Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Окрыленный" металл

24.12.2005
Златоустовской гравюре исполнилось 190 лет

От Ивана  к Александру Ивановичу
:Когда Иван Бушуев на свои клинки поставил знак крылатого конька, он вольно или невольно "окрылил" их, а заодно и зарождающееся искусство. Подумать только: окрылить металл: И действительно, пока не возьмешь в руки сработанный из булатной стали клинок, он кажется легким. Тепло рук мастера-художника, колдовавшего над рисунком и вязью, сделало изделия притягательными. Они заворожили не одно поколение крылатых душой и умением людей.
Сегодня речь о тех, кого в начале ХХI века по праву можно назвать мастерами бушуевского полета.

Златоустовской гравюре исполнилось 190 лет

От Ивана к Александру Ивановичу

:Когда Иван Бушуев на свои клинки поставил знак крылатого конька, он вольно или невольно "окрылил" их, а заодно и зарождающееся искусство. Подумать только: окрылить металл: И действительно, пока не возьмешь в руки сработанный из булатной стали клинок, он кажется легким. Тепло рук мастера-художника, колдовавшего над рисунком и вязью, сделало изделия притягательными. Они заворожили не одно поколение крылатых душой и умением людей.

Сегодня речь о тех, кого в начале ХХI века по праву можно назвать мастерами бушуевского полета. За коротким, но красивым и возвышенным словом "ЛиК" - мастерские декоративно-прикладного искусства, известные далеко за пределами Златоуста. Их основало "трио" заслуженных художников России - Александр и Нина Лохтачевы, Григорий Мануш. Пятнадцать лет назад они ушли из оружейной фабрики, переживавшей период страшного упадка. Рискнули, выбрав свой путь в искусстве, чтобы не только выжить, но и вдохнуть вечность в свои творения:

Начало было тернистым: поиски помещений, первоначального капитала. Деньги для своего предприятия стали поистине золотыми: порой брали кредиты под 320 процентов! Экономя на материалах, скупали в магазинах медные тазы для изготовления подносов, браслетов. Заработав кой-какой капитал, оставили арендные площади и осели в оборудованных собственными руками мастерских, где трудятся по сей день. Теперь уже большой "ликовской" семьей - около 200 человек. Но с неизменным желанием - дать "второе дыхание" искусству гравюры.

Настало время, когда фирму возглавил сын Александра Ивановича и Нины Владимировны Андрей, а другой сын, Денис, вслед за родителями стал членом Союза художников РФ, настоящим мастером "ЛиКа". По-другому и быть не могло!

Александр Иванович вспоминает 90-е годы: тогда даже самое богатое воображение не могло нарисовать, сколько народу "ломанется" в сферу изготовления гравюры. Поднялся "девятый вал" безвкусицы, ширпотреба! Сувенирный рынок, заваленный этими изделиями, подрывал авторитет златоустовской школы. Под ее маркой работал кто угодно (и не только в Златоусте!), украшал все что вздумается:

Но сувенирный бум изменчив. Спрос на настоящее искусство теснил гравюрный ширпотреб. Ставка на настоящий талант, вобравший традиции, позволила мастерским шагнуть вперед.

Сколько раз "ликовцы" отмечали волну интереса к их экспозициям как неискушенных зрителей, так и ценителей, знатоков-профессионалов. "Пробилось"-таки настоящее искусство!

Крылатая упряжка

Как-то в разговоре Григорий Мануш назвал себя и своих друзей Лохтачевых тройкой. Да, они в одной упряжке вместе делают дело жизни. Так было вначале. Так и сегодня. Божественная гармония? Счастливое соединение? Совместный труд и взаимообогащение? Да. Только все вместе. При этом неизменно одно: во главе всего процесса - родитель и генератор идей Александр Иванович. "Виной" тому - богатый жизненный и трудовой опыт (совсем молодым вступил в самостоятельную жизнь) и аналитический ум. Он стратег, он видит на пять шагов вперед.

У каждого в их общем деле своя главная роль. Манушу бесконечно интересно, как работал Бушуев и другие мастера оружейной фабрики. Его волнует не столько само оружие, но и то, как оно возникло. О нем Александр Иванович говорит с восхищением: "Мануш не просто делает сабельку - он при этом еще и историю изучает". Бесконечно предан делу: у него за 10-12 лет работы не было ни одного выходного дня, а первые года три и зарплаты. А сейчас уже эскизы его будущих произведений завораживают, а сами работы приводят в шок изумления.

Нина Лохтачева - свет в окошке "ЛиКа". Ее самобытный талант художника, красота души, женское очарование, дар общения - все работает на поступательное движение фирмы. Она автор наиболее известных произведений, принесших "ЛиКу" российскую и мировую славу.

"Он нас лепит:"

Так отозвались об Александре Ивановиче его ученики - юные дарования. Самым большим упущением для художника Лохтачев считает нежелание или неумение передать свое мастерство молодым. Ведь когда учишь, считает он, учишься сам, становишься богаче.

Он бесконечно верит в своих учеников. Его уроки - это постоянный подъем по ступеням искусства. Его надежная, сильная рука всегда протянута навстречу, как и слова: "Вы сами не понимаете, на что способны!" Забота об учениках подкреплена многими делами. В "ЛиКе" есть все, чтобы их таланты расцветали и совершенствовались.

У Александра Ивановича есть такая особенность - он любит задавать вопросы. К примеру, рассматривают ученики эскиз, изделие, а он спросит: "Что тут видно?" Как первое время они боялись сказать глупость! А он таким способом учил и учит их думать, заглядывать "в глубь и смысл" предмета. И все для того, чтобы расширился круг мастеров, ответственных за искусство златоустовской гравюры, за возрождение ее славы.

Все они - выпускники Златоустовского педагогического колледжа, с мощного теоретического и практического фундамента его художественно-графического отделения. В свое время их уважаемый учитель преподавал здесь "скульптуру", а теперь они - первые хозяева, обживающие скульптурную мастерскую в "ЛиКе".

Воспитательные задачи он решает также в подшефной школе N 15, в которой есть "ликовские классы", и на отделении "Художественная обработка материалов" в Златоустовском филиале ЮурГУ. Решает вместе с учеными, педагогами-единомышленниками.

Гравюра останется, но останется ли искусством?

Сегодня Александр Лохтачев констатирует, что задача создания благотворной среды для развития искусства гравюры выполнена. При этом резюмирует: "Планировал на 20 лет - сбылось за 10". Главная задача теперь - акцент на качестве.

К этому подталкивает объективная реальность: по пятам идут фирмы, отпочковавшиеся от "ЛиКа". Грядет, считает Лохтачев, специализация, которая усугубит конкуренцию. Почву для всплеска искусства невозможно создать без опоры на традиции бушуевской школы, проверенные временем.

Оно будет жить, если будут значимые и эпохальные произведения, которые станут достоянием всех. Если говорить о "ЛиКе", то мастерские подарили миру немало выдающихся творений: "Дарохранительницу", сделанную для храма Христа Спасителя, Щит и Меч Победы - для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Мечи памяти и благодарности, Федеральную Чашу - для высших органов власти. И еще много шедевров для музеев и частных коллекций.

Эксперт "Русских палат" Министерства культуры России Елена Тихомирова в аналитической статье "Художник нашего времени" пишет: "Стратегия "ЛиКа", выработанная Александром Лохтачевым, на мой взгляд, выходит далеко за внутренние рамки этой организации. Как и многие современные художественные мастерские, "ЛиК" работает над лозунгом возрождения традиционного златоустовского оружия... Разве в начале ХХI века хорошие учителя и профессионально оснащенная база обучения не могут послужить основой для появления в Златоусте нового великого мастера и художника?!" Дай бог этому объективному и отчасти риторическому вопросу обрести в ближайшей истории Златоуста ответ.

Сегодня очевидно одно: в городе есть почва для создания произведений искусства такого уровня, которые дадут новый импульс культурному развитию города, составят гордость Челябинской области, страны.

Надежда ГЛЫБОВСКАЯ, Валерий ЕРЕМИН

Комментарии
Комментариев пока нет