Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Когда собаки молчат

27.10.2005
В Челябинской опере вчера завершился международный фестиваль современного искусства

Один из фестивальных дней в афише обозначался громкими словами "мировая премьера". Честно говоря, я купилась на эту фразу: мировых премьер пропускать нельзя. За день до концерта пообщалась с музыкантом Хорхе Исааком. Оказалось, что спектакль "Омония" - премьера не совсем мировая. Две недели назад она была исполнена в Голландии, затем в Москве, затем в Екатеринбурге и лишь потом докатилась до южноуральской столицы.

В Челябинской опере вчера завершился международный фестиваль современного искусства

Один из фестивальных дней в афише обозначался громкими словами "мировая премьера". Честно говоря, я купилась на эту фразу: мировых премьер пропускать нельзя. За день до концерта пообщалась с музыкантом Хорхе Исааком. Оказалось, что спектакль "Омония" - премьера не совсем мировая. Две недели назад она была исполнена в Голландии, затем в Москве, затем в Екатеринбурге и лишь потом докатилась до южноуральской столицы. Впрочем, рекламные приемы - дело привычное. Самое интересное, что наш зритель на них все равно не реагирует: народу в зале собралось не так много.

На сцену вышел Хорхе Исаак - голландский музыкант венесуэльского происхождения. "Омония" (по-гречески это слово означает страсть, взаимопроникновение) - сочинение голландских композиторов Родерика де Манна и Арно Нордеграфа. Музыка, театр и видео слились в один сюрреалистический мультимедийный проект. Господин Исаак выступал в трех ипостасях - как флейтист, исполнитель электронной музыки и драматический актер.

Блок-флейтой Хорхе владеет в совершенстве. Я поинтересовалась, сколько именно флейт разных калибров он использует, играя этот спектакль. "Я не считал, но порядка двадцати восьми", - ответил музыкант. Он поочередно брал в руки флейты, флейточки и флейтищи. Самая маленькая была размером с карандаш, самая большая - метр девяносто и напоминала трубу, вынутую из органа. Вообще разные инструменты, накладываясь в памяти один на другой, звучали подобно органу. За день до своего выступления Хорхе поделился секретами своего мастерства со студентами института музыки, будущими духовиками, и те были просто поражены. Жаль, что интерес к флейте не привел их на спектакль "Омония".

Помимо живой музыки голландский музыкант активно использует электронную - и здесь имеется возможность услышать такие звуки, которые в обычной жизни никогда не доходили до наших ушей и вряд ли дойдут. Странная музыка транслировалась в зал благодаря специальным компьютерным программам. Одну создали в парижском институте технологий, другую - в амстердамском центре электронной музыки.

"Омония" - мультимедийный триптих о страсти в разных ее проявлениях. Одержимость, игра случая и поиск идеального рецепта наслаждения. Последнее было понято некоторыми буквально: мол, в Голландии, где разрешены наркотики, немудрено найти рецепт наслаждения.

Не всеми оказался воспринят современный музыкальный язык, на котором Хорхе Исаак общался со зрительным залом. Были те, кто ушел после первой же части. А с теми, кто остался, мы поговорили после спектакля. Основная проблема, вставшая перед большинством посмотревших "Омонию", - непонимание. В нашей недолгой беседе Хорхе признался, что у себя в Голландии всеми силами пытается ликвидировать момент "непонимания" своего творчества. Он использует теле- и радиоэфиры для того, чтобы объяснить публике, о чем будет предстоящий спектакль. В ответ я попросила музыканта пересказать "Омонию". Честно говоря, лучше бы я этого не делала. Господин Исаак рассказал всю "фабулу", от чего мне стало ничуть не легче. Рассказанное напоминало какой-то бред. По-моему, лучше просто слушать музыку, не заботясь о том, какие эмоции она вызовет и вызовет ли.

Не понимать, а чувствовать

Но вопросы остались, а фестиваль - хороший повод, чтобы получить ответы на них. Я отправилась к челябинцу Льву Гутовскому, давно и плодотворно работающему в жанре современной музыки. Персонажу, вполне достойному фестиваля современного искусства, особенно если учесть, что подобные мероприятия имеют своей целью не только познакомить публику с приглашенными музыкантами, но и представить своих. Но, как говорится, нет пророка:

-- Лев Иосифович, не странно ли, что у современного искусства в Челябинске очень мало приверженцев?

-- Неполный зал - это нормально. Не надо забывать, что Челябинск все-таки провинциальный город. Главное, чтобы была постоянная публика, интересующаяся тем, что происходит на передовом музыкальном фронте.

-- Мы уходим с подобного концерта - и мелодии не звучат в нашей голове:

-- Современная музыка не обязательно должна строиться на мелодиях. Как правило, такого и не бывает, чтобы в ней присутствовал мелодизм. Это вы с концерта Баскова можете уходить с мелодиями в голове или с зелеными тянучками.

-- Если не с мелодиями - с чем уходят после таких концертов?

-- С обрывками какими-то. Просто с воспоминаниями о соприкосновении с чем-то таким, с чем в своей кухонной жизни человек не сталкивался. Музыка невидима, но вещественна. Может довести до состояния полупаралича.

С другой стороны, если ты не готов, то никакая гениальная музыка не подействует.

-- Многие слушатели, пришедшие на "Омонию", оказались к этому спектаклю не готовы. Одна из женщин, с которой я побеседовала, весь спектакль безуспешно пыталась что-то понять.

-- Она несчастный человек, и в основном такие несчастные люди ходят на эти концерты. Думают, если поймут, о чем это, то им все станет ясно. Это не то что заблуждение, а страшная зараза и вред. Они же пытаются конкретизировать:

-- :найти сюжет?

-- Конечно. Те самые костыли, на которых парализованные и безногие пытаются по музыке ходить. А в целом это просто хитроумный ход, который позволяет объегорить вот таких безногих и парализованных. Сюжет, даже если его рассказать, не проясняет самой сути. Ну как можно понять фугу Баха - о чем это?

-- Это просто красиво.

-- Десятки поколений наших музыкантов и отечественная поп-музыка - это тот же самый Бах. И вот через нашу поп-музыку, через Дидюлю мы Баха и воспринимаем. Поэтому мы и в Бахе ничего не понимаем по большому счету.

Традиционная музыка воспринимается за счет того, что у нас в головах все в момент ее исполнения спит. А непонятное мы пытаемся понять. Но как это можно понять Марии Ивановне, если она не занимается этим? Здесь снобизма никакого нет, просто должна быть практика музыкальная, которая требует постепенного привыкания к этим звукам. Ну, по крайней мере, постарайтесь не искать мелодии - сломаете ухи.

-- Выходит, современная музыка все более отдаляется от слушателя?

-- А может быть, слушатель чудовищно далек от современной музыки? И почему мы так переживаем за этого слушателя, который, может быть, и музыки этой не стоит. Просто у усредненной публики ничего не происходит в целом.

-- В жизни?

-- В голове. Зритель может быть лоялен или агрессивен. Мне иногда хочется, чтобы больше было агрессии, чем непонятного желания что-то понять.

В общем, умом не понять современную музыку. А сердцем ее могут чувствовать даже: животные. Не знаю, верить этому или нет, но на концерт Хорхе Исаака в Мексике публика, по его словам, явилась со своими собаками. Так вот, домашние питомцы все время представления молчали и внимательно глядели на сцену. Когда закрылся занавес, их хозяева подошли к музыканту. "Если бы вы плохо играли, наши собаки не дали бы вам довести спектакль до конца", - услышал он.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет