Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир КАРАМАНОВ: "Эффективная бюрократия бывает только при демократии"

15.12.2005
Топ-менеджер компании "Транснефтепродукт" считает неэффективными попытки административным путем отрегулировать рынок

Сергей БЛИНОВСКИХ
Челябинск

Известный уральский предприниматель Владимир Караманов последние несколько лет нечасто появляется в родном Челябинске. Оставив руководство трестом "Уралнефтегазстрой", а совсем недавно и руководящую должность в региональном отделении партии "Союз правых сил", он переехал в столицу. В подчинении у первого вице-президента компании "Транснефтепродукт" 19 тысяч работников, в его обязанности входит координация инвестиционных проектов стоимостью более одного миллиарда долларов.
Откровенно говоря, очень немногие земляки Владимира Алексеевича могут похвастаться столь успешной карьерой на федеральном уровне. Сделав выбор между активной политикой и должностью в крупной государственной компании, Владимир Караманов сохранил способность высказывать собственное мнение по самому широкому кругу вопросов современной российской действительности.

Топ-менеджер компании "Транснефтепродукт" считает неэффективными попытки административным путем отрегулировать рынок

Сергей БЛИНОВСКИХ

Челябинск

Известный уральский предприниматель Владимир Караманов последние несколько лет нечасто появляется в родном Челябинске. Оставив руководство трестом "Уралнефтегазстрой", а совсем недавно и руководящую должность в региональном отделении партии "Союз правых сил", он переехал в столицу. В подчинении у первого вице-президента компании "Транснефтепродукт" 19 тысяч работников, в его обязанности входит координация инвестиционных проектов стоимостью более одного миллиарда долларов.

Откровенно говоря, очень немногие земляки Владимира Алексеевича могут похвастаться столь успешной карьерой на федеральном уровне. Сделав выбор между активной политикой и должностью в крупной государственной компании, Владимир Караманов сохранил способность высказывать собственное мнение по самому широкому кругу вопросов современной российской действительности.

-- Владимир Алексеевич, читатели "Челябинского рабочего" очень мало знают о том, что собой представляет компания "Транснефтепродукт".

-- Сфера деятельности нашей компании - транспортировка светлых нефтепродуктов, от дизельного топлива и бензина до авиационного керосина, по системе трубопроводов протяженностью более 20 тысяч километров. По итогам 2004 года нами было отгружено около 27,3 миллиона тонн нефтепродуктов, из них около 17 миллионов - на экспорт.

Компания имеет стратегическое значение для обороноспособности страны, поэтому 100 процентов ее акций находятся в собственности государства. "Транснефтепродукт" наряду с такими компаниями, как "Газпром" и "Транснефть", относится к естественным монополиям. Только они качают газ и нефть, мы же транспортируем по трубам продукты нефтепереработки.

-- Какова ваша роль в структуре "Транснефтепродукта"?

-- В руководстве компании я курирую инвестиции, вопросы эксплуатации, реконструкции и капитального ремонта трубопроводов, а также отношения с органами государственной власти.

Кстати, о масштабах деятельности "Транснефтепродукта" лучше всего говорит проект строительства трубопровода "Север", который пройдет по территории шести субъектов Федерации и завершится в порту города Приморск Ленинградской области. Идея принадлежит президенту компании Сергею Маслову. Протяженность трубопровода составит 1109 километров, а общая стоимость проекта - около одного миллиарда долларов. Таким образом, к июлю 2007 года Россия впервые получит собственный порт по перевалке нефтепродуктов через систему трубопроводов. Это позволит примерно на треть снизить стоимость транспортировки нефтепродуктов и соответственно сделать российские компании более конкурентоспособными на внешнем рынке.

-- Пример, действительно, впечатляет. Однако за годы экономических реформ получило распространение мнение о том, что государство не может быть эффективным собственником.

-- На эту тему можно много рассуждать. Но в одном я твердо уверен. Труба должна принадлежать только государству. Отдать в частную собственность магистральные трубопроводы - значит поставить под угрозу национальную безопасность России. Что сделает частник в случае энергетического кризиса в каком-либо регионе? Поднимет тарифы на транспортировку энергоносителей! Это будет выгодно лично ему, но поставит под удар интересы региона и страны в целом.

Что касается эффективности бизнеса - будь это частная или крупная государственная компания, - то в итоге все решает грамотный менеджмент. В этом смысле АК "Транснефтепродукт" начиная с 2000 года, когда в компанию пришло новое руководство, раз за разом доказывает свою успешность.

Это непросто. Прежде всего потому, что транспортировка нефтепродуктов - чрезвычайно ответственная деятельность. Наши трубопроводы отвечают всем требованиям безопасности. Единственное, что тревожит, - проблема криминальных врезок.

-- Воруют много?

-- Дело даже не в том, сколько. Возможно, для такой большой компании, как "Транснефтепродукт", это не столь значительная величина. Важнее, что такие врезки ставят под угрозу безопасность жителей населенных пунктов, мимо которых проходит трубопровод. Труба ведь может просто не выдержать такого внешнего воздействия. Ликвидация последствий подобной катастрофы ляжет не только на компанию, но и на весь регион. Грустно признавать, но эта ситуация нередко имеет и коррупционное происхождение. Случается, что бензовозы, откачивающие топливо через криминальные врезки, сопровождают: машины ГАИ. В последнее время проблема криминальных врезок на магистральных трубопроводах остро встала и для Челябинской области, что вынудило меня напрямую обратиться за поддержкой к губернатору Петру Сумину.

-- Вы можете объяснить, почему в стране, которая является одним из мировых лидеров по объемам добычи нефти, такие высокие цены на бензин?

-- А вы вспомните, сколько сегодня стоит на внешнем рынке нефть. Около 60 долларов за баррель. Естественно, это не может не отражаться на внутренних ценах.

-- Но почему россияне в своей стране должны покупать бензин по мировым ценам?

-- На этот вопрос нет простого ответа. С одной стороны, государство обязано как-то влиять на состояние бензинового рынка внутри страны. Оно, к примеру, могло бы сделать так, чтобы нефтяным компаниям было выгодно перерабатывать и реализовывать топливо в России. Сегодня РФ в основном экспортирует сырую нефть, получая за нее "быстрые деньги". Мы недостаточно вкладываемся в развитие нефтеперерабатывающей промышленности.

С другой стороны, все видели, к чему привели попытки правительства Юлии Тимошенко на Украине "порулить" бензиновым рынком. Страна на несколько дней была ввергнута в жесточайший топливный кризис.

-- Арабские Эмираты тоже экспортируют сырую нефть. А цена бензина там - 30 центов за литр. У нас, если не ошибаюсь, она приближается к 60 центам.

-- Точно могу сказать, что стоимость транспортировки бензина по системе трубопроводов "Транснефтепродукта" в конечной цене литра бензина почти не видна. Более того, устанавливается она государством.

Конечно, нужно говорить о сверхприбылях нефтяных компаний. Все мы помним, что относительно недавно нефть стоила 30 долларов за баррель. Как специалист я знаю, что себестоимость ее переработки за это время не выросла в два раза. Зато пропорционально мировым ценам увеличились доходы нефтяников.

С точки зрения бизнеса такое поведение руководства компаний объяснимо и понятно. Только это, без всякого сомнения, негосударственный подход.

Вариантов решения бензиновой проблемы может быть несколько. Это и пересмотр налогового бремени на нефтяников, и создание государственного топливного резерва. Важно понимать, что рост цен на продукты нефтепереработки в нашей стране влечет за собой общее удорожание жизни. Поэтому, на мой взгляд, логика личного обогащения со стороны собственников нефтяных компаний в этой сфере недопустима и неприменима.

-- А может, все-таки отнять и поделить? Взять у самых богатых, чтобы поддержать самых неимущих. И таким образом решить проблему бедности в стране?

-- Это очень напоминает продразверстку времен "военного коммунизма". Ясно, что и результаты будут такие же: накажут самых трудолюбивых. Предприятия перестанут вкладывать средства в новые технологии: ведь все равно состригут все "лишнее". В лучшем случае будут необоснованно повышать зарплату своим работникам, чтобы не отдать "чужим". Или еще проще: сверхприбыль в отчетах станут прятать. Экономика лишится главного стимула в условиях рынка: стремления к повышению прибыли.

-- Но есть же положительный мировой опыт перераспределения доходов.

-- Когда говорят: "Давайте просто раздадим деньги бедным", часто имеют в виду опыт Норвегии, где таким образом делят на весь народ поток нефтяных доходов. Но в Норвегии не решают проблему бедности, там раздают сверхприбыль страны всему народу. Это их выбор: может, им больше не на что тратить. Там и ВВП на душу населения в несколько раз выше нашего. Бедных в российском понимании там наверняка просто нет.

Последствия простой раздачи денег в нашей стране будут весьма специфическими. Многие из малоимущих прекратят попытки повысить доходы за счет собственных трудовых усилий. Зачем стараться, если и так дадут. С другой стороны, мы рискуем получить новый немалый отряд чиновников, занятых одним очень приятным делом - дележом денег.

Но если государство обратит свои усилия на снижение налогового бремени на производство, то одно это приведет к росту рабочих мест. И бедных в стране станет меньше. Путем снижения налогов надо дать возможность больше зарабатывать тем, кто занят в коммерческой сфере. И одновременно поднять пенсии и некоторые виды адресных социальных пособий.

Если же, как вы говорите, "отобрать и поделить", бедность будет только расти.

-- У вас есть ответ на вопрос, куда потратить деньги Стабилизационного фонда?

-- Очевидно, что цены на нефть не могут бесконечно долго держаться на нынешнем уровне. Думаю, в будущем году следует ждать их снижения до 30-40 долларов. Поэтому уже сегодня нужно задумываться о поддержке тех секторов экономики, которые способны обеспечить стране динамичное развитие на ближайшую перспективу. Нам нужно стимулировать рост в перерабатывающей промышленности, в точном машиностроении. Это сферы, где мы сохранили достаточный потенциал.

Кроме того, необходимы государственные инвестиции в интеллектуальную собственность. Наша металлургия вполне работоспособна и может успешно конкурировать на мировых рынках. Самолетостроение немного ослабло, но военная часть этого профиля по-прежнему в мировой табели о рангах стоит на первом месте.

-- Коррупция по-прежнему тормозит развитие страны?

-- Да, и эта проблема тесно увязана с дискуссией о том, насколько велико должно быть вмешательство государства в экономику. Я придерживаюсь мнения, что необходимо ограничивать полномочия государственных органов в тех секторах, где они либо не нужны вовсе, либо могут быть возложены на саморегулирующиеся организации. Кстати, такой взгляд совпадает с позицией политического руководства страны.

Эффективная бюрократия существует только в демократических странах, поэтому наша власть должна решить, чего она хочет. Если просто командовать - тогда она должна смириться с неэффективностью и коррупцией. Если хочет, чтобы не было коррупции и было эффективное управление, необходимо развить демократические институты.

Комментарии
Комментариев пока нет