Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Буржуи" экономят на экологии

05.10.2005
В России нет механизма, при котором предприятиям было бы выгодно беречь окружающую среду

В последнее время вновь стала активно осуждаться экологическая обстановка в Челябинске. Проблема состояния окружающей среды всегда актуальна для любого крупного промышленного города, но дискуссия на эту тему началась лишь тогда, когда возникли противоречия между владельцами предприятий и мэрией. Летом администрация города начала предъявлять претензии крупнейшим предприятиям, ЧЭМК и ЧМК, обвиняя их в нарушении экологического законодательства и превышении норм выбросов. Поводом послужил пожар на электрометаллургическом комбинате, в результате которого произошел аварийный выброс ядовитых продуктов горения в атмосферу. После этого в мэрии начали говорить о переносе экологически опасных производств за черту города.

В России нет механизма, при котором предприятиям было бы выгодно беречь окружающую среду

В последнее время вновь стала активно осуждаться экологическая обстановка в Челябинске. Проблема состояния окружающей среды всегда актуальна для любого крупного промышленного города, но дискуссия на эту тему началась лишь тогда, когда возникли противоречия между владельцами предприятий и мэрией. Летом администрация города начала предъявлять претензии крупнейшим предприятиям, ЧЭМК и ЧМК, обвиняя их в нарушении экологического законодательства и превышении норм выбросов. Поводом послужил пожар на электрометаллургическом комбинате, в результате которого произошел аварийный выброс ядовитых продуктов горения в атмосферу. После этого в мэрии начали говорить о переносе экологически опасных производств за черту города.

-- По состоянию окружающей среды Челябинск является одним из самых неблагополучных городов Уральского региона, - говорит руководитель управления по экологии В. Знамеровский. - Количество выбросов в атмосферу за последние два года значительно увеличилось. Индекс загрязнения атмосферы, который включает в себя сумму всех "отравителей" окружающей среды и характеризует ее общее состояние, в 2002 году был 8,5, а в 2004-м составил в среднем по городу 15 единиц, при норме 5-6 единиц. Количество автотранспорта за эти два года резко не выросло. Основные источники загрязнения атмосферы - крупные промышленные предприятия, тем не менее суммы платежей от них за негативное воздействие на окружающую среду в последнее время уменьшаются.

Между тем, если судить по данным Ростехэконадзора, эта информация вряд ли соответствует действительности. Количество выбросов предприятий за два года выросло на 44 тысячи тонн и составило в 2004 году 158 тысяч тонн. Такие цифры интересны в сравнении: в 1988 году количество выбросов загрязняющих веществ от предприятий в атмосферу составляло 426 тысяч тонн. До этого уровня еще достаточно далеко, и основным источником загрязнения атмосферы является все-таки автомобильный транспорт.

По мнению декана экологического факультета ЧелГУ Сергея Агеева, это объективная ситуация:

-- Вероятно, на нынешнем этапе развития экономики так и должно быть. Мы ведь не первые проходим этот путь. В Европе подобная ситуация была в 70-80-е годы, когда промышленность активно развивалась и вдобавок происходила "всеобщая автомобилизация". Тогда же зародилось мощное движение "зеленых". У нас сейчас основной прирост по выбросам дает автомобильный транспорт. В Европе срок жизни автомобиля семь-восемь лет. Мы же со всего мира везем чужое старье, да еще не выбрасываем собственное. Естественно, что автомобили, которые ездят по нашим дорогам, не соответствуют никаким экологическим стандартам.

Нельзя сказать, что претензии, которые предъявляет к предприятиям городская администрация, совсем уж необоснованны. Однако эта критика скорее должна быть направлена в адрес неполноценного экологического законодательства. Видимо, оно существует лишь для того, чтобы можно было заявить о его наличии. Этим летом вышло постановление правительства о снижении норм концентрации в воздухе некоторых веществ, и соответственно платежи будут уменьшаться. Разрешается согласовывать временные нормы, превышающие предельно допустимую концентрацию. Не будь этого, платежи от предприятий увеличились бы в 25 раз. К примеру, ЧМК выбрасывает в атмосферу в три раз больше фенола, чем допустимо, но так как есть согласование по временным нормам, платит за это лишь в пять раз больше.

По словам заместителя руководителя управления по экологическому и технологическому надзору Челябинской области Василия Садовского, заведомо завышенные нормативы выбросов предприятиям никто не согласовывает:

-- Проекты допустимых выбросов утверждаются в соответствии с законодательством. Наша организация контролирует проведение природоохранных мероприятий, направленных на снижение концентрации ядовитых веществ в атмосфере. По всем предприятиям, которым согласованы временные нормы, есть постановления губернатора.

Таким образом, экономический механизм регулирования, при котором предприятиям было бы выгодно проводить природоохранные мероприятия, не работает. Сейчас проще заплатить определенную сумму за негативное воздействие на окружающую среду, нежели внедрять в производство более экологичные технологии. Причем не факт, что деньги выплаченные заводами за выбросы, будут потрачены на улучшение экологической обстановки в городе. Раньше существовала система целевых экологических фондов, когда платежи за негативное воздействие на окружающую среду использовались лишь для проведения экологических мероприятий. Сейчас ее нет.

-- Необходимо серьезное законодательство, система государственного экологического контроля и самое главное - экономика, - говорит декан экологического факультета ЧелГУ Сергей Агеев. - нищий народ не может обеспечить экологическую культуру.

Действительно, когда человеку нужно заработать на "кусок хлеба", все остальные проблемы его волновать не будут. В начале 90-х, когда заводы не работали, дышать в городе стало легче, но это никого не радовало. Когда предприятия начали восстанавливать и наращивать объемы производства, для челябинцев это, безусловно, стало благом. А то, что город опять "утопает" в ядовитом смоге, становится лишь поводом осудить "буржуев", владельцев заводов, которые экономят на очистных сооружениях. На самом деле, понятно, что если у "буржуев" есть возможность экономить, то они будут это делать - нормальная логика капитализма. Возможность экономии, в результате которой страдают живущие в городе люди, должна быть исключена на уровне законодательства.

Анна ПОНОМАРЕВА

Комментарии
Комментариев пока нет