Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Смыслы Великого Новгорода

22.12.2005
Самый древний город  России способен производить актуальные идеи

Айвар ВАЛЕЕВ
Великий Новгород - Челябинск

В первый же свой новгородский вечер я пошел смотреть на это чудо природы. Уж не знаю, где и как новгородские бандиты прячутся, но должен отметить, что делают это они очень умело. По темным улицам беззаботно гуляет студенческого вида молодежь, ходят парами девушки, много туристов. Есть, конечно, подвыпившая публика, но, кстати, никто с бутылками пива у рта по городу не передвигается. Про бандитов с автоматами я интересовался у смотрительниц в Кремле и у коллег-журналистов.

Самый древний город России способен производить актуальные идеи

Айвар ВАЛЕЕВ

Великий Новгород - Челябинск

В первый же свой новгородский вечер я пошел смотреть на это чудо природы. Уж не знаю, где и как новгородские бандиты прячутся, но должен отметить, что делают это они очень умело. По темным улицам беззаботно гуляет студенческого вида молодежь, ходят парами девушки, много туристов. Есть, конечно, подвыпившая публика, но, кстати, никто с бутылками пива у рта по городу не передвигается. Про бандитов с автоматами я интересовался у смотрительниц в Кремле и у коллег-журналистов. В ответ мне делали большие глаза:

Внешне Новгород выглядит типично провинциальным городком. Приставка Великий была возвращена ему семь лет назад: главным аргументом стала не столько историческая справедливость, сколько часто возникающая путаница с Нижним Новгородом. Сегодня население Великого Новгорода насчитывает чуть больше 230 тысяч жителей. Здесь никто никуда не торопится. Пожалуй, этот город и вправду затерялся где-то в прошлом десятилетии. Но проблема, скорее всего, не в криминале, а в деньгах. Серьезной промышленности здесь нет, не говоря уже о нефти или металле, потому и бизнес развит слабо. Иномарок очень мало, даже областная власть ездит на "Волгах". Новгородская область - дотационный регион. Хотя зарплаты здесь примерно сопоставимы с челябинскими, это не означает, что новгородцы хорошо живут, скорее, мы как-то не так: Руководит областью 15-й год Михаил Прусак. Любимец Ельцина, теперь он слабо противостоит желанию Центра "укрупнять регионы" : Новгородскую область полпред Илья Клебанов почему-то предложил объединить с Псковской.

Впрочем, главное в Новгороде происходит не в кабинетах местной администрации. Настоящий центр - новгородский кремль Детинец и археологические раскопки вокруг.

Этническое и национальное

Здешний кремль - это не просто первая в России каменная крепость, куда приезжают туристы и где практически каждый год случаются научные открытия. Это еще и мощный источник актуальных идей. В Великий Новгород меня пригласили на семинар "Национальная идея: новгородский аспект", организованный местным Обществом любителей древности и московской организацией "Единство журналистики и культуры".

Тема национальной идеи время от времени всплывает в общественных дискуссиях. На моей памяти было уже несколько попыток сформулировать новую, после коммунистической, большую идею, но все они терпели фиаско. Не знаю, хорошо это или плохо. Вроде бы какая-то общая мысль, "словечко", которые бы объединили страну, нужны. В конце концов, сколько же можно смотреть друг на друга волком - гражданам на власть, одной национальности на другую, бедным на богатых, пешеходам на водителей, соседям на соседей - и так до бесконечности. Если взглянуть на это со стороны - просто дико! С иной стороны, за желанием некоей абсолютной, исчерпывающей идеи всякий раз торчат чиновничьи уши и желание сохраниться во власти. В результате - очередное бла-бла-бла и, как следствие, дискредитация попыток найти эту самую национальную идею.

Впрочем, есть мнение, что нац-идея - вообще некий фантом. Люди должны просто иметь возможность работать во благо общества и своей семьи, а государство обязано создать нормальные или даже хорошие условия для этого.

Почему-то я предположил, что дискуссии на тему национальной идеи в самом древнем и аутентичном русском городе пойдут в сторону именно русской идеи. Тем более что национализм сейчас стал аргументом для некоторых политических движений - чуть ли не самым важным смыслом жизни. Однако почти каждый из выступавших на семинаре новгородцев, как мне показалось, абсолютно искренне подчеркивал условность самой постановки вопроса и уж тем более разделял два понятия - национальное и этническое.

На самом деле ничего удивительного здесь нет. Новгород, я бы сказал, воспитанный город, причем не в ущерб себе. Место, где русское не противопоставляется иному, и через это по-настоящему русским и являясь.

Есть и еще один любопытный момент. Семинар проходил в то время, когда казалось, что у России появился едва ли не новый главный враг - Польша. Теперь вот и праздник у нас появился с антипольским акцентом - 4 ноября. Между тем новгородцы ощущали поляков едва ли не родней, и связи с тем, что мы сейчас называем Польшей, были куда как обширнее и качественнее, что ли, чем с Москвой.

А в Новгороде это есть!

Строго говоря, истинных новгородцев к настоящему моменту в Новгороде практически не осталось. После освобождения города от немцев в Великую Отечественную советских солдат вышли встречать четыре изможденных человека. И тем не менее сегодня новгородцы активно ищут собственную аутентичность - систему истинно новгородских качеств, новгородскую идею.

Сделать это непросто, в частности, по причине, описанной выше. Некоторое время назад я писал про Калининград, заселенный с чистого листа нашими людьми после войны. Так вот ситуация, при абсолютном различии этих городов (один - исконно русский, другой - абсолютно иностранный), очень схожая. И там, и здесь современный город заселили пришлые, причем случилось это недавно, чуть больше полувека назад.

Новгород, конечно, спасает богатейшая культура. Она здесь присутствует в самом внятном своем виде - нигде больше нет такого количества сохранившихся памятников русской архитектуры и искусства эпохи Средневековья, в том числе и раннего. Земля пропитана историей. Отсюда начинал поход "из варяг в греки" князь Олег, здесь княжил Владимир, креститель Руси, и "Русская правда" Ярослава Мудрого тоже писалась в Новгороде. Сама русская государственность началась в Новгороде с приходом Рюрика.

Сегодняшние новгородцы практически живут посреди музея. На память сразу же приходят старые европейские города (увы, они сейчас доступнее нам, прежде всего с финансовой точки зрения) с перехватывающей дыхание атмосферой толщи времен. Это время можно потрогать, вдохнуть, забыться, чтобы ощутить приступ какой-то сиротской зависти: этого у нас в Челябинске (на Урале, в Сибири, много еще где в России) не будет никогда:

А в Новгороде это есть! Есть несколько десятков отлично сохранившихся церквей. Есть тот же кремль. Есть река Волхов, вытекающая из легендарного озера Ильмень. Река не слишком широкая, но живописная, настоящая. Эти две сущности - река и кремль - сразу выделяют любой, даже самый неухоженный или бедный город так же, как голубые глаза превращают любого человека в красавца.

Матом здесь не ругались:

В Новгороде люди не злоупотребляют словом патриот. Директор музейного комплекса "Новгородский кремль" Николай Гринев, например, говорит о "вирусе Новгорода". Очень многие москвичи и питерцы заразились этим неизлечимым "вирусом". Более ста лет здесь ведутся раскопки, археологи и музейщики в Новгороде - это социальный слой. Недавно возобновило свою деятельность, прерванную революцией 1917 года, Общество любителей древности. Его руководитель Сергей Трояновский всегда подчеркивает: любители древности, а не древностей. Трояновскому нет еще и сорока. Современный и вменяемый человек, свободно говорит по-английски, кандидат исторических наук. Между прочим, еще и зам-главы культурного департамента города - таких бы чиновников в России побольше. Он знает о своем городе все. В том числе о последней сенсационной находке археологов: в этом году здесь откопали берестяную грамоту с матерной лексикой. Для тех, кто забыл, напомню: берестяные грамоты в средние века были не сувенирами или народным промыслом - на них писали записки бытового содержания. Матом здесь не ругались - на нем время от времени говорили: примечательную грамоту написала одна девица или молодая женщина своей товарке. Археологи тщательно скрывают ее текст от публики. Они здесь вообще не особенно жалуют прессу, жаждущую сенсаций. Наверное, есть причина.

Сергей Трояновский обнародовал текст этой грамоты, написанной на средневековом русском, который нужно было еще и перевести на современный язык. Решился он на этот поступок только на заключительном банкете, после третьей рюмки. Было забавно наблюдать, как средневековая девица заставила буквально покраснеть взрослого современного мужчину, умеющего, между прочим, рассказать и перченый анекдот. Повторить этот подвиг в газете у автора этих строк рука не поднимется:

Вообще в Великом Новгороде расхожая фраза о связи времен имеет вот этот почти буквальный смысл. Бессменный руководитель Новгородской археологической экспедиции, академик РАН, профессор МГУ Валентин Янин поделился наблюдением: "Когда берешь в руки только что найденную берестяную грамоту, ощущаешь себя ее адресатом..."

Другим нашим гидом по Новгороду и окрестностям был ровесник Трояновского петербуржец Александр Мусин. Уникальная личность. Доктор исторических наук и кандидат богословия одновременно. Как нам рассказали, полноправным батюшкой Мусин не стал из-за каких-то разногласий с церковным начальством. Однако в Новгороде, в том числе и в православном сообществе, это человек весьма уважаемый. Возможно, для традиционной церкви Александр слишком современен и европеизирован. В то время, как церковь в России стремится взять под руку власть (это стремление взаимно), Мусин говорит о том, что, к примеру, национальная идея - это вообще не дело государства. Последнее должно лишь создать условия для ее выработки. А формулирование национальной идеи - дело общества. Вопрос, таким образом, логично перетекает в другой - формирования гражданского общества.

Средневековый сити-менеджер

Многие в России считают само понятие "гражданское общество" идеологическим заимствованием и ставят его в ряду других почти ругательных слов вроде "демократия", "свобода" и т.д. Между тем уже в средние века в Новгороде фактически имело место подобие гражданского общества. Как известно из школьного курса истории, в XII веке здесь был провозглашен принцип "вольности в князьях". Новгородцы приглашали князей на работу. Современно выражаясь, нанимали "сити-менеджера". Его власть имела ряд существенных ограничений. В частности, князь не мог собирать налоги - жители города делали это сами, его войско не должно было подходить к городу ближе скольки-то верст и т.д. А главное, жители древнего Новгорода могли в любое время прогнать призванного во власть князя, что время от времени и делали.

Сергей Трояновский обращает внимание на этимологию слова "гражданское", гражданин - это горожанин, и именно город, убежден он, может дать России национальную идею. И соответственно, продолжаю уже я эту мысль, можно ли ждать от жителей наскоро и насилу слепленных в советское время "мегаполисов" той степени свободы, чувства собственного достоинства, самостоятельности, какие были у новгородцев 800 лет тому назад?

Московский след

При том, что никто из нынешних жителей Великого Новгорода не имел родни в средневековом Новгороде, к Москве здесь отношение специфическое. Вопрос не в том, любят или не любят москвичей - среди работающих здесь археологов людей из столицы немало. Здесь помнят, как в 1570 году москвич Иван Грозный вырезал половину Новгорода из-за того, что почуял "измену", так сказать, из профилактических соображений. Царские опричники грабили богатый город больше месяца.

Но важнее другое: Москва для современных просвещенных новгородцев - это не единственный образ Российского государства и лишь один из путей его развития. И хотя в ходе истории "естественный отбор" прошел именно московский путь (создания государства, взаимоотношения власти и подданных и т.д.), нынешние новгородцы считают свою правду далеко не факультативной. Новгород никогда не был русской столицей (в пору его расцвета столиц в современном понимании не было и в Европе), но уровень самосознания был очень высок. Даже, как видим, и для сего дня. Сдвинься орбита истории на несколько градусов, и, скорее всего, сегодня Россия была бы несколько иной.

Александр Мусин говорит, что на Русском Севере в средние века складывался православный тип протестантской хозяйственной деятельности. В результате централизации русского государства это было утеряно. Более того, спустя 30-40 лет после присоединения Новгорода к Москве массовая грамотность, зафиксированная как раз берестяными документами, сходит на нет. Это уже культурная катастрофа, констатирует Мусин.

Новгород обладал особой ментальностью. Здесь говорят: "Там, где Петр I прорубал окно в Европу, в средние века были широко распахнутые ворота". Город имел мощные связи с Ганзейским союзом и с арабским Востоком. И был при этом самым мощным государственным образованием в Европе - власть Новгорода простиралась от Финского залива до Уральского хребта. То есть открытость государства и его мощь не противопоставлялись, а, напротив, обусловливали друг друга.

Кто на кого смотрит

Великий Новгород и вправду может много дать современному человеку. И не только головокружительные историко-политические умозаключения. Интересна бывает сама технология извлечения смыслов. Если посмотреть внимательно на слово "Новгород", то станет очевидно, что это "новый город". А значит, был и старый, как называют его ученые, "протоновгород".

Он на самом деле существует и называется Рюриково городище. Здесь, в нескольких километрах от самого Новгорода, была укрепленная резиденция Рюрика. Сейчас этот уникальный памятник законсервирован по всем европейским методикам реставрации. Археологи считают это большим достижением. Дело в том, что существует огромная проблема: нередко у нас реставрация превращается в подобие евроремонта. Историческая правда приносится в жертву визуальному комфорту. Между тем еще в 1956 году была принята так называемая Венецианская хартия, пафос которой однозначен: "Реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза". Россия, как и другие европейские страны, поставила подпись под этим документом. Но в реальности у нас процветают уродливые формы реставрации исторических памятников. Это как переписывание истории - еще одна наша беда.

Впечатление от руин Благовещенской церкви XIV века намного сильнее, чем если бы ее достроили, оштукатурили и посадили бабушку на кассу. Не в этом смысл исторических памятников. Нам свойственно иной раз пошлое по своей природе ощущение "царя горы". Будто мы, гулливеры прогресса, смотрим сквозь время на забавных пигмеев. Когда бродишь среди руин и гадаешь, откуда эта мощная эмоциональная волна, то вдруг берет оторопь от безумной догадки. А вдруг снисходительный взгляд направлен на нас?..

Комментарии
Комментариев пока нет