Новости

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Тонкое звучание мужской души

23.12.2005
Артем Крутько доводит своих слушательниц до слез

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Летом этого года Челябинску повезло. Он стал единственным городом в России кроме Москвы, где выступил один из самых востребованных в мире контр-теноров Дэвид Дэниэлс. Не обошлось без курьеза. Местные журналисты интересовались не столько репертуаром или особенностями певческой техники гостя, сколько бытовыми аспектами его жизни. В итоге "допроса" Дэниэлс стал первым серьезным артистом, кто не сумел скрыть свою нестандартную сексуальную ориентацию.

Артем Крутько доводит своих слушательниц до слез

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Летом этого года Челябинску повезло. Он стал единственным городом в России кроме Москвы, где выступил один из самых востребованных в мире контр-теноров Дэвид Дэниэлс. Не обошлось без курьеза. Местные журналисты интересовались не столько репертуаром или особенностями певческой техники гостя, сколько бытовыми аспектами его жизни. В итоге "допроса" Дэниэлс стал первым серьезным артистом, кто не сумел скрыть свою нестандартную сексуальную ориентацию. Зато зал на его концерте был забит до отказа. На Дэниэлса шли не столько послушать, сколько посмотреть на чудо природы: мужик, похожий на Брэда Питта, поет женским голосом, да и недаром, потому как "голубой".

"Маркетинговый ход" сделал свое дело, но невольно "закрыл" для журналистов Артема Крутько, 20-летнего челябинского контр-тенора. Его педагог Людмила Боровик и худрук оперной труппы театра имени Глинки Галина Зайцева на пушечный выстрел не подпускали журналистов. Опасались, видимо, за психику молодого певца. Артем же тем временем упорно занимался и на недавнем конкурсе молодых вокалистов имени Глинки стал обладателем третьей премии. Это был прецедент: ни разу еще за 45 лет существования этого престижного конкурса его лауреатом не становился контр-тенор. И, кажется, даже не участвовал в этом творческом соревновании. И вот сегодня у нас есть возможность впервые представить Артема читающей публике.

Наследие кастратов

Впервые тема "мужчины, поющего женским голосом" была мощно обозначена для нас в знаменитом фильме "Фаринелли-кастрат". Историки музыки говорят, что на рубеже XVII - XVIII веков в Италии ежегодно подвергались кастрации по пять тысяч мальчиков в возрасте до шести лет. Предложение рождал спрос: женщинам в ту пору запрещалось петь в церкви. И бедные семьи жертвовали одним ребенком, дабы обеспечить его и себя. До какого-то времени запрет на женщин действовал и в некоторых европейских оперных театрах. Поэтому в дошедших до нас барочных операх многие женские партии писались композиторами под кастратов. Запреты стимулируют искусство: вскоре стали появляться и мужские партии, написанные для высоких голосов. В частности, одним из самых востребованных таких произведений сегодня считается опера Генделя "Юлий Цезарь".

Страшно подумать, но практика оскопления мальчиков была отвергнута католической церковью чуть более ста лет назад. Последний певец-кастрат Алессандро Морески умер в 1922 году. Говорят, он даже успел записать свой голос на восковые цилиндры, но до нас они не дошли. Мы не можем разделить восторг средневековых слушателей. В фильме о Фаринелли дамы теряли сознание от переполнявших их чувств, слушая пение кастрата, хотя само оно было в кино результатом сложения тенора и меццо-сопрано, обработанного потом на компьютере.

Строго говоря, контр-тенор - это не голос кастрата. И не женский голос, хотя даже опытный музыкант может не заметить разницы. Педагог Артема Крутько, доцент вокального отделения Челябинской государственной академии культуры и искусств Людмила Боровик говорит, что контр-тенора поют на октаву ниже, чем сопрано: "Голос при этом звучит высоко, иногда кажется, что певец поет неестественно".

Как появляются у мужчин такие голоса? Без физиологии здесь не обошлось. Хотя мужская репродуктивная система ни при чем. Все дело в особенностях строения и развития голосовых связок. Если несколько утрировать, то можно сказать, что у контр-теноров они не смыкаются полностью, как у большинства людей. "Фониатры (врачи, специализирующиеся на теме горла. - А.В.) говорят, что связки у них розовые, а не белые. Голосовой аппарат как будто не приспособлен для пения", - говорит Людмила Боровик.

Артему Крутько повезло, что он попал к чуткому наставнику. Во всем мире не так много контр-теноров, получивших известность. В России их единицы. Во-первых, этот голос сам по себе редкость. Во-вторых, до недавнего времени педагоги просто не решались заниматься с ними. А в-третьих, контр-тенорам не находилось места в театре: немногие из них обладают достаточной силой голоса, способной "перекрыть" оркестр.

"На первых порах с такими певцами нужно работать очень осторожно, - говорит Людмила Боровик. - Интересно: в начале контр-тенора за редким исключением сипят. Голос, как правило, у них слабый, при форсировании звука тембр теряется. Принцип занятий такой: шаг вперед, два шага назад, нужно быть всегда начеку. Но если в результате этой работы что-то получится, то это будет шикарно!"

Голос свыше

Немногим известно, что кроме Артема Крутько в Челябинске вскоре может появиться целый "выводок" контр-теноров. Людмила Боровик занимается сейчас еще с двумя молодыми людьми, обладающими таким голосом. Одного из них она услышала: в коридоре академии. Аян Сейткожин просто разговаривал более высоким, чем обычно, голосом. Пять лет он не мог со своим голосом пробиться в консерватории - не брали, а вот в ЧГАКИ вдруг нашел понимание. Александр Гальянов нашелся на оркестровом отделении - спел почти случайно, и был услышан.

Людмила Григорьевна считает, что не обошлось без метафизики. Некоторое время тому назад она, начинавшая учиться в Челябинске у знаменитой Милиты Садовской, а позже получившая блестящее образование в Киевской консерватории, вынуждена была, к своему удивлению, полностью отказаться от того, чему ее учили великие педагоги. "Концентрический метод Глинки, по которому мы "ведем" голос с середины вверх и вниз, устарел, - говорит Боровик. - Один регистр, как правило, получается сильнее, другой - слабее. Я предложила новый подход к сглаживанию регистра певческого голоса". Эта технология явилась Людмиле Григорьевне, как она сама утверждает, свыше в виде простого на вид упражнения, по сути - последовательности нот: "Пропевая их, певец формирует новую вокальную эстетику. После этого открытия я, до поры атеистка, поняла, что есть Бог на свете" :

Мальчик с инкубаторной станции

Если не мистическими, то весьма неожиданными обстоятельствами можно объяснить появление Артема Крутько в Челябинске. Он родился очень далеко отсюда, в небольшом городке Славянск-на-Кубани. Благодатные места: Краснодарский край, 60 километров от Анапы. И вдруг - суровый Урал.

Семья Артема жила в пригороде Славянска, в народе этот район называют "Инкубаторная станция" - птицефабрика, где работал водителем его отец. С самого раннего детства Артем обожал петь. Когда трехлетний мальчик плакал, его мама обнаружила одну хитрость. Она говорила: "Артемочка, спой что-нибудь". И ребенок начинал петь, вместо того чтобы капризничать, как все нормальные дети.

Став старше, Артем радовал родных застольным пением - в тех краях петь любят и, кстати, не обязательно под рюмку. Пел, конечно, бессистемно: народные песни, Ротару, Киркоров - все, где была красивая и простая мелодия. В музыкальную школу его отдали довольно поздно, в четвертом классе. Настояла бабушка, ее волевым характером Артем восхищается и по сей день. "Будешь певцом", - веско сказала она однажды. Музыкальная школа находилась километрах в пяти от дома. Бывало, что после занятий во вторую смену Артем возвращался домой по обочине трассы. А рядом громыхали тяжелые грузовики:

"Могу петь баритоном"

В Челябинск первый раз Артем приехал в 12 лет, в гости к родственникам.

-- Челябинск мне не показался ни серым, ни грязным и очень понравился. Здесь я впервые увидел настоящую зиму. После хуторского быта с коровами и свиньями я попал в большой город, - говорит он. - Даже потом песню сочинил про Челябинск, для пения под гитару. Она, может быть, в чем-то банальная. Там про большой город, который меня тепло принял:

Спустя четыре года семья решила переехать сюда насовсем: Артему нужно было получать высшее образование.

-- Мы пришли к Галине Семеновне Зайцевой, руководителю оперной труппы театра имени Глинки, и она сказала, что у меня, возможно, контр-тенор. Но предложила подождать, ведь голос мог еще сломаться. Я тогда практически не знал ничего о контр-теноре, но мне очень понравилось само это слово - необычное, красивое. И конечно, я хотел стать контр-тенором.

Наверное, Артем так сильно хотел, что ломки голоса и не заметил. Между тем она произошла, но каким-то счастливым для мальчика образом. Голос, когда Артем говорит, кажется не столько выше, сколько мягче, что ли. А при пении обнаруживается интересный феномен: "верхи" остались, но к ним добавились "низы". Теперь голос Артема имеет необычно широкий диапазон. И петь он может даже баритоном, просто комфортнее чувствует себя в контр-теноровой тесситуре:

В Челябинске Артему предстояло еще два года учиться в школе. Последний класс он посещал как вольнослушатель, одновременно поступив на первый курс академии. Людмила Боровик пошла по инстанциям, и в результате юноше разрешили такое совмещение. 46-я школа в Ленинском районе, где учился Артем, славится в городе как творческая. Но однажды новичок всех сильно удивил. Был какой-то школьный концерт в ДК ЧТПЗ. Артем вышел на сцену и запел. Его контр-тенор тут же утонул в буре смеха. Всем показалось, что это какой-то розыгрыш и Артем копирует кого-то под фонограмму. Но потихоньку смех утих, и окончил свое выступление Артем в полнейшей тишине. А потом грянула овация.

-- Нет, ничего оскорбительного в том смехе я не увидел, - кротко улыбается Артем. - У меня даже в таких случаях какой-то кураж появляется. Это смех удивления, реакция на что-то непривычное и непонятное: мальчик, а поет женским голосом. Меня потом пацаны полюбили, гордились. Ни фига, говорили, какой голос, да ты просто соловей! Дворовые ребята удивлялись, а зачем мне это нужно? Им нравится, как я пою под гитару. Правда, они любят шансон. В принципе, я эти песни знаю, но не люблю их петь, особенно те, где много про тюрьму:

Скользкая тема

Сейчас у Артема нет времени гулять во дворе. Да, собственно, никогда и не было. С детства он привык быть деятельным. Вот и нам пришлось разговаривать урывками: 20 минут в академии после занятий и концерта, еще полчаса в театре оперы и балета, где Артем репетирует партию Принца в новогодней "Золушке". С августа он - полноправный солист оперной труппы, получает зар-плату - пять тысяч в месяц. В Артеме я не заметил свойственной нынешним молодым людям, в том числе и артистам, бытовой прагматичности. Он не думает о своей карьере, хотя подозревает о том, что она может сложиться весьма успешно. Просто поет, поскольку ему безумно нравится сам процесс. Прошлым летом мы могли бы стать свидетелями настоящей сенсации. Артем Крутько едва не выступил с Мариинским театром в лондонском Ковент-гардене. У исполнителя детской партии Федора в "Борисе Годунове" сломался голос. Режиссер Мариинки Алексей Степанюк, ставивший у нас "Пиковую даму", вспомнил об Артеме. Увы, не успели сделать визы. Интересно, что наш герой говорит об этом без сожаления. Как будто действительно знает мудрость стариков: всему свое время:

Еще один характерный эпизод. С премией в 60 тысяч рублей, которая полагается занявшему третье место на Глинковском конкурсе, Артем поступил так: половину отдал педагогу, поделился с концертмейстером, часть денег дал бабушке. "Это такая традиция у лауреатов?" - поинтересовался я у него. "Нет, просто подумал, что это правильно", - ответил Артем.

Свое выступление во втором туре конкурса он считает неудачным. Тем не менее, когда запел знаменитую военную песню "Соловьи", у многих на глазах появились слезы. А после украинской "Гандзи" зал восторженно аплодировал, хотя такое поведение публики не совсем вписывается в строгие конкурсные традиции. Но как было сдержать эмоции!

Владислав Пьявко в свойственной ему прямой манере прямо со сцены сказал, дескать, вот говорят, что все контр-тенора "голубые", а здесь я увидел яркое мужское начало. Владислав Иванович говорит со знанием дела. Однажды он решил набрать группу контр-теноров для их воспитания и продвижения, но потом чуть ли не разогнал всех. "Там такая "голубизна" пошла!" - якобы сказал раздосадованный Пьявко.

Чтобы уж закончить скользкую тему, скажем, что Артем пока о девушках не то чтобы не думает, но целиком поглощен теми переживаниями, которые дарит ему музыка. Так бывает.

Будет что вспомнить

Обсуждая все эти подчас забавные обстоятельства, мы иной раз не отдаем себе отчета в том, что Челябинск и его театр оперы и балета становятся уникальной творческой площадкой. Даже в Мариинском театре нет штатного контр-тенора, а у нас есть. Права Людмила Боровик, даже если оставить за скобками мистические переживания, слишком многое должно было сложиться, тектонически сдвинуться, чтобы получилось так, как оно есть. И события, связанные с именем Ирины Архиповой, и усилия многих людей - губернатора Петра Сумина, министра культуры Владимира Макарова, ректора академии культуры Владимира Рушанина, поколений педагогов, руководителей и солистов оперы, наконец, живой интерес публики - все вместе дает возможность талантливым людям чувствовать себя здесь комфортно. Только так и может регион накопить так чаемый всеми нами "культурный слой", получить иное качество и, возможно, новый, более человечный и современный образ.

А у Артема Крутько впереди еще полтора года учебы в академии. Сейчас он поет партии Керубино в "Свадьбе Фигаро" и Миловзора в "Пиковой даме". В новогодней "Золушке" мы услышим в его исполнении Принца, а в феврале -Леля в "Снегурочке". Есть смысл послушать. Возможно, когда-то мы сможем с гордостью об этом вспоминать.

Комментарии
Комментариев пока нет