Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ректор Молчанов "находит удовольствие"

14.12.2005
Его называют учителем учителей, а он ощущает себя их защитником

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Сергей Григорьевич Молчанов - ректор Института дополнительного профессионально-педагогического образования, известного в народе как институт усовершенствования учителей. Народ, всегда "зрящий в корень", уловил самую суть своеобразного учреждения и сохранил в названии очень важное слово - "учитель". Им и остается Сергей Григорьевич при всех его должностях и званиях. Наша беседа с ним - тому подтверждение.

- Сергей Григорьевич, вы начинали сельским учителем.

Его называют учителем учителей, а он ощущает себя их защитником

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Сергей Григорьевич Молчанов - ректор Института дополнительного профессионально-педагогического образования, известного в народе как институт усовершенствования учителей. Народ, всегда "зрящий в корень", уловил самую суть своеобразного учреждения и сохранил в названии очень важное слово - "учитель". Им и остается Сергей Григорьевич при всех его должностях и званиях. Наша беседа с ним - тому подтверждение.

-- Сергей Григорьевич, вы начинали сельским учителем. Вспоминаете это время?

-- С огромным удовольствием. Мне было 22 года. Я рвался к самостоятельной жизни, стремился уйти из-под опеки родителей. Распределение в деревню для меня, городского парня, было увлекательным приключением.

Пришел в облоно за подъемными, а главный бухгалтер учителя во мне не признала. У меня были длинные волосы, усы, борода, как у Д'Артаньяна. Отправила к начальнику. А у него в кабинете как раз находился заведующий районо из села Уйского. Он приехал в Челябинск на "уазике" с брезентовым верхом по каким-то своим делам. И говорит: "Завтра еду обратно. Ты - со мной".

На следующий день поздно вечером я был уже в селе Кумляк, куда меня распределили.

-- Мама моя, куда меня занесло! - наверное, подумали?

-- Не угадали. Там было очень красиво. И деревенский воздух опьянял. Остановились около школы. Одноэтажное здание. Двухстворчатая дверь. В ста метрах - дом, где жил директор школы Владимир Михайлович Ильиных. Они с женой меня и встретили. Накормили ужином, уложили спать. А утром я пошел на работу.

-- Но жили ведь, наверное, не у директора школы?

-- Нет. Сначала нам дали пол-избы с русской печью на троих с учителем физики и учителем рисования. Но очень скоро переселили в квартиру, где было четыре комнаты. Выдали рукомойник, флягу под воду, посуду, кровати, даже газовую плиту.

-- А как же трудности сельской жизни?

-- О них я почему-то не помню. А вот забота, гостеприимство, уважение не забылись. Как в магазине нас пропускали без очереди. Как заведующая колхозной столовой звонила в конце уроков и звала нас на чай. Но сначала угощала жареной картошкой. Как коллеги приносили нам что-нибудь вкусненькое: кто кусок сала, кто кусок пирога или блинов к чаю.

Мы не платили ни за электричество, ни за жилье, ни за дрова. Осенью нам привезли полный кузов картошки. И тоже не взяли ни копейки.

-- скука сельской жизни не заедала?

-- Нам не было скучно. Нас, молодых специалистов, приехало в тот год сразу пятеро: трое парней и две девушки. Мы ходили на лыжах. Вместе с учителями из соседней Вандышевки отмечали дни рождения, праздники, Новый год. А танцы в саду под деревьями - это было просто упоительно!

-- Не там ли вы встретили свою жену?

-- Нет. Я проработал в селе полтора года, когда умер отец, и мать осталась без средств к существованию. Мне пришлось вернуться в Челябинск. Мама не работала, поскольку детей в семье было шестеро. Я - последний. Все разъехались. И забота о матери легла на меня.

Я долго не женился, до 32 лет. У меня была небольшая зарплата. И я не считал возможным делить ее на троих. Но неожиданно для себя самого влюбился. И женился по большой любви. У нас родился прекрасный мальчик. Мы вместе вот уже 22 года, и теплота наших отношений сохранилась. Мне даже кажется, что я люблю свою жену еще больше, чем раньше.

-- Есть ли у вас идеал учителя?

-- Это моя первая учительница, фотографию которой я до сих пор храню. Ее отличала необыкновенная, но неброская доброта. Она по-матерински брала ребенка за руку и спокойно, ласково вела его по жизни. Когда она заболела и в класс пришла другая учительница, жизнь потеряла для меня все краски. Я плакал. Для меня эти дни стали трагедией, стрессом. Так много Антонина Дмитриевна для меня значила.

-- какой недостаток вам труднее всего простить?

-- Не терплю вранья, даже мелкого. И еще воровства. Не только когда крадут мое личное имущество, но и того, что принадлежит всем нам, коллективу.

-- могли бы ради общего отказаться от личной выгоды?

-- Мог бы! Проверено. Когда пришел в 1999 году в институт, у нас была страшная столовая. И первое, что я сделал, отремонтировал обеденный зал. Откуда, думаете, взял деньги? Заключил договор с министерством образования и науки на разработку методики аттестации. Как исполнитель я мог получить эти деньги и взять их себе. Но часть суммы потратил на приобретение столов, стульев и ремонт столовой.

-- Вас не подкалывали недоброй шуткой, что учат других те, кто сам ничего не умеет?

-- Подкалывали, и не раз. Даже у моей мамы возникало похожее ощущение. Помню, когда я сообщил ей о том, что защитил кандидатскую диссертацию, она отреагировала так: мол, хорошо, конечно, но жаль, что ты работаешь не по специальности. А я как был, так и остаюсь учителем. Преподавательскую работу не бросал никогда. Много лет занимался ею в педагогическом институте. Когда сын учился в школе, меня просили проводить уроки. И я с удовольствием это делал. Вряд ли кто-то даже из филологов помнит, что слово "учитель" пришло из санскрита и означает буквально человека, который "находит удовольствие".

И сейчас продолжаю читать лекции, принимать у студентов экзамены.

-- Профессия "учитель" - это мечта детства?

-- Нет, я хотел быть писателем, поэтом. Но, поступив в институт, увлекся лингвистикой. Тема моей дипломной работы - "Сквозная метафора в романах Франсуа Мориака". Потом мои научные интересы ушли в сторону педагогики.

-- Вы идете к цели прямой дорогой или обходным путем?

-- Я бываю жестко прямолинейным, но тогда мне приходится затрачивать больше усилий для достижения цели. Когда отступаю, все получается проще и как бы само собой.

-- Вы умеете отступать?

-- Думаю, да.

-- А признавать ошибки?

-- Делаю это с большим неудовольствием. Но могу повиниться, если был не прав.

-- Было ли вам стыдно за какие-то свои поступки?

-- У меня, как у любого другого человека, есть такие эпизоды в жизни, о которых не хочется вспоминать. Какие-то факты из своей биографии люди прячут в глубине души. И я поступаю точно так же.

-- Вы много ездили по стране, от Краснодара до Ханты-Мансийска. Отчего не сиделось дома?

-- Так сложилось. Когда состоялся последний учительский съезд в Советском Союзе, учителя жаловались на судьбу, зарплату и т.д. И тогда наш Верховный Совет принял мудрое решение: поднять зарплату, но дифференцированно. Ведь все работают по-разному. Надо было придумать методику оценки профессионального уровня учителя, его компетентности. Я вошел в состав федеральной группы. Написал докторскую диссертацию по этой проблеме. С тех пор работаю в составе рабочих групп при министерстве РФ. В наш институт часто обращаются за помощью из Салехарда, Кемерово и т.д.

-- А что вы делали в Париже?

-- У нас давние контакты с международной организацией, которая занимается подготовкой социальных педагогов. Поэтому я участвовал в международных семинарах в Париже, Севре (Франция) и Амстердаме (Нидерланды) по этой проблеме.

-- Ваша задача как ректора - научить учителя?

-- Прежде всего защитить его от произвола и субъективизма, что позволяет, кстати, сделать моя методика. Она утверждена приказом нашего министра как действующая на территории нашей области.

Мне всегда хотелось создавать комфортные условия для профессиональной деятельности учителя. Ведь его инструмент не молоток, не пила и не кувалда, а собственная личность. Он расходует самого себя. Это племя энтузиастов и бессребреников, для которых труд - даже не профессия, а образ жизни, склад личности. Учителю обязательно нужно восстанавливать свои силы. Не случайно ведь остро стоит вопрос о его преждевременном психическом и эмоциональном выгорании.

-- Значит, вы не столько учитель учителей, сколько их защитник?

-- Вот именно! Сейчас благодаря программе информатизации, когда нам выделили немереные деньги (я только что подписал договор и все еще под впечатлением от суммы в 617 тысяч долларов США на три года), мы можем сделать для учителя немало. Моя мечта - обеспечить учителя конспектами уроков по всем предметам, чтобы он не тратил время на подготовку, а посвятил его отдыху, общению с друзьями, накоплению положительных эмоций. Вот почему мне нравится моя работа. И я доволен тем, что мне доверили это поле деятельности.

Сергей Григорьевич Молчанов доктор педагогических наук, отличник народного просвещения, член академии гуманитарных наук РФ. Окончил факультет иностранных языков ЧГПИ, работал учителем, ответственным секретарем Челябинского областного отделения педагогического общества РСФСР, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики ЧГПИ. С 1998 года - ректор института дополнительного профессионально-педагогического образования. Автор 150 публикаций. Руководитель международных проектов в рамках программы ТАСИС "Социальный педагог", "Аттестация педагогического персонала".

Комментарии
Комментариев пока нет