Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дети иностранцев - за нашими партами

06.10.2005
Мы можем дать миру не меньше, чем он - нам

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Задача с двумя "ой"
В автобусе, ехавшем в аэропорт встречать победителя конкурса "Учитель года-2005" Ивана Иоголевича, преподаватель математики рассказывала своей коллеге про вьетнамского мальчика.
- Он подошел ко мне с вопросом, но не смог его толком задать. Я подумала, что он не понял решения. Объяснила ему. Вижу, что не то.

Мы можем дать миру не меньше, чем он - нам

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Задача с двумя "ой"

В автобусе, ехавшем в аэропорт встречать победителя конкурса "Учитель года-2005" Ивана Иоголевича, преподаватель математики рассказывала своей коллеге про вьетнамского мальчика.

-- Он подошел ко мне с вопросом, но не смог его толком задать. Я подумала, что он не понял решения. Объяснила ему. Вижу, что не то. О чем-то о другом хотел спросить. Мальчик расстроился. А мне его стало так жалко. Скорей бы уж выучил русский язык!

-- У вас учится иностранец?- удивилась я.

- И не один, - услышала в ответ.

В этом году физико-математический лицей N 31 Челябинска принял двух иностранцев. Хен Ли приехал из Северной Кореи, а Ву Вьем Хоанг - из Вьетнама. Оба мальчика попали в Челябинск благодаря бизнес-интересам своих родителей. У Хоанга папа - главный инженер на копейской фабрике по производству фаст фуда (быстрой еды). Отец Хена открыл на Южном Урале свою строительную компанию.

Появление детей иностранцев стало для лицея неординарным событием и заметно оживило школьную жизнь. Прежде всего, встал вопрос: как учить детей, которые являются носителями чужого языка?

Когда Евгению Сереженко предложили проверить у Хоанга знания по физике, тот сначала опешил:

-- Как?! Я же вьетнамского языка не знаю!

-- Все знают, только ты один такой темный, - пошутил тогда директор лицея Александр Евгеньевич Попов. - Хоанга уже проверили учителя по информатике и математике. И мальчик показал отличные знания. Ведь язык цифр универсален.

Когда Евгений Сереженко пообщался с ребенком, то мальчик ему так понравился, что он составил индивидуальную программу для занятий с ним.

Поначалу, когда директор пригласил, чтобы познакомить с корейским мальчиком, шок пережила и учительница по математике Ирина Фаттахова.

-- Ирина Николаевна! Teacher! - представили ее.

-- А это - Хен. Ваш ученик. Забирайте.

-- Я была в панике, - вспоминает Ирина Николаевна.- Как мне с ним разговаривать?! Говорю по-русски, но медленно и четко: "Завтра... встреча... в 10 часов". Хен достал свою тетрадь и что-то в ней записал по-корейски. Провела его по школе. Показала столовую, бар. Объяснила, что в столовой - горячее питание, а в баре - булочки, бутерброды. Потом привела в библиотеку. Вижу, что ему интересно.

Потом, когда начались занятия, Ирина Николаевна убедилась, что ей не нужно чересчур напрягаться. Хен все прекрасно понимает. Когда у доски она пошутила, он сразу же улыбнулся. И хотя ее ученик пока не знает многих слов, но общий смысл до него доходит.

За месяц учебы Хен так обжился, что уже пытается на уроке подсказывать своим одноклассникам. Когда отвечающий у доски ученик замешкался, он показал ему свою тетрадь с готовым решением.

-- Пришлось объяснять про "медвежью услугу", - с улыбкой говорит Ирина Николаевна.

Не всегда сразу, но они добиваются понимания друг друга. Впрочем, без казусов не обходится.

В условии одной задачи было сказано так. "В 1-й бочке... и во 2-й бочке..." Хен поднимает руку: "Не понимаю". У него на парте лежит разговорник. И он со своим словариком текст задачи прочитал так: "один-ой, два-ой". Когда учительница написала римские цифры, Хен сразу все понял.

Однажды он подумал, что в лицее учатся в воскресенье.

-- Я не могу, - говорит.

Хен пока комплексует из-за своего разговорного языка и поэтому немногословен. На вопрос учительницы, придет ли мама на родительское собрание, отвечает, к примеру, так:

-- Это невозможно.

А почему - понимай как хочешь.

Мальчик он любознательный, активный. Первым записался в поездку выходного дня, чтобы осматривать с учительницей по географии местные пещеры. Интересуется, будут ли работать кружки, спецкурсы. Ему объясняют, что с октября будет много кружков и спецкурсов. Во время презентаций он сможет выбрать то, что ему по душе. "Я все хочу!" - говорит. "Ты пойми, что оказаться одновременно в двух местах нельзя", - объясняют ему. - "Плохо!"

Вот и при нашей встрече, как только прозвенел звонок на урок, Хен занервничал и стал показывать на часы. Объясняю, что директор разрешил опоздать на урок. Но мальчик все равно озабоченно повторял:

-- История. Интересно!

Говорят, что он бывает несговорчивым. Для изучения английского языка Хена определили в нулевую группу. Дают ему учебник за 5-й класс, а он от него отказывается. Нет, я в 8-м, говорит. Мне нужен другой учебник. Так и не взял, невзирая на уговоры.

Но ученик он не просто адекватный, но еще и суперталантливый в математике. 1 сентября с заданиями традиционной в лицее олимпиады справился лучше всех в своем классе.

Как и Хоанг, ходит на все уроки, хотя ребят пока не оценивают.

Хоанг по характеру более сговорчивый. Воспитанный ребенок. Во Вьетнаме учился в технической школе, с 10-балльной системой оценок.

Для челябинских ребят из лицея N 31 - это первая реальная встреча с иностранцами. Сначала, конечно, чувствовался некий ажиотаж. Но с первых дней началось нормальное неформальное общение. У ребят появился телефон Хена. Он побывал на Дне именинника. А Хоанг вместе со своими одноклассниками с удовольствием гоняет футбол. И с Аней уже погулял по челябинскому Арбату.

У нас люди делятся на умных и дураков

Не обижают ли в лицее новичков?

-- Нет, конечно, - говорит Александр Попов. - Земля-то ведь маленькая. Люди искусственно придумали, по какому признаку им разделиться. А у детей этого нет.

В нынешнем году в лицей привели еще и армянского мальчика. Мама его волновалась: мол, внешность у сына неславянская. Обижать будут. Не та школа, чтобы обижали.

-- У нас только две национальности: умные и дураки, - объяснил ей директор лицея. - Последние от нас сами быстро уходят. А умные в лицее, как сами понимаете, в почете.

По мнению Александра Евгеньевича, обучение иностранцев в лицее полезно по многим причинам.

-- Мне самому интересно узнать об этих ребятах побольше, - говорит Александр Евгеньевич. - Ведь физико-математическое образование очень развито на Востоке. Можно сказать, что оно сегодня лучшее в мире. Корея, Китай, Индонезия, Сингапур показывают на международных олимпиадах отличные результаты. Я так думаю, что расцвет новой цивилизации, как и пять тысяч лет назад, когда не было еще христианства, придет с Востока.

Обогащает и знакомство с чужой культурой.

-- Как-то мы провели День Армении у себя в литературной гостиной. Шикарный получился вечер! - вспоминает Александр Евгеньевич. - Наша ученица привела не только своих родителей, но и друзей семьи. Они принесли вышивки, картины. Была национальная еда, национальная музыка. Наши гости учили нас армянским танцам. Даже мы, взрослые, узнали об Армении много нового, а уж о детях и говорить нечего! Будем теперь готовить День Вьетнама и День Кореи. Сам Бог велел с культурами этих стран познакомиться!

Ученики с Каширинского рынка

Если в лицее N 31 с иностранцами работают впервые, то в школе N 137 уже накопили немалый опыт. Иностранцы здесь появились с начала перестройки. Правда, это дети из ближнего зарубежья, из бывших республик Советского Союза. Азербайджанцы, таджики, киргизы, грузины, армяне, узбеки, дагестанцы, казахи. Сегодня иностранцев в школе столько, что можно собрать три класса. А главное, поток их не уменьшается, а прибывает.

-- Сегодня опять двоих дагестанцев приняла, - говорит директор школы Любовь Зозуля.

Учились и китайцы, и корейцы. И многих детей объединило одно обстоятельство: родители их торгуют на Каширинском рынке.

-- Они на рынке друг от друга узнают про нашу школу. И ведут к нам своих детей, - рассказывает Любовь Егоровна. - Говорят, пока, мол, будет Каширинский рынок, столько и будем у вас учиться.

По ее мнению, эти семьи заслуживают особого сочувствия. Как правило, они у себя на родине бросили все, спасаясь от национальных конфликтов, чеченской войны, безработицы. И живут здесь, не имея российского гражданства, жилья. Снимают квартиры, в которые вселяются большими семейными кланами. Многие из них мечтают о том, чтобы вернуться на родину. Люди, как правило, открытые, гостеприимные. На концерты в школу ведут бабушек, тетушек, племянников и прочих родственников. Приходят все нарядные, с видеокамерой или фотоаппаратом.

По-русски говорят плохо, а порой и вообще не говорят. Поэтому и дети языка не знают. Школа была вынуждена обратиться в управление по делам образования Челябинска и просить дополнительные часы для индивидуально-групповых консультаций.

Но когда ребенок старается, он быстро овладевает языком. А русские дети хотя бы по нескольку слов знают на грузинском, азербайджанском и т.д. языках Работать с таким пестрым контингентом интересно. Иностранцы привносят свои традиции, трудолюбие. У девочек - женское воспитание, у мальчиков - мужское. Девочки, например, не кричат на мальчиков. Уважительно относятся к старшим. Поэтому дети взаимно обогащают друг друга.

Шанс для взлета

Что дают иностранцы нашей школе? Возможность стать носителем многих культур. Глубже изучить и познать свою собственную. Они наполняют школьную жизнь новым содержанием. А это значит, что есть надежда вернуть утраченный авторитет нашему образованию. Старший брат Хена учится в Санкт-Петербургском университете. Его отец считает, что там он получает хорошее российское образование. И хочет дать такое же своему младшему сыну. Слава Богу, что кто-то еще не разуверился в качестве нашего образования.

Дети иностранцев дарят нам шанс еще и вернуть нравственные долги всем гонимым людям, покаяться перед ними в чужих грехах и подготовить площадку для нового взлета в образовании.

Комментарии
Комментариев пока нет