Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Что детям оставим в наследство?"

24.01.2006
Заметки об архитектурном облике Челябинска

Умом и сердцем  не понять
Разные мысли приходят в голову, когда утром шагаю на работу в "Челябгражданпроект". Как-то вдруг подумалось, что на главном проспекте города с каждым годом становится все теснее. Не столько от людей и транспорта. Заполонили его ларьки и киоски, растяжки и щиты. Да так, что даже грандиозный монумент ученому-физику Курчатову не виден уже за пару кварталов.

Заметки об архитектурном облике Челябинска

Умом и сердцем не понять

Разные мысли приходят в голову, когда утром шагаю на работу в "Челябгражданпроект". Как-то вдруг подумалось, что на главном проспекте города с каждым годом становится все теснее. Не столько от людей и транспорта. Заполонили его ларьки и киоски, растяжки и щиты. Да так, что даже грандиозный монумент ученому-физику Курчатову не виден уже за пару кварталов. Реклама забивает все виды города, многие из его перспектив. Тут сам собой возникает вопрос: а сколько же всего нужно рекламных щитов, чтобы городская власть решительно сказала: "Предел достигнут. Пора кончать с нашествием рекламных "виселиц"?!"

Есть ли разумные нормы насыщения улиц автозаправками или в городской ландшафт их можно пичкать до бесконечности? Как аптеки и аптечки, втиснутые в жилые дома или брошенные примитивными коробками на бойкие места. А можно ли с чистой совестью и без попрания прав авторов-архитекторов безобразить облик зданий вычурными переделками в купеческом стиле "Я плачу и так хочу"? Разумно ли, занимаясь реконструкцией первых этажей зданий периода "сталинского ампира", не обращать внимания на колонны и пилястры, добавлять к ним странные и чуждые элементы?

За городскую черту

У городских властей, да и у всех горожан, надеюсь, хоть изредка возникает чувство недоумения по поводу того, что буквально в центр города врезался "индустриальный ландшафт" комбината хлебопродуктов имени Григоровича. По-особому остро нелепость и неуместность картинки с натуры чувствуется, когда проезжаешь мост через Миасс. Слева две приличные набережные, справа и впереди - элеваторная башня с рекламой "царь-каши". А вокруг нее буквально промышленная свалка. Помилуйте, но как же можно на подъезде к центру города многие десятилетия терпеть такое безобразие?!

Понятно, что комбинат хлебопродуктов не вчера и не год назад оказался в пяти минутах ходьбы от Дворца спорта, в десяти - от оригинальной Кировки и здания оперного театра. Исторически так сложилось. Однако есть способ не усугублять архитектурно-планировочные изъяны. Для этого нужно не наращивать производственные мощности комбината хлебопродуктов имени Григоровича, а предпринимать последовательные усилия для вывода новых структур данного предприятия за город. Между тем дела обстоят как раз наоборот. Интересно, что думает по этому поводу недавно избранный на очередной срок депутат Законодательного собрания области Александр Берестов, он же президент объединения "Союзпищепром", одной из структур которого является комбинат хлебопродуктов с прилегающей к нему захламленной и неприглядной территорией?

И второй, вполне уместный вопрос: не лучше ли спроектировать и построить на месте свалки комплекс красивых современных зданий? Возможно, над этой проблемой задумаются власти города и области. Кстати, примеры вывода предприятий из историко-культурного и архитектурного центра Челябинска есть серьезные. Взять хотя бы табачную фабрику и фармацевтический заводик "Ай-Си-Эн-Полифарм". Значит, нужно продолжить этот перечень. Ведь земель под застройку городу катастрофически не хватает, и центр размером в 10 квадратных километров уплотнился настолько, что дальше некуда. А наряду с этим никто не торопится уплотнять многочисленные поселки.

А на том берегу...

