Новости

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чумички в каракуле

07.10.2005
Гусинский когда-то тоже учился в ГИТИСе и ходил без штанов, как все:

Елена РАДЧЕНКО
Челябинск

Из режиссеров Гусинский подался в олигархи, читай, герои нашего непростого времени. А Георгий Цхвирава так и остался режиссером. Все мы - родом из советского прошлого:
Сегодня Георгий Цхвирава выпускает в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова спектакль, в который вошли две "повести для театра" Василия Шукшина: "А поутру они проснулись:" и "Энергичные люди".
Мы беседуем накануне премьеры. Меня интересует то, как Георгий Зурабович объединил две столь непохожие друг на друга "повести" и не поддался ли он соблазну что-нибудь переписать или хотя бы дописать за Шукшина.

Гусинский когда-то тоже учился в ГИТИСе и ходил без штанов, как все:

Елена РАДЧЕНКО

Челябинск

Из режиссеров Гусинский подался в олигархи, читай, герои нашего непростого времени. А Георгий Цхвирава так и остался режиссером. Все мы - родом из советского прошлого:

Сегодня Георгий Цхвирава выпускает в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова спектакль, в который вошли две "повести для театра" Василия Шукшина: "А поутру они проснулись:" и "Энергичные люди".

Мы беседуем накануне премьеры. Меня интересует то, как Георгий Зурабович объединил две столь непохожие друг на друга "повести" и не поддался ли он соблазну что-нибудь переписать или хотя бы дописать за Шукшина.

-- В истории театра много примеров, когда спектакли состояли из двух одноактных пьес, - говорит режиссер. - В нашем случае объединяет их то, что вчера герои "А поутру они проснулись:" и "Энергичных людей" так крепко выпили, что сегодня утром не помнят то, что было накануне. Мы ничего не дописываем за автора, никаких связок-привязок. И ни один актер не переходит из одной "повести" в другую.

-- Но как вы поступаете с теми бытовыми реалиями, которые сейчас не работают? Например, в "Энергичных людях" персонажи автомобильные покрышки украли, но сейчас-то воруют недра: Изменившийся масштаб для вас - препятствие?

-- Василий Шукшин принадлежит ХХ веку. Мы к нему относимся как к классику.

-- Значит, ни убавить ни прибавить? Но в последние два десятка лет так яростно втаптывалось в грязь советское прошлое, что народ еще, кажется, не успел очнуться и ностальгировать как будто еще не начал. Вам это не мешает?

-- Человек украл покрышки со склада, у страны украл или у другого человека из кармана, это неважно. Для меня не имеют значения бытовые жанровые картинки. Гораздо важнее другое: что с этим человеком происходит потом, с его душой, сознанием: Ведь если люди пьют, это не просто так!

-- Тоска по лучшей жизни?

-- Почему "энергичный" Аристарх с компанией пьет-то? Они живут тяжело. Знаете, у меня был товарищ, который завел себе кавказскую овчарку, и вся семья ходила в валенках и с табуретками в руках, и спиной никто к ней не поворачивался.

-- То есть они у вас спиной друг к другу не поворачиваются?

-- Не могут себе позволить такой роскоши! И женщина, которая затеяла всю эту бучу, то есть как будто бы захотела вывести их на чистую воду, она, в конце концов, оказывается с ними за одним столом.

-- И все-таки произошла жанровая трансформация - герои шукшинской сатирической комедии стали героями нашего времени:

-- Это тем более подтверждает правоту Шукшина и позволяет нам оставить все так, как написано у автора. У Шукшина есть какой-то внутренний нравственный закон. В "Калине красной" он почему-то директора любит, а прокуроршу - не любит. И этому нравственному закону подчинено все. То же самое и в "Энергичных людях" происходит. Только представьте: как можно жить с человеком, если ты говоришь: "Моя швабра накатала на нас телегу"? Это не только комично, но и трагично. Мужчину и женщину должна объединять любовь! Шукшин помнит об этом, но женщины на страницах его прозы почему-то такие получаются, что мужику "хочется два стакана водки выпить и с топором побегать".

-- Что важно для вас при работе с художником спектакля Олегом Петровым?

-- Для меня очень важно слово - "театр" :

-- То есть игра с пространством?

-- Очень важна для автора тема тюрьмы, лишение человека пространства. В "Энергичных людях" персонажи чего больше всего боятся? Тюрьмы! В "А поутру они проснулись:" - пусть на одну ночь, но их лишили пространства, они все оказались в вытрезвителе. Основной элемент сценографии - стена из картонных коробок. Знаете, рядом с моим домом в Питере сейчас построили элитный дом и всю нашу помойку завалили коробками. Невероятное количество коробок!

-- Вы привезли их с питерской помойки?

-- В Челябинске и своих хватает. А с художником мы подняли всю костюмерку Челябинского театра драмы и нашли там такие невероятные вещи советского времени - боже мой, мы все это когда-то носили! Якобы кожаные пиджаки, искусственные шубы...

-- А болоньевые плащи?

-- У нас будут болоньевые плащи! И сапоги-чулки будут!

-- А кримплен?

-- Немыслимые бордовые брюки - сам такие, помню, носил: Кримплен - это песня, полспектакля у нас идет в кримплене.

-- Радость узнавания обеспечена:

-- Это вызывает хохот невероятный! Когда актрисы надели эти платья из подбора - это такое буйство красок, Самарканд такой:

-- Значит, все-таки ностальгические струны хотите затронуть в зрительном зале?

-- Для меня это время, когда я был молод: Конечно, я его очень люблю.

-- А предметы быта в спектакле тоже подлинно-ностальгические?

-- Найти подлинный телевизор того времени - практически невозможно, зритель легко нас подловит на неправде. Поэтому мы придумали вот что: Аристарх только переехал в новую квартиру, вещи у него стоят нераспакованные, в картонных коробках. И телевизор тоже показывает: из коробки. Вера Сергеевна прямо так и смотрит его.

-- А что показывает телевизор - советских дикторов в программе "Время"?

-- Для меня важнее другое. Символом отношений мужчины и женщины в советское время для многих людей были отношения Штирлица и его жены. Много лет он ее не видит, но не изменяет ей. А потом они увиделись, только взглядами обменялись, и опять - разлука.

-- Красиво:

-- Актеров я прошу об одном: "Купайтесь в материале!" Шукшин написал текст такой глубины и подлинности, что он не устареет никогда. Это вот как были совхозы-техникумы. Сейчас это называется совхоз-колледж!

-- Как "мэр поселка Сыртинка" :

-- Ну вот и все: Мы все, в том числе и я, - мы все равно "чумички в каракуле". Почему так происходит, я не знаю. И главная тема России по Шукшину: едет Русь-тройка, а в тройке-то кто едет?

-- Чичиков.

-- Прохиндей: Знаете, мне приходится бывать в Японии, я там преподаю в университете в Саппоро. Никаких недр, никаких богатств, перенаселенность территории, но почему-то средняя зарплата - три тысячи долларов.

:Как чеховского Дорна поражала уличная толпа в Генуе, так Георгия Цхвираву поражает уличная толпа в Саппоро. Они все идут в плащах, пиджаках, женщины одеты, как маленькие маргариты тэтчерки: Элегантность у них в крови.

А родом Георгий Зурабович из небольшого городка, в котором, по его словам, мужчины дольше сорока лет не живут. Водка проклятая да жизнь нескладная.

Вот так, значит, и живем. Нравственный закон - внутри нас. Звездное небо, где ему и положено, - над головой. И олигархи - на тройке.

Эх, куда мчится, не дает ответа:

Комментарии
Комментариев пока нет