Новости

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Политическое итого

06.01.2006
2005 год подарил нам новый авторитаризм

Квартальная хроника
2005 год получился действительно политическим. Именно в этом году мы разобрались с властью. В первом квартале - с муниципальной, во втором квартале - с верхним эшелоном губернской власти. Петр Сумин, не дожидаясь окончания срока своих полномочий, в начале апреля подал прошение об их продлении, а президент  В. Путин предложил его кандидатуру для утверждения в ЗСО, что, естественно, состоялось.

2005 год подарил нам новый авторитаризм

Квартальная хроника

2005 год получился действительно политическим. Именно в этом году мы разобрались с властью. В первом квартале - с муниципальной, во втором квартале - с верхним эшелоном губернской власти. Петр Сумин, не дожидаясь окончания срока своих полномочий, в начале апреля подал прошение об их продлении, а президент В. Путин предложил его кандидатуру для утверждения в ЗСО, что, естественно, состоялось. В мае президент посетил Челябинск, где вместе с руководством региона и важными гостями обсуждались вопросы стратегического развития территории. Третий квартал - летний период политической идентификации - был связан со скандальными уточнениями персонального лидерства в региональных отделениях политических партий. В четвертом квартале мы выбрали региональную представительную власть.

Итоги кампании подтвердили тенденцию, складывающуюся в государстве. Даже если бы Челябинская область и захотела выйти из российского политического контекста, ей бы это вряд ли удалось. Все устоялось: "единороссы" радуются первому месту, коммунисты - второму, "родинцы" и либерал-демократы - третьему-четвертому. Все считают себя победителями. Ну а электорат, в меру своей воспитанности, приветствует парад победителей или: безмолвствует.

Итак, 2005 год для челябинцев стал годом определения власти, о которой уже можно говорить, что на большую политическую дорогу выходит новое постсоветское поколение руководителей. Будем следить, как молодые политики будут обретать необходимое содержание. "Уходящая натура", как, например, Вячеслав Тарасов или Николай Лубенец, все пережитое переосмысливает. Теперь они ставят перед собой куда более важные задачи, например прожить сто лет, а реванш им неинтересен, хотя и щемит сердце оттого, кому досталось в наследство дело их жизни:

Губернаторская власть

Определяясь с первичными понятиями, обозначим складывающийся политический режим в России как неоавторитаризм. (Авторитаризм - жестко выстроенная иерархия власти. Ее достоинство в быстроте принятия решений и их реализации. Недостатки - большая вероятность принятия неадекватных решений и неотрегулированность процедуры передачи властных полномочий в другие руки). Возможно, просвещенный, возможно, цивилизованный, но с большой долей бюрократических процедур, облеченных в демократические формы.

Российский неоавторитаризм наследует многие традиции советского авторитарного режима, стремясь управлять не только политической сферой, но и экономикой страны. Налицо точечное огосударствление наиболее доходных предприятий и отраслей экономики, формирующих бюджет государства, которые иногда публично, иногда тихой сапой выводятся из-под контроля частного капитала, в том числе и иностранного.

2005 год свидетельствует: мы возвращаемся к тому состоянию управления обществом и государством, от которого пытались уйти, начиная перестройку. Если еще в 2000 году региональная политическая элита доминировала в вопросе, кто будет руководить областью, выясняя отношения по этому поводу между собой, а потом на электоральном поле, то уже в 2005 году мы стали свидетелями аппаратного избрания нашего губернатора. Назначение-избрание Петра Сумина было столь естественным, что подобную безальтернативность начинаешь воспринимать как разумную.

Губернатор, как опытный политик, предпринимает эффективные усилия, чтобы продемонстрировать федеральному центру свою полезность в реализации нового политического курса, добиваясь преференций в отношении региона. Благодаря чему занимает устойчивое, равновесное положение, несмотря на политические волнения или даже бури, порою случающиеся и там и сям.

Законодательное собрание области

2005 год стал знаковым для ЗСО. Обновился механизм формирования этого института. Если раньше он формировался за счет представления частных интересов отдельных сильных, политически и экономически активных граждан и групп, то сейчас половина мест в региональном парламенте забронирована за списочным составом региональных отделений политических партий. Заметно расширился социальный состав депутатского корпуса. Итогом выборов в ЗСО явилось возникновение полуторапартийной региональной политической системы: у одной партии - квалифицированное большинство, остальные играют роль свиты.

Самое интересное нас ожидает впереди, когда новый состав ЗСО начнет работать. Неоавторитарный стиль выработки политических решений (они в данном случае принимаются высшими представителями бюрократии) в конечном счете может привести к очередной смене ведущей политической силы, которая, в свою очередь, перечеркнет все "наработки" предшественников.

Местное самоуправление

Здесь также произошли знаковые изменения. Впервые прошли выборы в 317 муниципальных образованиях различного уровня. В регионе сложилась двухуровневая система местного самоуправления. При наличии даже одного уровня непросто решать проблемы управления социально-экономическими процессами в муниципалитетах. А когда возникает двухуровневая система, практически в геометрической прогрессии возрастает и сложность управления.

При двухуровневой системе муниципальных образований постоянным объектом конфликтов будет мера ответственности того или иного уровня перед населением. Появляется возможность играть на неопределенности этой ответственности. Скажем, муниципальный район будет говорить: это не наша, это поселковая проблема, мы им деньги дали - они их куда-то дели. А поселковая власть: мы ничего не можем сделать, нам район денег не дает, хотя и должен, поэтому все плохо:

Закон принят, придется к нему приспосабливаться и нарабатывать положительный опыт управления муниципалитетами.

