Новости

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Святочные торжества

05.01.2001
Когда появился этот праздник и как его отмечают

Анна БЫЧКОВА
независимый журналист

Празднование Нового года в наше время тесно переплелось со святочными торжествами, посвященными Рождеству Христову. Святки (это слово во многих европейских языках, особенно славянских, означает "праздник") проходят начиная с сочельника и до дня водокрестья (когда Христа крестили). Православная церковь отмечает Рождество по старому стилю, то есть с вечера 6 января по 19 января. Поэтому получается, что официальный Новый год не совпадает с рождественскими святками, однако это не мешает переносить рождественские традиции на 31 декабря.
Святки издревле праздновали и в Древней Греции, и в Риме, и в Египте, и в других странах времен античности.

Когда появился этот праздник и как его отмечают

Анна БЫЧКОВА

независимый журналист

Празднование Нового года в наше время тесно переплелось со святочными торжествами, посвященными Рождеству Христову. Святки (это слово во многих европейских языках, особенно славянских, означает "праздник") проходят начиная с сочельника и до дня водокрестья (когда Христа крестили). Православная церковь отмечает Рождество по старому стилю, то есть с вечера 6 января по 19 января. Поэтому получается, что официальный Новый год не совпадает с рождественскими святками, однако это не мешает переносить рождественские традиции на 31 декабря.

Святки издревле праздновали и в Древней Греции, и в Риме, и в Египте, и в других странах времен античности. Это были дни "солнцеворота", когда уходила самая длинная ночь и солнце поворачивало на весну. Египетские жрецы в эти дни отмечали восстание Озириса, персы - день рождения богини Мифры, индусы - праздник Угады, норвежцы веселились в честь бога Тора, а в Дании - Одина. Все это были божества, связанные с солнцем. У римлян праздники эти попросту именовались "днями солнца". А самую длинную ночь древние народы почитали как мать Света.

Уже в древности святочные торжества отмечались народными гуляньями и маскарадами. Сначала это были священные обряды языческих народов, когда священнослужители одевались в личины и костюмы, соответствовавшие тем или иным божествам, и ходили по улицам городов, разыгрывая сцены из жизни богов и восславляя возврат солнца. Позднее маскарад превратился в веселое гулянье всего народа.

В святки гуляющие носили с собой по улицам ветви вечнозеленых растений, как бы славя неумирающую природу. Живыми зелеными ветвями украшались и пиршественные залы. Отсюда и пошел европейский обычай ставить в доме в Новый год елку - его первыми возродили в Германии несколько веков назад. Там же придумали наряжать ее разноцветными шарами, игрушками, конфетами. Изначально эти игрушки и сласти играли роль подарков - дети срывали их с веток. Потом пришел обычай класть подарки под елку. В Германии украшение новогодней елки возводилось в ранг высокого искусства. Фигурки располагались по веткам так, что, путешествуя от корней до верхушки елки, можно совершить целое сказочное путешествие. Эта особенность блестяще описана в сказке Гофмана "Щелкунчик", прошла основной музыкальной темой в балете Чайковского и наглядно воплощена в одноименном русском мультфильме.

В славянских странах новогодние вечер и ночь посвящены божеству, также связанному с весной и солнцем. Этот праздник именуется днем святого Василия, а в просторечии - Овсенем, или Таусненем, или Усеном. Авсень, или Овсень был божеством, покровительствовавшим весенним посевам, не случайно его имя связывают с овсом, а также с названием "песни О ВЕСНЕ". Многие ученые склоняются к мнению, что раньше это языческое славянское божество чествовали в начале марта, потому что Новый год исчисляли как раз с этого весеннего месяца. Когда же Петр Первый изменил древнее летоисчисление и предписал считать год с 1 января, чествование Овсеня автоматически переместилось на Васильев вечер. В честь этого древнего покровителя весенних посевов в некоторых деревнях, особенно на юге и западе России, а также в Малороссии и на Карпатах, по сей день в красный угол рядом с елкой ставят сноп овса или пшеницы, а под ноги входящим гостям или колядовщикам бросают хлебные зерна. Их собирает хозяйка дома и сберегает для будущего посева.

Коль речь зашла о колядовщиках, стоит остановиться на этом красивом обряде, к сожалению, сейчас невозможном для отправления в большом городе. Колядование, то есть восславление хозяев и Господа бродящими от избы к избе группками молодежи, предполагает открытость, когда хозяева без опасения могут распахнуть дверь незнакомым. Особо описывать процесс колядок нет смысла: все мы его прекрасно представляем по замечательному произведению Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством". А вот само слово "коляда" заслуживает внимания. У него огромное количество толкований. Многие ученые относят его к греческим "календам", но "календы" праздновались в Греции ежемесячно, в то время как европейская "коляда" относится только к святкам. Знаменитый переводчик Гомера Гнедич производил слово "коляда" от греческого "холейдес", что означает "кишки" - имеются в виду кишки, круги колбасы, которую бросали в мешок колядующим в Малороссии. Некоторые ученые видят корень слова "коляда" в санскритском "кала", что означает "сзывать".

Коляды поют в основном в сочельник, вечер Рождества, на святой Васильев вечер (он именуется "богатой колядой") и на Крещение ("бедная коляда"). В традиции колядок причудливо переплелись языческие корни и христианское начало. Сегодня на Украине, например, "коляда", которую дети и взрослые поют под окнами хат, означает песню, восславляющую Христа и рассказывающую один из эпизодов его жизни. Кстати, на Карпатах "коляды" поют вместо предписываемых песнопений в церкви на Всенощной, посвященной Рождеству. Этот обычай чисто местный, нигде в других местах этнографы его не наблюдали. Церковь не жалует языческие обряды в святочные рождественские дни, однако вынуждена смириться с тем, что народу в праздники не хочется расставаться со своими привычными развлечениями.

Коль скоро в больших городах с колядованием по квартирам вряд ли что получится, можно вспомнить другие обычаи-развлечения, также пришедшие из древности, носившие когда-то религиозный характер, а нынче превратившиеся в обычное веселое представление. Можно, как это делают в Польше, совершать "хождение со звездой" (такая звезда прикрепляется к длинной высокой палке и подсвечивается фонариком, раньше - свечкой), можно развлечься "вертепом", названным так в честь хлева, в котором родился Иисус. Вертепом когда-то назывался импровизированный кукольный театр - актеры ходили с деревянными коробами, в которых куклы представляли различные эпизоды из жизни Иисуса Христа, вертепом же именовался и маскарад, в котором гуляющие наряжались в маски ангелов или чертей, животных и других тварей и в таком виде гуляли по улицам городов и деревень. И это было весело, и святочные праздники запоминались на весь год! n

Комментарии
Комментариев пока нет