Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Высокое и низкое

24.11.2005
Одна женщина в четырех ипостасях

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Надеюсь, читатель наберется терпения и прочитает эти диалоги до конца: по замыслу только в конце обнаружится суть, к которой сведутся наши беседы с Азой Александровной Апанович.

Торт-триптих и шесть сортов колбасы
- Аза Александровна, откуда у вас увлечение кулинарией?
- Даже не могу сказать. Наверное, от тепла. От тепла кухни, от тепла продуктов.
- А что вы готовите? Что-то авторское или по рецептам?
- Что угодно.

Одна женщина в четырех ипостасях

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Надеюсь, читатель наберется терпения и прочитает эти диалоги до конца: по замыслу только в конце обнаружится суть, к которой сведутся наши беседы с Азой Александровной Апанович.

Торт-триптих и шесть сортов колбасы

-- Аза Александровна, откуда у вас увлечение кулинарией?

-- Даже не могу сказать. Наверное, от тепла. От тепла кухни, от тепла продуктов.

-- А что вы готовите? Что-то авторское или по рецептам?

-- Что угодно. Я все время придумываю, изобретаю, комбинирую. Но готовить каждый день в большом количестве не могу. Это уже далеко от творчества. Как-то мне заказали большой торт. На пять-шесть килограммов. Я назвала его триптих. Нижний слой - одно тесто, крем и оформление, средний - другое, верхний - третье. Каждый слой можно отделить, получатся три разных торта. В моих тортах нет ни грамма химии. Все чистое, крестьянское. А украшаю я их только шоколадом, орехами, ягодами и фруктами. Всего у меня двенадцать авторских тортов.

-- А кроме?

-- Я все люблю готовить. Могу десятки названий привести.

-- Приведите одно. Допустим, что-нибудь из первых блюд.

-- Из первых... Солянка, рассольник, щи - что? Скажу вам так: если у меня нет перловки или нет почки, то не буду готовить рассольник. Это два определяющих продукта. Ну и, само собой, огурцы.

-- Но многие хозяйки обходятся, допустим, без почки - была бы говядина.

-- Косточку говядины, конечно, надо положить. Она даст отвар. А почка, она ведь варится пять минут. Если ее варить долго, она будет жесткой.

-- Сначала надо сварить бульон?

-- Конечно. На медленном огне. Без соли. И пока без пряностей.

-- Бульон сварен...

-- Что теперь приготовить? Украинский борщ? Пожалуйста. Этому я научилась в Запорожье, у настоящей хохлушки. Сначала надо сварить свеклу и морковь - целиком. Можно с картошкой, можно без нее. Что я делаю дальше? Покрошила капусту - бросила. Перед заправкой я кладу лавровый лист, петрушку. Укроп чуть позже. Теперь можно посолить. Для заправки свекла режется или протирается на крупной терке. Как и морковь. Все это с луком, перцем, помидорами или томатом - на сковороду. Масла не надо - достаточно снять жир с бульона. Натушила все это и - в кастрюлю. Теперь надо взять кусочек старого сала, размельчить, растолочь и с растертым чесноком - заправили. Борщ, и любой суп, должен постоять после того, как сварился, без огня. Сметану кладу уже в тарелку.

-- А отбивные?

-- Для отбивных мясо надо предварительно замариновать в вине, в сухом. Я мясо сначала натираю в наборе тринадцати пряностей, обваляю, заливаю вином. Это стоит двое-трое суток. Потом достаю, отбиваю, макаю в яйцо, в сухари, и через пять минут отбивная готова. Если принимаю гостя, не заставляю его долго ждать.

-- А если много гостей?

-- И они долго не ждут. В своем коллективе мы раз в месяц накрываем столы. Естественно, надо что-то приготовить. Например, курицу по-болгарски - ее можно подавать и в горячем виде, и в холодном. А однажды мы поизощрялись. Привезли одну кастрюлю с курицей, а вторую - с рыбой. Но рыба была особая. Купили десять килограммов сырка. Почистили, распотрошили, вымыли. Голову и хвост отрубили. Вытащили хребетики вместе с реберными косточками. От рыбы остаются две половинки, на шкурке. Что дальше? Взяли луковицы лука-порея. Он у нас крупный, и мы его нарезали вдоль тонкими пластинками. Посолили их, обжарили на сковороде со сметаной и вложили в рыбешки, между их двумя половинками. Ту же процедуру проделали с корнем сельдерея и пастернака. Получились три вида начинки. Потом рыбу обжарили, сложили на противень, обмазали ложкой сыра с майонезом - и в духовку. На дружеском обеде сырок был схвачен и съеден мгновенно.

Хор на улице Борьбы

-- Аза Александровна, а не поговорить ли нам о вокале?

-- О пении? Почему нет? Я 55 лет простояла перед хорами. И еще в юности дала клятву, что всю жизнь буду учить людей пению.

-- А что значит - научить петь?

-- Надо знать приемы. Человеческий голос - лучший из музыкальных инструментов. Им надо владеть, как и любым другим инструментом. Я всю жизнь занималась пением. Мой муж был оперным певцом. И сын - профессиональный певец.

-- Но многие поют и без умения.

-- А у меня они начинают петь с умением. Я их учу пению продольному, а не поперечному, вертикальному, а не горизонтальному. Учу, как овладеть всеми тремя регистрами. А еще разбираю с ними, что такое диапазон, тембр, характер голоса.

-- Вы работали с солистами?

-- Нет, я люблю хор. А в хоре, конечно, с каждым работаю индивидуально.

-- Почему хор?

-- Хоровое пение объединяет людей. В хоре мы все единомышленники, друзья.

-- А не устарел ли он, хор?

-- Как он может устареть? В хоре отдельные сердца сливаются в одно сильное сердце. В финале девятой симфонии Бетховена на оду Шиллера "К радости" звучит призыв: "Объединяйтесь, миллионы!". Хоровое пение - самое объединяющее искусство. В отличие, например, от оркестра, где можно перессориться, но симфонию сыграть, а в хоре такое невозможно.

-- И теперь у вас есть хор?

-- Да. Это мой последний, тридцатый хор. Он называется "Воскресение". По воскресеньям мы собираемся в центральной школе искусств на улице Борьбы, чтобы петь.

-- Он при ком, ваш хор?

-- Ни при ком. Мы свободные певцы, ни от кого не зависим. И абсолютно бескорыстны. Я, например, руковожу хором десять лет бесплатно. Сейчас нас сорок два человека. Два юбилея мы отметили концертами в органном зале. Вы-ступаем и в других залах. Выступали мы даже в зоопарке, где, между прочим, познакомились с Петром Ивановичем Суминым, который приходил туда с внуком. И это имело последствия. От губернатора мы получили премию, которую потратили на костюмы. А еще купили синтезатор. К слову, есть у нас и другой спонсор - Татьяна Валентиновна Юдина. Она торгует мужскими костюмами. После одного из концертов она пришла к нам и сказала: "Хочу одеть ваших мужчин". И подарила им по костюму.

-- Аза Александровна, к сожалению, на бумаге хор не может зазвучать, но все-таки попробуем рассказать об одном произведении из вашего репертуара.

-- Хорошо. Я возьму песню, которая связана с моей жизнью. Мои предки с маминой стороны жили в Бологом, оттуда они привезли эту песню. Когда семья собиралась за столом, кто-то запевал "Под серебряной луной". Теперь эту песню в моей обработке мы поем в хоре. Солист Леонид Кучумов - у него крепкий драматический тенор, сейчас он стажируется в оперном театре, а отец и мать поют в нашем хоре, и я иногда прошу его спеть с хором:

Под серебряной луной,

На златом песочке,

Долго девы молодой

Я искал следочки.

Хор повторяет: "Долго девы молодой я искал следочки"... Следочков он не нашел, дева оказалась изменщицей. Солист поет: "О, мне, Боже, помоги" - и тут цезура, пауза: какое слово он произнесет? Проклятие или прощение? И он поет: "Боже, счастья ей пошли и любовь святую". Потом он поет: "А мне, Боже, помоги полюбить другую". Он ее прощает.

У моего учителя по музыкальному училищу при Московской консерватории Евстолии Николаевны Зверевой, которую я чту до сих пор (наш хор - ее имени), есть совершенно необычная обработка песни "При долине куст калины". Там женское трехголосье и теноровая партия. Без басов. И без слов - вокализ.

-- А сами вы пели в оперных хорах?

-- Да. Голос у меня есть, но связки слабые, поэтому не годна как оперный солист. А оперные хоры знаю хорошо. Поэтому, например, мы поем хор крестьян из "Евгения Онегина" П. Чайковского.

В свое время я пела и в "Евгении Онегине", и в "Князе Игоре", и в "Пиковой даме", и в "Кармен" - во всех операх, которые шли тогда в челябинском театре.

Свиноматки и колыбельные

-- Аза Александровна, а что, если я предложу вам разговор о свиноматках и деревне Костыли?

-- Что ж, можно и о свиноматках. Была у нас с мужем одна очень породистая свиноматка. Как-то взялась она пороситься в лютый холод. Иду в свинарник, хватаю только что родившихся поросят, толкаю их под телогрейку и бегу в дом. Только их выложу, возвращаюсь - еще двое. Опять бегу с ними в тепло. Так она принесла мне семнадцать поросят. Потом Юра приехал: "Ну, как дела?". А я уже сижу, отдыхаю от хлопот и волнений. Вон, говорю, посмотри за печкой.

-- Где это было?

-- Это было в деревне Костыли. Когда мы с Юрой вышли на пенсию, у нас был сад на озере Смолино.

-- А Юра - ваш муж, который был...

-- Мой муж Юрий Николаевич Украинцев был оперным певцом. После окончания того же музыкального училища, что и я, он в 1955 году, в возрасте 24 лет, приехал в Челябинск. Здесь он двадцать пять лет пел басовые партии в оперном театре. Пел он Кончака, Гремина, Бартоло в "Севильском цирюльнике"... На пенсию ушел в 49 лет. Не совсем по своей воле. Так вот, когда мы вышли на пенсию, Юре в театре дали квиточек на автомобиль. На "Запорожец" деньги мы как-то собрали, а надо еще столько же на гараж. Что делать? Мы продали сад на Смолино и купили дом в деревне Костыли. Стайку из шлакоблока Юра приспособил под гараж.

-- Это какой год?

-- Это 1980 год. Дом купили, потихоньку стали обзаводиться хозяйством. Сначала появилась овечка, потом - куры, а еще позднее - корова. Случилось это так. Кто-то из соседей пришел и говорит: там, вдоль шоссе, оставили валки сена. Сено замечательное, но никто не убирает. А уже конец октября. Скоро погода испортится и все сгниет. Мы с Юрой нагребли там сена на всю зиму. И стали искать корову. Купили ее в Кременкуле. Еще у хозяйки я взялась подоить корову, но никак не могла попасть струей в подойник. Но тут я как раз уехала в Москву на юбилей Зверевой, корову привели без меня, и доил ее Юра сам.

-- Два артиста стали деревенскими жителями...

-- Да. Юра был не только певцом. Он мог все. Он мог построить дом или веранду к нему, отремонтировать квартиру, подоить корову, принять отел, окот и опорос, остричь овцу, что угодно связать, приготовить вино и закоптить мясо. А еще он мог спеть романс, народную песню или "Колыбельную" Моцарта на немецком языке, написать закат и восход, сочинить внукам сказку. Он очень любил "тихую охоту". Он и умер после нее. Сходил в лес, принес корзину белых грибов. И умер.

У нас с Юрой был особый день - 22 апреля, в тот день мы поженились. По традиции 22 апреля мы оставались только вдвоем перед бутылкой коньяка с лимоном на столе. А однажды в этот день я добиралась в Костыли из Челябинска. Снегу было до колен. Дорогу занесло. Я шла очень долго, выбилась из сил. Когда все-таки добралась, Юра удивился: как же ты смогла? А я смогла, и в тот вечер у нас, как всегда, на столе стояла бутылка коньяка, две рюмки и дольки лимона на тарелке.

Три урожая без лопаты

-- Аза Александровна, а о грядках что-нибудь скажем?

-- Скажем и о грядках. Но теперь наши грядки не в Костылях, а в Березово Курганской области, между Щучьим и Шумихой, и занимается ими моя дочь Арина. У Арины три высших образования, в том числе она зоотехник. Так вот, Арина за два года привела землю в такое состояние, что получает три урожая. Этим летом мы вырастили там сто кабачков.

-- Наверное, у Арины какая-то специальная агротехника?

-- Да. Агротехника такая, чтобы работали микроорганизмы, которые обитают в почве. А их там сотни видов. Не считая червей. Когда землю вскапывают, переворачивают, микроорганизмы погибают.

-- Вы землю не копаете?

-- Нет. У нас высокие гряды, между ними глубокие межи, эти межи Арина заполняет срезанными сорняками, растительными отходами, а сверху засыпает навозом. Этот слой питает гряду. Червей под ним - пропасть. Убрав урожай, Арина cеет на грядах овес - в качестве удобрения.

-- Арина, наверное, где-то вычитала о так называемом органическом земледелии.

-- Да. И Мальцев об этом писал. Что не нужно пахать. Чтобы не нарушать структуру земли. Дочь говорит: черви и рыхлят почву. Она ведь грядки не копает. У нее и лопаты нет.

-- Откуда это у Арины?

-- Не знаю. Наверное, от моих предков - у Юры предки дворяне. Мы все лето живем в деревне. И я все лето хожу босиком. Самое ценное - прикосновение к земле.

-- А прикосновение к искусству?

-- Это одно и то же. Это связано. Все это и есть искусство.

АПАНОВИЧ Аза Александровна

музыкант-педагог, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества. Окончила музыкальное училище при Московской консерватории и Институт имени Гнесиных. Работала хормейстером Челябинской оперы, преподавателем хорового дирижирования и музыкально-теоретических дисциплин музыкального и педагогического училищ. С 1995 года руководит клубом "Воскресение", объединяющим любителей хорового пения. Недавно Аза Александровна Апанович отметила 80-летие.

Высокое восходит от низкого и нисходит к низкому.

Низкое становится высоким. Высокое становится низким. Одно переходит в другое.

Мне это нравится - когда человек сегодня поет в опере, а завтра стрижет овцу. Когда он меняет театральную сцену на огородные грядки. Когда он снимает фрак и облачается в фуфайку. Когда душа у него распахнута на весь диапазон, на все октавы и тембры.

Когда-нибудь люди перемешают все работы и все их перепробуют - не для того чтобы найти самую легкую и чистую, а чтобы взять любую и выложиться в ней охотно, с удовольствием и мастерски.

Если есть у человечества прогресс, то он сводится к тому, чтобы дать людям радость в труде.

Комментарии
Комментариев пока нет