Весенние выборы в муниципальные органы власти ознаменовались масштабной ротацией руководителей муниципалитетов. Из 36 глав, которые избирались, 22 оказались новыми.

Политические партии

Здесь наблюдается оживление. Раньше региональные отделения политических партий были не чем иным, как представителями интересов московских групп - партий Садового кольца. Сейчас, в связи с проведением региональных выборов по смешанной схеме, местные партийцы вынуждены нарабатывать собственные ресурсы. Характерно то, что из 32 политических партий, зарегистрированных в областном департаменте как региональные отделения, заявить о своем участии в выборах по партийным спискам способными оказались девять партий, а зарегистрировалось только семь. Это сухой остаток. Фактически большая часть федеральных и региональных партий с проведением выборов по смешанной схеме уходит в небытие.

Что остается? Достаточное количество партий с весьма представительным спектром политических интересов: от центристов до национал-патриотов и правых либералов. Спектр большой, но востребованы эти партии по-разному. Выборы показали, что население в условиях стабильности не хочет менять не только губернатора, но и партийный инструмент, который обеспечивает эффективность исполнительной и законодательной власти. "Единая Россия" получила столь значительное преимущество, что, как писал поэт, по праву может "царствовать, лежа на боку". Мизерная явка избирателей скоро забудется.

Реализовываться будет политика "единороссов". Кроме того, президент решил, что готов выслушивать предложения партии, победившей на региональных выборах, по поводу того, кого она видит в качестве кандидатуры на пост губернатора области. Для челябинских партийных парламентариев этот политический ресурс пока неактуален, но кто знает, что нас ждет завтра: может быть, "Аннушка уже пролила масло" :

Гражданское общество

Региональное гражданское сообщество - это зеркало, в которое смотрится региональная властвующая элита. В силу несформированности гражданского общества в регионе, социальной атомизированности населения его интересы распылены, аморфны, а интересы местной элиты, наоборот, достаточно отчетливо сформулированы и консолидированы. Поэтому способность регионального гражданского сообщества влиять на ситуацию относительно невелика. Оно еще только учится это делать. У нас нет места сколь-либо значимой оппозиции, предназначение которой не столько в том, чтобы мешать власти реализовывать выработанный политический курс. Ее задача - предлагать иные варианты решения жизненно важных проблем.

Власть обременена ответственностью и вынуждена действовать осторожно. Оппозиция безответственна и может позволить себе роскошь предложить неожиданные варианты решения. Социум развивается не за счет концентрации мнений и власти в одних руках, а за счет динамики общественных отношений и того самого плюрализма мнений, который разрушил идеологический фундамент коммунистической империи.

Декабрьский социологический опрос, проведенный ИСЦ "Зырянов и партнеры", позволяет оценить доверие населения к различным институтам власти. По сути, фиксируется возрождение симпатий населения к авторитарному стилю правления. Институту губернаторства доверяют 32,5 проц. опрошенных респондентов; главам городов или районов - 13,6 проц.; прокуратуре области - 6,6 проц.; ФСБ - 6,3 проц.; суду - 5,9 проц.; правительству области - 4,2 проц.; муниципальным органам - 3,5 проц.; ЗСО - 2,9 проц.; МВД - 2,9 проц.; председателю городского (районного, сельского) совета - 2,1 проц.; налоговой инспекции - 1,2 проц.; политическим партиям - 0,5 проц.

О пользе элиты

Для атомизированного общества практически единственным объединяющим началом является в условиях неоавторитарного режима первое лицо государства. Путин теперь не только виртуально присутствует в сознании челябинцев, он, в очередной раз посетив область, наконец-то побывал в областном центре. Это дало положительный эффект. Рейтинг доверия президенту у жителей области близок к тому, что был в период голосования в марте 2004 года - 73 процента. Яркий, наглядный пример, что значит современный неоавторитаризм для нас с вами.

В регионе все надежды связаны с губернатором П. Суминым. Степень доверия губернатору в начале года - 48 процентов, в октябре - 62 процента. Это следствие его правильного позиционирования по отношению к федеральной власти и по отношению к населению. Большая часть населения ожидает, что именно активность губернатора позволит им решить свои повседневные проблемы. В списке других фигур с отставанием в 30 процентов идут еще три-четыре политика - В. Гартунг, В. Рашников, М. Гришанков, А. Косилов. Они имеют рейтинг доверия от 12 процентов (В. Гартунг) до 6 процентов (А. Косилов). Это поверхностная часть политического айсберга региональной элиты. Остальные имеют показатель доверия менее 2 процентов: В. Мякуш - 1,7 проц., А. Войтович - 1,1 проц., А. Аристов, В. Дятлов, В. Третьяков и того меньше.

Когда политологи И. Клямкин и А. Мигранян опубликовали в начале девяностых годов статью, возмутившую всех прорабов перестройки предположением, что Россию неизбежно ожидает более или менее длительный этап неоавторитаризма, прежде чем мы придем к демократии, можно было разглядеть здравые аргументы в их подходе и внутренне быть готовыми к возрождению авторитаризма. Перестройка сбросила тоталитарность, но мы еще не способны наотрез отказаться от авторитарных традиций. Однако наш авторитаризм уже обременен демократической формой. Это оставляет нам надежду, что и от нашей гражданской позиции многое зависит. Просто не нужно думать, что изменения в лучшую сторону внезапно, экспромтом, происходят в ночь с 31 декабря на 1 января.

Сергей ЗЫРЯНОВ, Юрий ШЕВЕЛЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет