Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Торт не первой свежести

07.12.2005
Корреспондент "Челябинского рабочего" узнал некоторые тайны производителей и продавцов скоропортящихся продуктов питания

Евгения РЕПНИКОВА
Челябинск

Полки супермаркетов ломятся от обилия продуктов. Производители и продавцы постоянно решают одну задачу - как сбыть это "богатство", пока не вышел срок годности? А порой, как оказалось, вопрос ставится по-другому: как скрыть, что он уже вышел? Приглядеться внимательнее к магазинной полке заставило небольшое, но занимательное "происшествие". Сотрудники рекламной службы "Челябинского рабочего" купили торт "Мирэль". По дате выпуска он был свежайший, но обнаружилась еще одна этикеточка. Наперекор первой она упрямо утверждала, что кондитерское изделие изготовлено раньше.

Корреспондент "Челябинского рабочего" узнал некоторые тайны производителей и продавцов скоропортящихся продуктов питания

Евгения РЕПНИКОВА

Челябинск

Полки супермаркетов ломятся от обилия продуктов. Производители и продавцы постоянно решают одну задачу - как сбыть это "богатство", пока не вышел срок годности? А порой, как оказалось, вопрос ставится по-другому: как скрыть, что он уже вышел? Приглядеться внимательнее к магазинной полке заставило небольшое, но занимательное "происшествие". Сотрудники рекламной службы "Челябинского рабочего" купили торт "Мирэль". По дате выпуска он был свежайший, но обнаружилась еще одна этикеточка. Наперекор первой она упрямо утверждала, что кондитерское изделие изготовлено раньше. Неужели торт просроченный?

Как выяснилось, таких "чудес", зачастую непонятных среднестатистическому потребителю, в современной торговле немало.

Кто переклеивает этикетки?

Чтобы разобраться с непонятными этикетками, я отправилась к изготовителям тортов, в ОАО "Хлебпром".

-- Наше предприятие на маркировке указывает дату изготовления и технологической обработки и дату дефростации, то есть замораживания, - поясняет главный технолог кондитерского производства ОАО "Хлебпром" (эта фирма владеет торговой маркой "Мирэль") Галина Акулова. - Дата и час окончания дефростации считаются датой и часом изготовления тортов и пирожных, хранящихся в замороженном состоянии. Обязательным условием для таких продуктов являются срок годности и условия хранения после дефростации (температурный режим).

Так что не пугайтесь двух этикеток с разными датами. По незнанию легко спутать дату разморозки с датой изготовления. Для уверенности можно проконсультироваться у продавцов. Другое дело, если вы обнаружили еще одну дату изготовления либо разморозки. Как показывает практика, "искусственное омоложение" тортов - дело рук продавцов: некоторые гастрономы "под шумок" пытаются сбыть залежалый товар. Поддельные этикетки обычно старательно наклеиваются на настоящие, обнаружить их несложно, главное - не спешить, проверить.

-- К нам обращались покупатели по поводу якобы неудовлетворительного качества продукции, - продолжает Галина Акулова. - Наши специалисты выезжали к покупателям и обнаруживали, что практически во всех случаях были переклеены этикетки. В рейдах по торговым точкам выяснилось, что почти везде это делали продавцы либо товароведы. Безусловно, это обстоятельство влияет на имидж нашей компании, поэтому руководство ОАО "Хлебпром" приняло решение: в случае обнаружения в розничной торговле продукции с переклеенными этикетками компания в одностороннем порядке, без предупреждения, прекращает поставку в эти магазины.

Специалисты советуют: покупая торт, внимательно изучите информацию, представленную на маркировке. Проверьте, не нарушена ли целостность маркировочной ленты, охватывающей коробку с тортом.

Жалобы на магазины-дискаунтеры

В территориальное управление Роспотребнадзора по Челябинской области часто жалуются на "размножающиеся" не по дням, а по часам магазины-дискаунтеры. При этом специалисты замечают, что такая "популярность" - прямое следствие количества: таких торговых точек все больше, потому они и упоминаются чаще. К тому же это магазины самообслуживания, с большим потоком покупателей - у таких и "проколов" больше. Все зависит не от сети, а от менеджеров конкретной торговой точки: нередко один ругает сетевой магазин на своей улице, а в другом районе хвалят его двойника.

Исполнительный директор сети магазинов "Дикси" в Челябинске Михаил Петухов:

-- В нашей сети отдельная служба занимается контролем качества. Минимум четыре раза в месяц проверяем каждый магазин, причем по более жестким стандартам, чем СЭС. Товар отслеживается строго: начиная с его приемки от поставщика и заканчивая ежедневной ревизией. Что касается скоропортящихся продуктов, то тут мы ориентируемся не только на сроки, указанные в документах поставщика, но и на реальное состояние товара посредством срезов на колбасе и сыре.

На моей памяти было всего два случая, когда в наших магазинах отдел контроля качества обнаруживал просроченные продукты и изымал их до поступления на прилавок.

Ломтики поштучно

Как оказалось, есть еще один способ сбыта просроченного торта. Его разрезают, ломтики заново упаковывают, но уже по отдельности. Последний штрих - новая дата, и псевдопирожные уже красуются на витринах. По аналогии с продажей сигарет поштучно. Определить свежесть такого кондитерского изделия можно "на глаз", если торт йогуртовый. Иначе с масляными - наверняка ошибешься в "возрасте". Такие торты и идут на "порубку".

-- То, о чем вы рассказали, категорически запрещено, - возмущается специалист отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области Нонна Кайгородова. - Даже свежие торты ни в коем случае нельзя резать с такой целью, это нарушает стерильность, в свежий разрез могут попасть микробы, инфекция.

Специалисты поясняют, что с настоящими пирожными надо обращаться, как с арбузами: ни резать, ни переупаковывать их нельзя. Запрещено перекладывать куда-либо из тары, в которой привезли. Подавать покупателям можно только специальными щипцами. Это правило зачастую не соблюдается - очередь, когда тут за щипцы хвататься. Продавцы делают проще: пирожные заворачивают в мягкий целлофан, реже - в бумагу. То и другое тоже запрещено.

"Сюрприз" у кассы

Покупателей обманывают и другими способами. Предположим, вы выбрали кефир за 10 рублей 15 копеек. А в компьютере у кассирши - циферка копеек на 50 больше. Казалось бы, пустячок, но копейка за копейкой - сумма-то приличная наберется. Зачастую "качать права" мешает большая очередь, торопливая кассирша, пыхтящие за спиной покупатели. "Есть ли на свете "мужество", каждый в таких случаях решает сам. Но всем нам не помешает знание того, что при закупке "оптом на день рождения", мы, скорее всего, переплачиваем рублей на 30 больше.

Если вам доведется стать свидетелем чудесных превращений циферок, будьте готовы к объяснению: цены изменились, и часть ценников не успели привести в соответствие со штрих-кодами. Как пояснил исполнительный директор сети магазинов "Дикси" Михаил Петухов, у них определено четкое время ревизии ценников и регулирования цен, поэтому вышеуказанные казусы теоретически невозможны.

Повышение градуса

Больная тема - условия перевозки и хранения, соблюдения температурного режима. Если супермаркеты имеют "холодильный" транспорт, то мелкие частники нередко доставляют продукцию в машинах, не оборудованных морозильными камерами. Вот и получается, что срок годности у продукта еще не вышел, но при температуре в 0 градусов вместо положенных -5 он "стареет" быстрее. Плесень на дне торта - не всегда признак "просроченности". Скорее всего, это следствие нарушения режима хранения и перевозки: из-за перепада температур выделяется конденсат - капельки влаги скапливаются на крышке и стекают на дно, создавая комфортную среду для микроспор.

Галина Акулова, главный технолог (ОАО "Хлебпром"):

-- Предприятие гарантирует качество продукции при соблюдении правил транспортирования и хранения. После передачи продукции в торговую сеть ее собственником становится торговое предприятие, оно несет ответственность за соблюдение условий хранения и сроков годности. Распоряжаться продукцией в магазинах и брать на себя ответственность за нарушения в торговой сети ОАО "Хлебпром" не может.

Специалисты советуют не покупать скоропортящиеся товары с приграничным сроком годности, так как нет уверенности, что на протяжении всей цепочки "перевалочных баз" продукция хранилась согласно заданным температурным режимам.

Не все то масло, что им пахнет

Грешат и изготовители - упаковкой, рекламная функция которой подчас затмевает информационную.

-- В соответствии с ГОСТом, наименование продукта - сыр это или конфеты - должно быть напечатано большими буквами, - поясняет ведущий специалист отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Галина Максимова. - Сейчас же на первом плане громадными буквами обозначена торговая марка, и где-то в углу малюсенькими - наименование товара. Привыкнув слышать в рекламе "сок "Добрый", покупатель не сразу увидит надпись "нектар" под большими буквами "Добрый" и "доля фруктового сока - 45-50 процентов" сбоку. Или так называемое масло за 12-14 рублей вроде "Кремлевского". Поверьте, не каждый знает, что не всегда это сливочное масло, а спред (от английского spread - намазывать) - смесь растительного и животного жиров. Госстандарт отменил названия "масло мягкое" и "легкое", четко разграничив, что есть масло, а что "бутербродный маргарин" - спред. Когда на ценниках пишут: "Масло сливочное", а в составе есть растительные жиры, - суррогатный продукт выдается за натуральный.

По ГОСТу, на упаковке должна присутствовать полная информация: от наименования изделия, указания фирмы-изготовителя, срока годности продукта, даты выработки до описания состава, энергетической ценности продукта и медицинских рекомендаций, если он относится к группе диетических, диабетических.

-- Как-то купила торт с большой надписью: "низкокалорийный", - рассказывает пресс-секретарь Роспотребнадзора Светлана Ожеред. - Дома рассмотрела состав, а там энергетическая ценность больше 300 калорий на 100 граммов.

Куча мала

Каждый из нас не раз стоял в три погибели над множеством ценников, устанавливая, какой к какому продукту относится. На прилавке куча сырков десяти видов, а "подвидов" и того больше, и все они свалены в кучу. А рядом - ценники, порой накленные друг на дружку. Кто-то не выдержит, махнет рукой и возьмет наугад, не выискивая, четыре рубля стоит творожный продукт или восемь. В итоге магазину - маленькая прибыль.

Или взять хлебобулочные изделия. В супермаркете, где я частенько отовариваюсь в обеденный перерыв, названия булочек есть только на ценниках. Поди разберись, какая из них "Выборгская", а какая "Московская" : Приходится пять-десять минут сверять одинокие четыре-пять циферок на маркировке-квадратике из самоклеящейся бумаги с цифрами на ценнике. Что касается состава, калорийности, изготовителя и даты выпуска плюшки-рулетика, то попробуйте озадачить этим вопросом работников магазина. И указать на неудобства для покупателя. Информация о товаре должна размещаться в УДОБНОМ для прочтения месте, а не по принципу "абы как".

Завтрашнее молоко

Эта экзотическая разновидность скоропортящихся товаров появляется в некоторых магазинах поздним вечером. Ничего особенного, только, вопреки законам природы, дата выпуска у продукта завтрашняя. Коллега, услышав эту историю, не удивилась. Она покупает молоко вечером, сразу по привозе в магазин. Завтрашняя дата является, по ее словам, "признаком свежести". А ставится она потому, что молоко изготовлено во второй половине дня. С таким "чудом" сталкиваются и сотрудники отдела по защите прав потребителей. Именуется сие явление "авансовой маркировкой".

-- Это серьезное нарушение, - говорит Галина Максимова. - Дата и время изготовления продукта, особенно скоропортящегося, должны ставиться в строгом соответствии с реальным.

Жертвой авансовой маркировки становятся не только сырки, сливки, йогурты, колбаса, но и рыбные консервы. Производители с продавцами наступают на покупателя единым фронтом - дабы не обременять продавцов, сразу ставят "авансовую" маркировку.

Имеет место и неверный порядок цифр указания даты. На молочных продуктах дата изготовления наносится шестью цифрами: час, день, месяц. Некоторые производители указывают: день, месяц, год. В результате вы покупаете пакет молока 5 мая, а в маркировке стоит либо "18.08.05", либо "08.05.04". Вот и угадай, что означают такие "ребусы".

Защита покупателей - дело рук самих покупателей

Государство о защите интересов предпринимателей позаботилось, закон теперь оберегает их от докучливых проверяющих. Бывшая торгинспекция, ныне отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора, теперь проверяет одного и того же предпринимателя не чаще одного раза в два года (ФЗ N 134 "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", глава 2, статья 7). Исключение - наличие письменного заявления-жалобы от потребителя с обязательным указанием конкретного предприятия и данных заявителя (анонимные послания не рассматриваются). Если же ЧП только что зарегистрировано, в отношении него плановые проверки не проводятся три года с момента регистрации. В такой ситуации недобросовестные изготовители и продавцы не очень-то боятся последствий. Законодательство построено так: обнаружено нарушение - заплатишь штраф.

При политике, когда рынок регулирует себя, защищать интересы покупателя должны в первую очередь сами покупатели. На выручку им должны прийти грамотность и осторожность. А если они не помогли - обращайтесь в отдел по защите прав потребителей (приемная территориального управления Росотребнадзора по Челябинской области находится по адресу: г. Челябинск, улица Елькина, 73; телефон секретаря 263-64-90).

Комментарии
Комментариев пока нет