Если продолжить разговор о правобережье Миасса, вверх от Дворца спорта и до Шершневской плотины, то на этой территории при рациональном подходе можно разместить не менее десятка крупных архитектурно-строительных комплексов, которые могут стать визитной карточкой столицы Южного Урала. Ведь на параллельном левобережье такие комплексы уже есть. Однако правый берег на этом участке пока остается без должного внимания мэрии, архитекторов и строителей. Почему так происходит?

Причины, по-видимому, в том, что указанная территория достаточно сложна в гидрографическом отношении. Она после переполнения Шершневского водохранилища и сброса воды из него периодически затопляется, а также может характеризоваться как бросовые земли, якобы непригодные для строительства. Кроме того, часть этих неудобий занята индивидуальной ветхо-аварийной застройкой. Словом, причины для отказа в освоении есть серьезные. Однако объединение "Союзпищепром" и фабрика "Макфа" довольно успешно обживают значительные участки, казалось бы, бросовой городской территории.

Так, может быть, есть смысл перенять опыт предприятий зернопереработки и подключить к усилиям по освоению правобережья Миасса других застройщиков?

Нужна инвентаризация...

От властей нет-нет да и услышишь, что городу некуда расти. И это наряду с тем, что столица Южного Урала занимает такие же площади, что и северная столица России - Санкт-Петербург. Но ведь там проживает в пять раз больше горожан. Еще сравнение. Челябинцев в восемь раз меньше, чем москвичей, хотя территория нашего города менее столичной лишь в два раза. В чем причина?

Думается, в том, что общая площадь промышленной зоны города сопоставима с территорией жилой застройки. Около 100 квадратных километров занято озерами и Шершневским водохранилищем. Много территорий поглотили отвалы, карьеры, бросовые земли, на которых надо бы наводить порядок и передавать строителям. По моему мнению, Челябинск крайне нуждается в тщательной инвентаризации всех своих земель. Но специалисты из мэрии разводят руками - кто бы обратил на это внимание и отыскал деньги. Остается надеяться, что составление земельного кадастра, работа над которым ведется уже достаточно долго, разрубит гордиев узел нехватки территорий под застройку.

...И преемственность

Верно говорят, что архитектура - это музыка в камне. А поскольку камень до превращения в песок живет многие века, то и градостроительство - проблема из разряда вечных: то, что начато одним поколением, будет продолжено другими. И если мы хотим приумножать неповторимый, своеобразный облик родного Челябинска, то без преемственности в архитектурных проектах и в градостроительных перспективах нам никак не обойтись. Иначе быть городу не музыкой из разноцветья камня, бетона, стекла и металла, а унылыми коробками типовых зданий, брошенных небрежной рукой где и как попало, под взмахи дирижерской палочки лично-корыстных, а не общественно значимых интересов.

Слишком велика наша ответственность перед будущими поколениями за архитектурно-строительный облик столицы Южного Урала, чтобы "ничтоже сумняшеся" разменивать грандиозную проблему на решение частных мелочей. Для того и разрабатываются долгосрочные программы развития города, чтобы видеть в них не только грядущее завтра, но и четкие контуры Челябинска в отдаленной перспективе.

С учетом этих соображений, как я полагаю, следует подходить к оценке ситуации в градостроительной политике, которую мы имеем в настоящее время. Мой 50-летний опыт работы архитектором, личное участие в формировании облика Челябинска, осуществление десятков и сотен архитектурно-строительных проектов подсказывают, что сегодня в вопросах градостроительства далеко не все благополучно. Что же настораживает более всего? Отвечу в двух словах - отсутствие преемственности. А теперь поясню, что имею в виду.

Коллективный разум сформировал на протяжении прошлых десятилетий программу развития Челябинска как крупного мегаполиса, промышленного и культурного центра. Отказ от исторического прошлого, игнорирование полезного опыта неизбежно приведут когда-то к горьким раздумьям о том, что мы оставили детям в наследство.

Евгений АЛЕКСАНДРОВ, почетный гражданин города Челябинска, почетный член Российской академии архитектурно-строительных наук, заслуженный архитектор России

Комментарии
Комментариев пока нет