Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

И целого мира мало

28.10.2005
Ретродрама "Гарпастум" Алексея Германа-младшего - о тоске по любимой игре,  молодости и ушедшей эпохе

Если перевести с латинского название "Гарпастум", означающее античную игру в мяч, тему фильма, конечно, в общих чертах можно представить. Только в случае с его 29-летним режиссером Алексеем Германом-мл., сыном своего знаменитого отца, определенно не стоит заранее делать выводы. Тем более что немалые ожидания от ленты - участницы конкурсной программы Венецианского кинофестиваля-2005, вышедшей на большие российские экраны, оказываются оправданными.
Петербург, 1914 год.

Ретродрама "Гарпастум" Алексея Германа-младшего - о тоске по любимой игре, молодости и ушедшей эпохе

Если перевести с латинского название "Гарпастум", означающее античную игру в мяч, тему фильма, конечно, в общих чертах можно представить. Только в случае с его 29-летним режиссером Алексеем Германом-мл., сыном своего знаменитого отца, определенно не стоит заранее делать выводы. Тем более что немалые ожидания от ленты - участницы конкурсной программы Венецианского кинофестиваля-2005, вышедшей на большие российские экраны, оказываются оправданными.

Петербург, 1914 год. Последние безмятежные дни российского Серебряного века. Убийство эрцгерцога Фердинанда и приближающаяся первая мировая - главные темы газетных передовиц и кухонных разговоров. У двух братьев-юношей же - совсем другие мысли. Будущий врач, брюнет Николай (Данила Козловский), развалившись на кровати, озвучивает книгу с картинками про способности женского влагалища. Не открывший пока в себе ловеласную и эгоистичную натуру блондин Андрей (Евгений Пронин) тем временем с усердием накачивает икроножную мышцу, поднимая ступней чугунный утюг, и мечтает о том, как они вместе с братом скоро пойдут на отбор во взрослую футбольную команду, которую организуют англичане. Потом у братьев появится мечта масштабнее. Вместо того чтобы и дальше гонять вместе с Шустрым (Дима Владимиров), Толстым (Александр Быковский) и другими парнями мяч на узких мокрых улочках или раскисших приозерных полянах, нужно выкупить какой-нибудь пустырь, построить стадион и уже там играть в футбол на деньги.

Но война безжалостна к любым мечтателям. Кому-то она выдает скорейшую нелепую смерть, кому-то - расставание с первой своей женщиной и надобность растить ребенка лишь на прозрачной похлебке, другим - продолжение поисков места в жизни без войны. Кого-то вынудит сменить накрахмаленные рубашки на тяжелую шинель, а мысли о любимом занятии, богемных вечеринках и друзьях - на полную невозможность таковых.

Война как стихия, от которой, тем не менее, можно укрыться только в самом себе, в своих воспоминаниях, и мечтах. Об этом у Германа-мл. был дебютный и отмеченный всяческими фестивальными призами фильм о второй мировой "Последний поезд" (2003). На эту мысль наводит и застывший, словно кадр из семейного альбома, относительно оптимистичный финал "Гарпастума". Судя по всему, Алексей Герман-мл., молодость которого тоже попала в период далеко не самых простых 90-х, и сам поступает, как герои "Гарпастума" : он думает о прошлом. А когда-то и вовсе воссоздает деталька за деталькой его для себя сам. И это, надо сказать, у него вполне успешно и убедительно получается.

Все два часа экранного времени - словно выцветшая пленка, туман, за которым едва проступает петербургская архитектура, зато практически каждая сцена в помещении - отчетливая картинка примет не устоявшей перед силой войны великой эпохи расцвета гуманитарной мысли и светских салонов. За этими всеми деталями едва ли не любопытнее наблюдать, чем за игрой актеров. Впрочем, это только поначалу.

Разумеется, реагируешь сначала больше на узнаваемые лица. Например, на Чулпан Хаматову, которая в роли сербской вдовы, владелицы модного солона и искусительницы Андрея здесь очень по-женски своенравна и покорна одновременно. Или - на Гошу Куценко, для которого роль поэта Блока - долгожданный повод начать менять прилипшее амплуа. Но уже ближе к середине фильма все внимание переходит на четверку молодых актеров. Причем самый старший из них, но дебютант в кино 24-летний Пронин иногда по глубине взгляда и ровной интонации заметно уступает своим более молодым коллегам.

Впрочем, фильм все-таки не зря назван именно "Гарпастумом". Игра, которая в голливудских фильмах может стать лишь поводом для демонстрации ее нынешних проволочек (идущая сейчас на экранах комедия "Деньги на двоих") или разгорающихся на фоне ее страстей (экшн "Гол" - в релизе ноября), для Алексея Германа-мл. и спортивного журналиста, а теперь автора идеи, продюсера и одного из сценаристов этого фильма Александра Вайнштейна стала источником для поэзии. Такого рода поэзии, когда мальчики надевают только свои лучшие костюмы, забывают всех своих знакомых девушек и, расшибая друг другу носы и падая в грязные лужи, с особым упоением гоняют один-единственный мяч. И тогда им - целого мира мало.

Инга МЕЛЬНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет