Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как я стал омоновцем

17.12.2005
Корреспондент "Челябинского рабочего" провел сутки в "шкуре" сотрудника Южно-Уральского УВД на транспорте

Михаил ШТАЮРА
Челябинск - Екатеринбург - Курган

- Здравия желаю!- приветствую на железнодорожном вокзале Челябинска сотрудников ОМОНа Южно-Уральского УВД на транспорте, за минуту до этого для пущего реализма облачившись в милицейскую форму. Знакомимся. У командира группы Олега и двоих его сослуживцев Андрея и Алексея железные рукопожатия. Бойцы фамилий своих не "светят", специфика службы популярности не приветствует. Да и ни к чему она.

Корреспондент "Челябинского рабочего" провел сутки в "шкуре" сотрудника Южно-Уральского УВД на транспорте

Михаил ШТАЮРА

Челябинск - Екатеринбург - Курган

-- Здравия желаю!- приветствую на железнодорожном вокзале Челябинска сотрудников ОМОНа Южно-Уральского УВД на транспорте, за минуту до этого для пущего реализма облачившись в милицейскую форму. Знакомимся. У командира группы Олега и двоих его сослуживцев Андрея и Алексея железные рукопожатия. Бойцы фамилий своих не "светят", специфика службы популярности не приветствует. Да и ни к чему она. На троих моих "сослуживцев" не меньше 15 служебных командировок в Чечню. Атлетичные серьезные парни с пистолетами на ремнях. С такими не страшно в огонь и воду. Наша, теперь уже совместная задача, на первый взгляд, проста, но одновременно непредсказуема. Сопроводить три состава, следующих по отрезкам Челябинск - Екатеринбург, Екатеринбург - Курган и Курган - Челябинск. Проверить вагоны на наличие оружия, наркотиков, безбилетников, незаконных мигрантов и пресечь любые посягательства на безопасность пассажиров и поездных бригад.

Работа начинается уже на вокзале. Пассажиры подводят к нам невесть откуда взявшегося дедушку. У старичка разбита голова, он с трудом видит, слышит и передвигается по грешной земле.

-- Эх, где ж тебя угораздило-то? - бережно подхватывает под руку пенсионера Алексей и уводит в дежурную часть.

Дедуле помогли, пора в путь. Объект первый - поезд сообщением Симферополь - Свердловск. Проверку начинаем, едва войдя в вагон, поскольку надо успеть до Каменска-Уральского, где полномочия сотрудников Южно-Уральского УВД на транспорте уже не действуют.

-- Здравствуйте, у вас спокойно? - проходя по вагонам, вежливо интересуется Андрей у дежурных проводниц. Железнодорожницы улыбаются: мол, порядок! Одна признается, что "пировали тут одни, да в Челябинске сошли".

-- Еще дембеля едут, но они не пьют, потому что денег нет, - "докладывает" женщина.

Проходим по вагонам, пассажиры, завидев бравых парней в форме, притихают. Кто потягивал пивко, на минуту отставляет в сторону бутылку. А вот и те самые дембеля. Андрей проверяет военный билет у одного из них и спрашивает с напускной строгостью: "Ну что, ничего в армии не украли?".

-- А чего там красть-то!- отшучивается побритый наголо паренек.

В соседней плацкарте крепко спит азербайджанская семья: мужчина лет 40, его жена и маленький сын.

-- Предъявите документы, - расталкивает южанина Алексей.

Разбуженный джигит находит паспорт и что-то невнятно лепечет про Астраханскую область. Омоновец начал было составлять протокол о нарушении миграционных правил, однако тревога оказалась ложной. Более положенных без регистрации трех дней южные гости в России нигде не задерживались. За исключением недели, когда жена азербайджанца угодила на больничную койку в Астрахани. Мигранты держат путь в Новый Уренгой на заработки и закона не нарушают.

-- Сейчас в поездах поспокойнее, - поясняет Олег, - а что лет восемь назад творилось:

Зоопарк на колесах

Были времена, когда пассажирские составы из южных республик напоминали зоопарк на колесах. Потягивая чаек, омоновцы с хохотом вспоминают, как однажды выходцы из стран бывшего СССР пытались провезти в туалете: живого ишака. Каково же было удивление милиционеров, когда, открыв дверь, они увидели бедное животное, стоявшее в тесноте уборной на задних копытах. Андрей однажды обнаружил в служебном купе двух баранов, а на Алексея в одном из рейдов в поездном туалете нашипел взгромоздившийся на унитаз гусь. В поезде сообщением Бишкек - Свердловск "замели" пассажира, который вез с собой в коробке не меньше 300 черепах. Узнав, что в вагоне стражи порядка, киргиз "скинул" груз на ближайшей станции. Долго затем в маленьком уральском городке гадали о причинах внезапного нашествия земноводных.

-- Помню, бишкекский поезд сбил лошадь, - рассказывает Олег, - пока мы из середины состава с проверкой шли в "голову", прошло минут десять. Глядим, проводник в купе уже следы крови затирает. "Ну что, где мясо?"- спрашиваю. А он в ответ - мол, о чем вы? Вот хитрецы! За считанные минуты умудрились лошадь в поезд втащить, разделать, расфасовать и по углам попрятать!

Чтобы схорониться в углах состава, пассажиры-иностранцы порой ломают все представления о физических возможностях человека.

-- Как-то в поезде Москва -Ташкент захожу в купе "рассчитать" пассажиров, - вспоминает Андрей. - Казалось бы, по документам все в порядке, но чутье подсказывает: что-то не так. Голову подымаю - ба-а-а! На багажной полке, куда максимум пару чемоданов можно поставить, лежат трое китайцев. Глядят на меня и глазами хлопают.

Однажды лютой зимой где-то в Оренбуржье омоновцы шли с ревизорами по вагонам в поисках безбилетников. Почуяв неладное, десятки "зайцев" спрыгнули на ближайшей станции, но двое оказались пронырами, каких свет не видывал. В 30-градусный мороз, уцепившись за поручни, "джентльмены удачи" проехали полуторачасовой перегон, едва не превратившись в живые сосульки.

Бывало и не до смеха.

-- Прибегает как-то проводник, - вспоминает Алексей, - там, говорит, человек с ножом буянит. Заходим в купе, внутри все в крови. Пассажир не в себе, забрался на верхнюю полку и вены вскрыл.

Ножи в вагонах - вообще больная для омоновцев тема. Бывает, поезд, скажем, из Казахстана, буквально наводнен национальными "саблями", только поди докажи, что это холодное оружие. А случись конфликт, горячие пассажиры сразу хватаются за клинок.

"Дамский угодник"

Прибыв в Екатеринбург, оперативно пересаживаемся на поезд сообщением Свердловск- Бишкек. Бывает, пассажирский состав N 306, формирующийся в Кыргызстане, сутками идет без воды. Внутри жутко холодно, окна заклеены скотчем, в тамбурах беспорядочно свалены мешки с углем. В одном из вагонов прорвало трубу, поручни в коридорах кое-где отваливаются. Одним словом, разруха.

-- Ой, какие мальчики! Вот вы и будете меня охранять! - заявляет с порога белокурая пассажирка по имени Евгения.

Девушка оказывается чемпионкой России по боулингу, она направляется в Астану на турнир с призовым фондом 10000 долларов и везет с собой четыре шара. В неуютном поезде, под завязку забитом киргизами, привлекательная блондинка выглядит белой вороной.

Проводники-южане особо приветливы. Чай в бишкекском поезде покрепче, но и работы для омоновцев здесь намного больше. Словно по заказу, в Каменске-Уральском к нему прицепляют еще и вагон с осужденными. Но нам и без Столыпина забот невпроворот. Проверку ведем, блокируя по очереди вход и выход в каждый тамбур. Багажа у южан, спящих прямо в куртках, - тонны. На полках огромные сумки с товаром, который в бедствующей республике ни на какие коврижки не обменяешь: телевизоры, магнитофоны, одежда, обувь, игрушки, продукты. В вагонах вскрываем все люки и потаенные отсеки, в которых так часто везут что-нибудь запрещенное. Проводница, которая, казалось бы, по статусу должна особенно чтить закон, не удержалась и схоронила свою сумку среди кулей с бельем.

-- Ну чего прячешь-то, - недоумевают омоновцы и проверяют багаж железнодорожницы. Оказалось, женщина везет на родину пакет с сыром и орехами и новые сапоги. Здесь же, открывая аптечку, обнаруживаем: огромного вяленого карпа.

В третьем по счету вагоне расталкиваем спящего южанина для проверки документов. Киргиз, с трудом изъясняясь по-русски, выкладывает всю подноготную и скудное содержимое сумки. Жалуется, что ездил на заработки в Тюмень, пахал на стройке на одного азербайджанца, а тот ему за семь месяцев ни копейки не заплатил.

-- Умнее надо быть, - философски замечает Андрей, вертя в руках новогодние игрушки, купленные южанином в уральской столице.

-- Что-то безбилетников нет, - рассуждают вслух стражи порядка, проверив три вагона.

Милицейское чутье не подводит. В четвертом плацкарте вместо 28 по документам оказывается 29 пассажиров. Проводник на удивление легко сдает "зайца" :

-- Попросился тут один парнишка до Петропавловска:

Андрей будит безбилетника, а мы с Алексеем отправляемся в рабочий тамбур и вскрываем отсек в стене, который железнодорожники называют карманом. О-па! Внутри - огромная коробка, набитая четырьмя десятками блоков с дорогими дамскими сигаретами. Найти "заядлого курильщика" оказалось проще простого. Безбилетник тут же признается, что "секретный" багаж принадлежит ему. "Дамского угодника" усаживают вместе с проводником в рабочем купе для дачи письменных показаний. Андрей берет в кулак с татуировкой "За ВДВ" ручку и старательно начинает заполнять бумаги. Их не менее 15, в итоге процедура растягивается на полтора часа. Железнодорожник прекрасно знал, что идет на преступление (провоз безбилетника карается статьей 165 УК РФ), а в поезд нагрянет милицейская проверка, однако все же приютил земляка. Почему?

-- Надеялся, наверное, что мы до его вагона не успеем дойти, - рассуждает Олег. - Понимаешь, зарплата проводников в Кыргызстане- всего 600-700 рублей в месяц, что примерно и составляет размер таксы для "зайцев". А уголь для обогрева вагонов железнодорожникам приходится покупать на свои деньги. Потому, кстати, зимой безбилетников больше. Жалко, конечно, южан, но закон есть закон.

Теперь сентиментального проводника ждет заочное судебное разбирательство. Если Фемида признает его вину, в казну российского государства из зарплаты железнодорожника вычтут крупный штраф. Рецидив провоза "зайца" может обернуться ему уже сроком, хотя, скорее всего, условным.

Дом, семья, работа...

Около полуночи прибываем в Курган и передаем коллегам документы на проштрафившихся южан. Отсюда нам предстоит провести финальный рывок: сопроводить до Челябинска пассажирский состав Караганда - Москва. Начальник поезда отчитывается, что едет "без происшествий". Пассажиров не тревожим, не имеем права досматривать после 23 часов.

-- Сигнальте нам, если что, - предупреждаем казаха-железнодорожника, а сами располагаемся в пустующем купе. С местами повезло, а бывает, что в сезонный пик перевозок в вагонах и тамбурах из-за многочисленных пассажиров и объемного багажа яблоку негде упасть. Тогда милиционерам приходится ютиться в коридорах.

Самое время чайку хлебнуть и поговорить "за жизнь". О чем беседуют омоновцы? Да о том же, что другие мужики: о машинах, футболе, девушках... О погибших товарищах, о том, почему в последнее время упал престиж милицейской службы и как на скромную зарплату прокормить семью. Бойцы - настоящие правдорубы и за словом в карман не лезут. Ранним утром прибываем в Челябинск.

-- Где Новый год-то встречать будете? - интересуюсь на прощание у ребят.

-- На работе, - вздыхает Олег, - но мы уже привыкли, служба такая!

Комментарии
Комментариев пока нет