствует с обыденными приземленными материалами, из которых рукой творца создаются произведения искусства.

Но есть еще один неотъемлемый признак обители художника - его ученики. Подмастерья, которые перенимают не только опыт и знания мастера, но и огонь его дарования. С учениками скульптора мы встретились не за кропотливой работой над очередной композицией, не у мольберта, а в: чайной. Конечно, если можно так назвать небольшой закуток в мастерской, большую часть которого занимает стол с полукруглым диваном. У стены на камине образовалась мини-выставка из их работ прошлых лет: фигурки из металла, ажурные проволочные фантазии, миниатюры из шамотной глины.

-- Здесь и просыпаются мысли, здесь рождаются идеи, - Юрий Леонидович разливал по кружкам чай, раскладывал печенье на тарелки. - Это и есть наша кухня в прямом и переносном смысле.

Для творчества нет границ

За чашкой чая в это утро как раз говорили об одном из учеников Борисенкова, его бывшем помощнике Игоре Витомскове. Вместе они в свое время ваяли медного глухаря, который ныне "токует" на газоне перед центральной проходной медеэлектролитного завода. Они же изобретали забавный образ пивовара на фасаде корчмы "У Питера". Но для ученика провинциальный уральский городок, как он признавался друзьям, оказался слишком мал. И он сменил место жительства на Америку. Вот уже шесть лет Игорь успешно работает в заокеанской фирме, разрабатывая интерьеры. Недавно устроил себе отпуск, вырвавшись на несколько дней из шумной суеты у подножия нью-йоркских небоскребов в тихое зимовье. А в подарок своему учителю привез рулетку, размеченную не в сантиметрах, а в футах. Полезная вещь, между прочим. Ведь вместе с привычками в нашу жизнь вторгается и западная метрическая система. С этим приходится считаться.

А как же нынешние ученики? Выучит их Юрий Леонидович, выведет в мастера, и подадутся они за славой в преуспевающую Америку?

Я озвучил этот вопрос парням, уютно расположившимся со стаканами чая на мягком диване. Ответ, если честно, удивил. Оказывается, нынешние подмастерья, студенты художественных училищ Озерска и Челябинска, архитектурной академии Екатеринбурга, и не помышляют о карьере в областных центрах, столице, и уж тем более - за границей. В один голос заявили, что после учебы собираются вернуться в Кыштым.

-- Пока о планах на будущее говорить рано, все-таки еще только второй курс академии, но именно в Кыштыме я хочу работать, создать здесь свой творческий центр, как у Юрия Леонидовича, - решительно заявил Алексей Самойлов. - Мастерская - это не только коллектив специалистов-единомышленников, а прежде всего - разностороннее развитие идеи, желание преобразить мир. Почему бы не начать с родного города?

Скромное обаяние провинции

По словам Юрия Борисенкова, меньше всего имеет значение географическое местонахождение художника. Напротив, провинция не отнимает у мастера лишнюю энергию, как это бывает в суете больших городов. А обретенное душевное равновесие и спокойствие дают положительный стимул для творчества, самореализации. И что не менее важно - для образования: Не зная истории развития искусства, ее направлений, не поварившись в творческом котле, не воспитанный на произведениях настоящих мастеров, подмастерье обречен остаться ремесленником.

-- Талант живописца и скульптора - видеть в обыденных вещах будущий художественный образ. В куске металла - летящую птицу, в глине - будущее изваяние, в камне - невесомую статую, - рассуждает Юрий Леонидович. - Банально утверждение, что все художники - люди не от мира сего. Материальные условия жизни давят на них точно так же, как и на всех остальных. Но при этом они несколько по-иному воспринимают окружающую действительность. И хотят ее изменить, улучшить.

А улучшать есть что. Одно из парадоксальных мест архитектуры города, по наблюдению студентов, - выставка оружейной техники в Нижнем Кыштыме. Место, самой природой предназначенное для отдыха на прибрежной полосе пруда, оказалось под бетонным панцирем и тоннами металла.

Дорогой разочарований

По мнению учеников скульптора Борисенкова, город давно пора украсить: отсутствием памятников и бюстов пролетарского периода нашей истории. Гипертрофированное почитание плеяды вождей уже кануло в Лету. Чугунные Ленины и Марксы неуместны, если они остаются доминантами архитектурных комплексов. В столице для тиражируемых памятников советской эпохи нашли место в историческом сквере, куда свезли гранитных и чугунных революционеров и творцов большевистской идеологии. А что касается трепетного отношения к истории, то оно заключается не в планируемом переносе статуи всенародного старосты от Белого дома к зданию нового вокзала, а в сохранении имеющихся ценностей.

Увы, Кыштым этим похвастаться не может. Притом, что в город зачастили авторитетные архитекторы, которые разрабатывают для нас концепции сохранения и использования исторического наследия, под снос пущен особняк по улице Советской, в позапрошлом веке служивший жилым домом. В итоге пропали чудные резные наличники, а цокольный этаж, выполненный из фигурного красного кирпича, наемные рабочие ломами разбили в пыль.

-- Уже ни времени, ни сил нет доказывать власти, что не единым днем живем, - заметил Юрий Леонидович. - Почему мы с каким-то надломом, надрывом пробиваем в общем-то понятные и доступные истины. Неужели, чтобы сохранить неповторимые черты родного города, нельзя прислушаться к словам художников, скульпторов? Творцов, а не разрушителей!

Творчество - и друг, и учитель

Сейчас Юрий Борисенков и его помощники заняты восстановлением входных групп Николаевского храма в Нижнем Кыштыме. Архитектурный декор незамысловатый, но соответствует первозданному облику здания. В ходе реставрации даже удалось разыскать в областных архивах "проектную документацию" - чертежи Николаевской церкви. Нынешние архитектурные пропорции воссоздаются в прежних масштабах.

...Изменить людей к лучшему можно, уверены мастер и подмастерья. Для этого, по совету великого Родена, надо отсекать в них, как в куске камня, все лишнее, наносное, возвращать к истокам. К истокам своей первозданной истории и не заемного, не испорченного современными напластованиями вкуса. И убеждать людей в этом они стремятся в родных местах собственным творчеством, оцененным даже в далекой Америке.

Комментарии
Комментариев пока нет